История развития глянцевых изданий в россии. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях Становление молодежной моды

Продолжаем рубрику «Нескучные картинки». Четвертая часть посвящена редким снимкам жизни в СССР в 50-60-е годы. Это было непростое время. Ушел из жизни Иосиф Сталин, началось правление Никиты Хрущева. В последствии, это время получило характерное название — «оттепель».

Аппарат для продажи духов и одеколона, 1950-е

Такие аппараты ставили в крупных магазинах. Цена «пшика» — 10-15 коп.
Чаще всего туда закачивали одеколон Шипр или Полёт, иногда Красную Москву.
1950-е гг.

Производственная гимнастика, 1950-е

Торговый автомат в «Детском мире», 1950-1960-е гг

Культурный отдых Ненцев, 1950-е

Ненцы — народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. Традиционное занятие - крупностадное оленеводство.

Торговля арбузами в поселке Амдерма на берегу Карского моря, 1952

А́мдерма - посёлок (в 1936-2004 годах - посёлок городского типа, с 23 декабря 2004 года - сельское поселение) в Ненецком автономном округе. Основан в 1933 году. Название посёлка в переводе с ненецкого означает «лежбище моржей».

Первые студенты МГУ, 1953

Автор: Драчинский Николай.
Строительство города Сталинвароша («Сталинграда»), 1951

Пропагандистская фотография. Нынешний Дунауйварош, — cамый молодой город Венгрии — построен с «нуля» по программе индустриализации, принятой коммунистическим правительством Венгрии в 50-х годах XX века.

Всемирный фестиваль молодежи, Москва, 1957 год

Маршал Жуков на слоне во время дипломатического визита в Индию, Дели, 1957

Велосипед «Ракета», 1958

Кострома, ул.Крестьянская, из архивов С. Митина. — У кого-нибудь был такой? Наверняка весь двор бегал со словами — дай покататься)

Игра в футбол, 1958

Новая игрушка, 1958

«В универмаге», 1958

Знаменитая стиральная машина, напоминала больше робота, чем ракету) У бабушки была такая.

«Кристиан Диор» в Москве, 1959

В 1959 году дом моды «Кристиан Диор» привез в Москву одну из своих коллекций одежды. Манекенщицы прогулялись по городу.

Девушки подготавливают беговую дорожку, 1959

В советское время физический труд не разделялся на мужской и женский… Ну, или почти… Журнал LIFE обожал такие снимки, тиражируя их повсеместно, покрикивая — насколько советский режим дикий и варварский… Западу легко оценивать, не зная больших войн на своих землях…

Пионеры на учениях по гражданской обороне, 1960

«Не уверен — не обгоняй. МОХ», 1960
Автор: Дубинский Григорий.
Будни гаишника, 1960
Баскетбол, 1961

Авторы: Воздвиженский Дмитрий, Свиридова Нина

Первый снег кубинского лидера — Фидель Кастро катается на санях, 1963

Фотография Дмитрия Бальтерманца.

Фидель Кастро катается на ледяной горке, Москва, 1964


© Dmitri Baltermants
Бег с ведрами на празднике «Сабантуй», Казань, 1965

Роботы переходят дорогу, Проспект Ленина, 1967
Фотография — Г.Щербаков «Без нарушений».
Робот-гаишник,1967

По некоторым данным им планировалось заменить сотрудников ГАИ на дорогах для управления транспортным потоком. Предполагалось что робот способен выполнять 79 команд и управляться дистанционно. С целью популяризации проекта были напечатаны в журналах эти фотографии, но проект так и остался не реализован.

Эпоху 1960-х называют временем «секса, наркотиков и рок-н-ролла». В это время еще плохо представляют последствия наркомании, а изобретение «пилюли» дает женщине свободу в сексе, контроль за деторождаемостью. С одной стороны наблюдается экономический подъем, Ю Гагарин летит в космос, что способствует развитию космического стиля в дизайне и моде. В тоже время это время строительства берлинской стены, распада колониальной системы в Африке, войны в Корее.

Как написал Джереми Паскаль в иллюстрированной энциклопедии рок-музыке, если раньше молодежь воспринимали как детей-переростков или взрослых-недоростков, то в 1950-е молодежь обретает собственную культуру. Появляется молодежная культура, молодежная музыка и мода. Бриджит Бардо и Одри Хепберн становятся кумирами части молодежи.

Автомобильный бум породило явление «драйв-ин» (кафе, обслуживающие людей в автомобилях), что сильно повлияло на дизайн 50-х. Использование хромированных деталей, напоминающих автомобильные, четкость линий - чистый функционализм подведет к созданию нового стиля. «Американский стиль» в дизайне так же продвигал идею жизни сегодня. Яркие вещи, хром, дешевый пластик, одноразовая посуда позволяли быть современной за небольшие деньги.

Вместе с кинозвездами на умы молодежи влияют музыканты - Биттлз, Мик Джаггер, появляются молодежные журналы, идет образовательный бум. Одна часть молодежи продолжает тратить деньги на удовольствия, а другая проникается левыми идеями. Ф. Кастро, Че Геварра становятся идеалами для многих. Как альтернатива развитию западного буржуазного общества потребления видится восточная философия, наследие древних культур, возвращение к природе. В это время формируются и контр культурные молодежные субкультуры. Война в Корее (1950-1953) активизировало недовольство молодежью существующим порядком.

Желание отличатся от взрослых характерно для большинства молодежных субкультур, одежда становиться и показателем культурных и политических пристрастий.

Еще в 1950-х экзистеаналисты, Ж.П. Сартр, А. Камю, С. Де Бовуар демонстрируют свою оппозицию обществу, в том числе и внешним видом. Среди интеллектуальной молодежи символом не похожести на буржуа, становиться черный свитер «черный пул» , в сочетании с черной юбкой или брюками. Такой костюм, в отличие от официальной моды не подчеркивает, а нивелирует социальные и половые различия, становиться символом равенства всех людей.

Битники в США (Д. Керруак, У. Берроуз, А. Гинзбур) вводят термин «хип» (от джазового понятия терпимость), под влиянием восточной философии. Битники видят жизненный путь человека как дорогу. Их костюм включал джинсы, армейские рубашки, надеваемые без галстука, символа респектабельности. Фильм «Беспечный ездок» с Д. Хоппером и Г. Фордом становиться идеологическим манифестом битников, образцом для подражания, в том числе и в костюме.

Хипстеры были наследниками «зут», и возникли изначально в джазовой тусовке. Их внешний вид отличался яркостью костюмов, использованием необычных тканей, блестящего декора. К хипстерам принято относить музыканта Чарли Паркера.

Тедди-бой (тедди), появившиеся в Англии стали одним из первых интернациональных движений. Не всем хватало экономического чуда, кто-то обедает в ресторане и ездит на собственном авто, а кто-то ходит в закусочную, добираясь туда на мотороллере. И в среде рабочих зарождается стиль «неоэдвардианские джентльмены» (Тедди это уменьшительное сокращение от имени Эдуарда VII). Парадокс, рабочие одеваются с шиком и элегантностью, скрывая свое происхождение.

Узкие брюки, очень узкие пиджаки, с бархатными лацканами, набриолиненные коки на голове, ботинки на микропорке. Брюки носят короткие, из-под них виднелись носки. Популярны ткани в клетку, иногда включая носки и рубашку. Цветовая гамма была серо-бежево-коричнево-черная. Кумиром этих ребят был Элвис Пресли и Рок-н-ролл, в США появляется собственный вариант тедди - рокабильщики. В 60-х кумиром станут «The Beatles». В СССР появляются стиляги, как обзывает отечественных тедди журнал «Крокодил», и штатники.

Байкерами в 1950-е называли гонщиков на мотоциклах. Джеймс Дин, Марлон Брандо в фильмах «Дикарь» и «Трамвай желаний» демонстрируют и пропагандируют одежду, которая приходится по душе байкерам. Кожаные куртки с косой, армейской застежкой для удобства, футболки, джинсы на бедрах становится их своеобразной униформой. Кроме армейского стиля они заимствуют и ковбоев - джинсы и ковбойские сапоги, казаки.

В 1960-е появляются новые молодежные субкультуры, часть из которых продолжали традиции 1950-х.

Моды (модернисты) (слушают не Э. Пресли, а джаз М. Девиса, «The Who»). Считается, что зародилось оно в Италии, откликаясь на кинематограф, подобные группы были и во Франции, увлеченные кинематографом французской новой волны (Ф. Трюффо, Ж. Л. Годар). В это время выходят фильмы «Римские каникулы» и «Dolce Vita», герои в них носили пиджаки три пуговицы (в жизни обычно носили на две или одну), брюки были достаточно узкие, узкими были и носы обуви. Свои деньги моды тратят в бутиках на Карнаби стрит, часто тратя там вся зарплату и имея в гардеробе всего один костюм.

Их можно назвать минималистами в моде, и в какой-то мере наследниками денди. Лозунг «Меньше, значит лучше» выдвинутый в XIX веке для модов был принципом жизни. В последствии минимализм в моде 1990-х много что позаимствует от модов. Модным средством передвижения стали мотороллеры.

В 1962 году «The Beatles» одеваются в таком стиле. Стиль «mods» докатился до элитных кругов и был воспринят дизайнерами одежды. В 1959 году П. Карден предлагает узкие вельветовые пиджаки с круглым вырезом, жакеты «Неру» со стойкой, узкие брюки.

Рокеры были врагами модов, считали, что те выглядят слишком женственно, и не уважают их космополитизм. Рокерами их обозвали сами моды, назвав так байкеров, слушающих рок музыку. В 1964 году в Брайтоне состоялась известная битва модов и байкеров. По сравнению с байкерами, рокеры используют больше деталей в костюме - кожаные шипы, нашивки, надписи, кулоны, подвески. Соответственно оформлены и их мотоциклы. Рокеры выступают за мужскую брутальность, патриотизм.

Скинхеды появились как движение классовое, а не национальное. Их врагами были буржуа, которые ущемляют рабочих, националистами они станут позже, в 1970-е годы. Естественно, скинхеды не любят модов за предательство своего класса. В костюме скинхеды подчеркивают свое рабочее происхождение - «донки», куртки докеров, пальто или полупальто из грубой шерсти с кожаной кокеткой, грубые брюки, длинные широкие пиджаки, тяжелые докерские ботинки. «Кожеголовыми», так переводится «скинхеды» их назвали немодные короткие стрижки.

В последствии стили уличной моды станут основным источником вдохновения для модельеров, но пока официальная мода не видит этих изменений, а попытка Ив сен Лорана создать коллекцию «Битник» провалилась. На подиумах, как и в светских гостиных, царят этикет, длинные перчатки.

В результате модный Париж в 1960-е начинает отставать от «свингующего» Лондона, где начинают создавать одежду для молодежи, на Кингл роуд и Карнаби стрит открываются бутики современной одежды.

Очередная подборка цветных фотографий из семейных архивов. Очень интересно посмотреть на одежду, машины, дома и прочие детали того исторического периода. В большинстве это слайды, купленные на аукционах или барахолках, оцифрованные и выложенные в сеть. По этой причине установить авторство конкретных фотографий не представляется возможным. Источника нет, так как все собиралось в течении долго времени по всему интернету.

1. Внук с бабушкой в ее Понтиаке Каталина, 1966 год.

2. Ремонт на обочине.

3. Новый Орлеан, 1968 год.

4. Зима в Чикаго, 1967 год.

5. Бьюик Спешл, 1962 год.

6. Пляж в районе Форт-Лодердейл, Флорида, 1966 год.

7. Линкольн 1956 года. Фото сделано в 1962 году.

8. У офисного здания, 1960 год.

9. В пригороде Бостона, 1960 год.

10. Место не известно, 1960 год.

11. Плимут Валиант, 1960 год.

12. Шевроле Импала, Флорида, 1960 год.

13. На грунтовой дороге, 1963 год.

14. Convair 880 авиакомпании Дельта в международном аэропорту Балтимор-Вашингтон (тогда он назывался Френдшип).

15. Поездка на пассажирском поезде California Zephyr из Калифорнии в Иллинойс, 1965 год.

16. Снежная буря 1966 года.

17. Горнолыжный курорт, 1967 год.

18. Сан-Франциско, 1965 год.

19. Вид на закрытую к тому моменту тюрьму Алькатрс, 1965 год.

20. Бьюик Уайлдкэт, Миннесота, 1965 год.

21. Форд Тандерберд у входа в штаб-квартиру Американского легиона, Индианаполис, 1962 год.

22. Летний лагерь Эхо-лэйк в Адирондакских горах, штат Нью-Йорк, 1967 год.

23. Почтовый ящик в двухцветной окраске, Лос-Анджелес, 1960 год.

24. У входа в развлекательный парк Кнотс-Бэрри-Фарм, Калифорния, 1960 год.

25. Grumman G-21 Goose частной авиакомпании Catalina Channel Airlines, Калифорния, 1964 год.

26. Вечеринка, 1961 год.

27. Чья-то университетская подружка, 1967 год.

28. Платтсбург, штат Нью-Йорк, 1961 год.

29. Железнодорожный вокзал Юнион-Стейшн, Денвер, штат Колорадо, 1963 год.

30. Денвер, штат Колорадо, 1963 год.

31. Въезд на территорию парка Диснейленд, Калифорния, 1960 год.

32. С семьей на пляж, Калифорния, 1967 год.

33. Снегопад в Куинсе, Нью-Йорк, 1967 год.

34. Форд Гэлэкси на заправочной станции, 1966 год.

35. Флорида, 1963 год.

36. Свадьба, 1960 год.

37. На ферме, штат Мэриленд, 1960 год.

38. У придорожного магазина, Гэтлинбург, штат Теннесси, 1961 год.

39. Boeing 707 авиакомпании Pan American в аэропорту Гонолулу, штат Гавайи, 1966 год.

40. В ресторане Бургер-Кинг, 1965 год.

41. Мужчина со своим новым Линкольном Континентал, 1963 год.

42. Свадьба, 1969 год.

43. Скорая на матче по американскому футболу, 1967 год.

44. Космический центр Кеннеди, Флорида, 1967 год.

45. Казино Стардаст, Лас-Вегас, штат Невада, 1964 год.

46. После снегопада в городке Вестон, штат Коннектикут, 1966 год.

47. Троллейбусы на улице Лос-Анджелеса, 1963 год.

48. Чикаго, 1964 год.

49. 1963 год.

50. Бабушка с дочкой и внуком, Калифорния, 1961 год.

51. Пассажирский состав Morning Hiawatha компании Milwaukee Road покилает вокзал Чикаго, 1963 год.

52. Мама с дочкой, 1964 год.

53. Белый дом во время президентства Джона Кеннеди, апрель 1963-го год.

54. Бабушка оделась на пасху, 1960 год.

55. Стюардессы авиакомпании Pan American, 1965 год.

56. На рыбалке, 1963 год.

57. 1961 год.

58. Возвращаются с вечеринки в Сан-Франциско, 1960 год.

59. Где-то на Аляске, 1960 год.

60. Заправочная станция компании Standard, 1964 год.

61. Чикаго, 1962 год.

62. Супермаркет в городке Роквилл, штат Мэриленд, 1964 год.

63. Бренхэм, штат Техас, 1962 год.

64. Обновление автопарка. Это осень 1964-го года.

65. Это весна 1965-го. Фото сделано в городке Уилмит, штат Иллинойс.

66. Тинек, Нью-Джерси, 1967 год. Нашел это место на гугловском стритвью .

67. Автобус переделанный в дом на колесах на пляже городка Клируотер, штат Флорида, 1965 год.

68. Остановка во время путешествия по Пенсильвании, 1963 год.

69. Самолет авиакомпании Трансоушен приземлился в аэропорту Гонолулу, штат Гавайи, 1960 год.

70. Пилоты авиакомпании Трансоушен, начало 60-х.

71. Юта, 1963 год.

72. Попали в аварию, возвращаясь с поездки на Всемирную выставку в Сиэттле, 1962 год.

Ramon Merkader del Rio, известный как Лопес Рамон Иванович (1913-1978)...

Рамон Меркадер, ликвидировавший Троцкого, награжден в Кремле звездой Героя Советского Союза лично главой КГБ Александром Шелепиным.
***
Рамон Меркадер (полное имя Хайме Рамон Меркадер дель Рио Эрнандес) родился в Барселоне в богатой испанской семье. Был завербован НКВД СССР при помощи своей матери Марии Каридад, являвшейся агентом советской разведки. Под руководством одного из руководителей советской разведки Н. И. Эйтингона подготовил покушение на Льва Троцкого, высланного в 1929 году из СССР, а в 1932 году лишённого советского гражданства, выступившего в 1938 году инициатором создания «Четвёртого интернационала» и считавшегося руководством ВКП (б) злейшим врагом СССР и советской власти.
В сентябре 1939 года Рамон Меркадер сблизился с Сильвией Агелофф, входившей в окружение Троцкого. С ее помощью познакомился с Троцким, которому понравился.
20 августа 1940 года Меркадер приехал на мексиканскую виллу Троцкого под предлогом того, чтобы показать ему свою статью, а когда тот начал её читать, ударом ледоруба по голове нанёс Троцкому рану, от которой тот на следующий день умер. После ареста Меркадер, объяснив свой поступок как акт возмездия борца-одиночки, отказался давать показания.
Мексиканский суд приговорил его к 20 годам лишения свободы. Рамон Меркадер полностью отбыл срок заключения, был освобождён 6 мая 1960 года и доставлен на Кубу, а затем тайно переправлен пароходом в СССР.
Спустя некоторое время он получил в Москве документы на имя Рамона Ивановича Лопеса. Операция советской разведки под кодовым наименованием «Утка» была окончательно завершена. И тогдашний председатель КГБ СССР Александр Шелепин внёс Н.С. Хрущёву ходатайство о присвоении товарищу Лопесу звания Героя Советского Союза. Особо подчёркивался тот факт, что за все 20 лет Рамон Иванович «сохранил в тайне свою связь с органами государственной безопасности Советского Союза». Секретный указ о присвоении Лопесу высокого звания был подписан тогдашним председателем президиума Верховного Совета Л.И. Брежневым 31 мая 1960 года. Специальным решением ЦК КПСС Рамон Иванович Лопес был зачислен в Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС на должность старшего научного сотрудника. Он получил государственную дачу, просторную квартиру в Москве, а потом и солидную пенсию. Спустя несколько лет, в начале 70-х, ему разрешили выехать с семьёй на Кубу. Там он консультировал кубинских товарищей по просьбе Фиделя Кастро. Там же, на Кубе, Рамон Меркадер и скончался в октябре 1978 года. Согласно последней воле усопшего, его прах был перевезён в Москву. Здесь, на Кунцевском кладбище, и находится его могила. На гранитном памятнике его фотография со звездой Героя и надпись: «Лопес Рамон Иванович. 1913-1978». А чуть ниже - его настоящее имя: «Ramon Merkader del Rio».

К сожалению, в СССР назревали проблемы, которые имели гораздо более глубокие причины, чем примитивизм одного руководителя.

Как и Запад, СССР переживал системный переход. Две конкурирующие системы в материальном смысле развивались почти синхронно. Наука и техника были примерно на одинаковом уровне. Где-то впереди был Запад, где-то – СССР.

К началу 1960-х годов не только разрушенная войной промышленность и сельское хозяйство были не только полностью восстановлены, но и были сделаны большие шаги вперёд. Созданная система обороны и ядерный щит были достаточны, чтобы внешняя военная сила не представляла опасности.

В СССР, конечно, не было создано общество изобилия, но повсеместно был достигнут здоровый материальный достаток. Все были обуты, одеты, накормлены, обучены, имели возможность отдыхать и пользоваться медициной.

В этой ситуации прежний принцип – работай так хорошо, как можешь, а распределение будет по принципу наиболее нуждающегося, переставал действовать.

Когда рядом голодный и босой, надо накормить и обуть его в первую очередь. Но когда все накормлены, то нет смысла работать изо всех сил, чтобы обеспечить соседа удовольствиями, которых ему хочется. Когда люди начинают работать ради удовольствий, а не ради совместного выживания, то неизбежно начинается конкуренция за право получить больше удовольствий и получить их раньше соседа.

В такой ситуации и военно-командная организация производства, и военно-командная организация общественного сознания переставали давать результаты и теряли смысл.

В 1961 году была сбылась высшая мечта естественнонаучной идеи, высшая мечта физики – полёт человека в космос.

В XIX веке чудом был паровоз, в 1920-е годы – трактор, электричество и радио, в 1930-е – заводы-гиганты. В 1960-е годы выдохлась даже фундаментальная теоретическая физика.

Все мечты материалистической науки осуществились. В материальном смысле дальше мечтать было не о чем, кроме товаров для своей кладовки.

Доля городского населения России превысила 50 процентов. Сам того не ведая, СССР начал превращаться в идеалистическое общество, в котором преобладают излишки и отношения людей между собой, а не отношения людей и природы.

Выбор 1960-х

Страна была в ключевой точке, в точке бифуркации. Наступил переход из «царства естественной необходимости», когда развитие определялось не столько желаниями, сколько внешними факторами и материальными нуждами тела. Наступил переход в «царство осознанной необходимости», в «царство субъективной свободы», где развитие сверх необходимого зависит только от желания, фантазии и воли самих людей.

Само общество осознавало, что произошли сильные перемены и что нужны новые цели. Вспыхнули споры физиков и лириков, споры идеалистов и материалистов. Среди экономистов началась теоретическая дискуссия товарников и антитоварников. Они спорили о том, есть ли товарно-денежные отношения при социализме, или их нет.

Вместо бесконечного цитирования классиков, экономистам достаточно было сходить в народ, и поинтересоваться, строятся ли ежедневные отношения людей посредством товаров и денег, или на каких-то иных принципах. Думают ли люди в первую очередь о товарах и о деньгах, или у них иные ценности.

В конечном счёте, выбор новых целей был за руководством партии. Ключевые решения были приняты на XXI съезде в 1959 году. На XXII съезде в 1961 году была одобрена Третья программа КПСС.

Третья программа КПСС констатировала, что цель революции 1917 года полностью достигнута – социализм в СССР построен и надёжно защищён.

Дальнейшая стратегия, стратегия построения коммунизма к 1980 году, заключалась в трёх главных целях:

1. Развитие материально-технической базы коммунизма, то есть дальнейший рост промышленности.

2. Удовлетворение растущих потребностей населения в потреблении товаров.

3. Усиление коммунистического воспитания нового человека.

Таким образом, в обществе, ставшем по сути своей идеалистическим , на первое место было поставлено развитие производства. Предполагалось, что производительные силы принесут счастье сами собой.

Это был сильный шаг назад даже по сравнению с 1917 годом, когда на первое место выдвигалась справедливость, борьба с буржуазией как классом, а уже потом материальность.

Более того, эта стратегия просто не работала в условиях насыщения. Если для обработки всех полей и лугов страны нужно 2 миллиона тракторов, а есть 200 тысяч, то каждый новый трактор даёт большу ю помощь. Но когда уже есть 2 миллиона тракторов, то дальнейшее увеличение их производства идёт только во вред.

В этот момент надо не увеличивать производство, но свернуть его просто до уровня замены изнашивающегося и улучшать качество, уменьшать энергоёмкость и так далее. Планирование от достигнутого и увеличение производства по инерции совершенно не учитывают, что рано или поздно наступает переход количественных изменений в качественные.

В такой ситуации рост производства становится не улучшением жизни людей, а ростом показателей в отчётах. Главной становится всё та же счётная книга (которая перекочевала из религии денег в теорию Маркса), рост транзакций, только выраженных не в золоте, а в рублях или в натуральных показателях. От натуральной счётной книги до настоящей золотой счётной книги – один шаг.

Хозяйство стало «экономикой», экономика – фетишем, экономикой ради экономики.

Более того, в условиях идеализации общества переставала работать теория трудовой и физической стоимости Маркса.

Товары удовольствия нельзя выразить через затраты труда и измерить в килограммах или метрах. Для инвестиций в лёгкую промышленность, в продукции которой главным показателем являются субъективные потребительские свойства товаров и их субъективное качество, нельзя использовать те же формулы, которые работали при инвестировании в объективную тяжёлую промышленность.

Советское ценообразование велось от ГОСТов. На функциональные товары несложно установить ГОСТ, который измеряет десяток их наиболее важных физических характеристик. ГОСТ на товары удовольствия установить практически невозможно, ибо удовольствие физикой не измеришь.

Материалистическое мышление налагало сильные ограничения и на производителей товаров. Они считали, что если товар сделан хорошо с их точки зрения, то это объективно хороший товар. Надо же было смотреть глазами покупателя, понимая, что товар – субъективная категория.

Статусные товары вообще были вне советского мировоззрения. Поэтому их место в обществе стали занимать примитивные, но яркие и редкие импортные товары.

На втором месте в новой программе партии стояло развитие товарного потребления , и лишь на третьем – развитие сознания. Между этими двумя целями было прямое, хотя и неосознанное противоречие.

На первый взгляд, потребление – это материальное, воспитание – это духовное. Но по своему влиянию на сознание, увеличение потребления товаров как цель, особенно поставленная вперёд духовности – это прямой путь в идолопоклонничество. Это привязка сознания к товарам и деньгам, это развитие религии денег.

«Разоблачив» культ Личности с одной стороны, и поставив целью увеличение зарплаты и потребления товаров с другой стороны, партия сама сказала людям, что надо побольше думать о деньгах и товарах, и поменьше о святых понятиях.

Для коммунистического воспитания был принят простой и чёткий, глубоко христианский по сути, Моральный кодекс строителя коммунизма, который мы привели в 3-й главе.

Но в повседневной жизни коммунистические идеи становились дежурной риторикой, которая использовалась для достижения более важных целей – роста производства и роста потребления (нередко личного потребления идеолога).

Зависть, алчность и жадность невозможно победить увеличением материального производства.

В довершение всего, XXII съезд вписал в программу партии и положение об отмирании государства по мере строительства коммунизма. Учитывая, что коммунизм планировалось построить к 1980-м годам, то получалось, чтои государство должно было отмереть к этому времени.

Если продолжать развитие буржуазной революции по прямой, то товарно-денежные отношения действительно ведут к отмиранию государства (и заменой его наднациональными корпорациями). Но если говорить о государстве справедливости, о государстве как о системе защиты от насилия, то оно не отомрёт никогда.

Это положение стало троянским конём в сознании общества, и во время перестройки активно использовалось для уничтожения Советской власти.

Принятие Третьей программы КПСС сопровождалось символическим жестом. XXII съезд постановил вынести тело И.В.Сталина из мавзолея.

Почему в 1961-м году было решено построить коммунизм за двадцать лет?

Посмотрите, сколько было сделано за предыдущие двадцать лет – с 1941 по 1961 год. Несмотря на войну, несмотря на огромные оборонительные расходы. Если уж столько можно было сделать за двадцать лет при нищете, то что можно сделать за двадцать лет при мощнейшей промышленности и с лучшей в мире наукой.

Можно ли было построить коммунизм за двадцать лет?

Можно, если бы в марксизме не было догмата материализма. «Научный коммунизм» должен быть стать не материалистической дисциплиной, но сознательно разработанной религией. Требовался не только и не столько дальнейший рост производства, ибо уровень необходимого был обеспечен, сколько управление желаниями, тонкое и гибкое управление сознанием людей и общества. Счастье не может быть материальным.

Развитие техники и рост материального производства имеют смысл только как развитие сознания. Если познание останавливается, а производство вещей продолжается, то в такой ситуации дегенерирует любое общество.

Научный коммунизм – это создание непротиворечивого, сбалансированного, саморазвивающегося духовного мира общества. Научный коммунизм – это управление общественным сознанием.

То, как программа партии предполагала переход к коммунистическим отношениям, не могло не создавать сильнейшего внутреннего противоречия в каждом человеке. С одной стороны, материальное развитие и материальное потребление являются главной целью человека и общества. С другой стороны, человек должен постоянно отказываться от этой главной цели, жертвовать собой. Его стимулом должны быть идеи и идеология, которые сама же теория признаёт второстепенной надстройкой.

При таком раздвоении сознания большинство людей сознательно или бессознательно выберут первичное – материальное и отбросят идеологию. Небольшая часть людей отбросит материальное и выберет духовное. Те же, кто попытается совместить, будут вечно несчастными и психически нестабильными.

Более того, примат производства ещё и порождает суеверный страх перед производительными силами, которые якобы управляют миром. Он парализует волю и способность человека развивать эти самые производительные силы.

Вместо того чтобы относиться к производству как к полностью подвластному человеку инструменту, начинается преклонение перед производительными силами. Появляется боязнь «прогневать» их, поступить неправильно. Боязнь нарушить некие мифические пропорции их развития, никому не известные, но смутно указанные в произведениях классиков, которые непонятно как трактовать. Чем больше люди думают о том, как их развивать, тем больше неуверенности в их действиях. Возникает целый сакральный культ производительных сил.

В этом смысле слепая погоня за прибылью имеет большое преимущество. Производство рассматривается исключительно как второстепенный инструмент. Нет никаких предрассудков и суеверий, чтобы заставить работать производство и подчинить природу.

Полуголодное и разутое общество 1920-40-х годов, все силы которого были направлены на выживание, было великим, потому что презрело то, чего у него не было, и жило идеями.

Сытое и богатеющее общество 1960-1980-х годов становилось всё более обывательским, потому что поставило своей целью то, что у него и так было – материальное потребление.

Почему в 1960-е годы были поставлены сугубо материальные цели? Как иногда спрашивают, почему Сталин не подготовил себе смену?

Где в 1950-1960-е было найти коммуниста, который бы закончил духовную семинарию?

С начала индустриализации года прошло двадцать пять лет жизни на непрерывном военном положении, в условиях постоянного и предельного напряжения сил, в условиях горячей и холодной войны. Гонка по развитию физической науки и техники и армейская организация общества были не желанием, но единственно возможным способом выживания. Эти условия отнюдь не способствовали отбору в руководство философов, как и развитию вольнодумства в обществе в целом.

Советское руководство состояло из глубоких технарей и производственников или из военных. Их сознание было практичным, трудолюбивым, работоспособным, смекалистым. Но оно не было ни возвышенным, ни духовным, ни философским.

У великой страны может быть только духовный руководитель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: