Красочные памятки по русскому языку. Памятки по русскому языку

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАМЯТКА №1 Как сделать звуко - буквенный разбор слова 1. Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси слово по слогам. 2. Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог. 3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку. 4. Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он ударный или безударный; если согласный - то какой он - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Назови букву, которой обозначается каждый звук. 5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове. Образец устного рассуждения В слове заря два слога: заи ря. Слог ря ударный. Звуки в слове можно изобразить так: /зар"а/ Называю звуки по порядку: /з/ - согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой "зэ"; /а/ - гласный, безударный; обозначается буквой а; /р"/ - согласный, звонкий непарный, мягкий парный; обозначается буквой "эр"; /а/ - гласный, ударный; стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой я. В слове заря - 4 звука, 4 буквы. Образец письменного разбора Заря /зар"а/ - 2 слога. з - /з/ - согл., звонк. парн., твёрд.парн.; а - /а/ - гласн., безударн.; р - /р"/ - согл., звонк. непарн., мягк. парн.; я - /а/ - гласн., ударн. 4 б., 4 зв. ПАМЯТКА №2 Как дать характеристику предложению 1. Прочитай предложение. 2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Является ли предложение восклицательным? 3. Определи, простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространённое или нераспространённое. Если сложное.то как соединены простые предложения в сложное (с помощью интонации или с помощью союзов и, а. но). Образец рассуждения Читаю предложение: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю. Лермонтов Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное. Данное предложение простое (в нём одна основа), распространённое. ПАМЯТКА №3 Как разобрать предложение по членам Образец рассуждения 1. Читаю предложение: Яркая звезда сверкала над лесом. 2. Нахожу подлежащее. Ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда - подлежащее. Пдчёркиваю одной чертой. 3. Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово сверкалаотвечает на вопрос что делала? Звезда (что делала?) сверкала. Значит, слово сверкала - сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. 4. Делаю вывод: подлежащее звезда и сказуемое сверкала - это главные члены предложения. 5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: звезда (какая?) яркая. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом. 6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания: яркая звезда, сверкала над лесом. ПАМЯТКА №4 Как разобрать слово по составу 1. Прочитай слово и объясни его смысл. Определи, к какой части речи оно относится. Изменяется или нет? 2. Найди в слове окончание. Для этого измени слово. Изменяемая часть слова - это окончание. Выдели его нужным знаком. 3. Выдели в слове основу. Основа - это часть слова без окончания. 4. Найди в слове корень.Корень - это общая часть родственных слов. Для этого подбери родственные слова. Сравни их, выдели общую часть нужным значком. Это корень. 5. Найди в слове приставку (если она есть). Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Выдели приставку. 6. Найди в слове суффикс (если он есть). Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели суффикс нужным значком. 7. Назови все части слова. ПАМЯТКА №5 Как подготовиться к диктанту по учебнику 1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. 2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Определи, в какой части слова находится проверяемая или непроверяемая орфограмма. Подумай, как объяснить её написание. 3. Если не знаешь, как проверить слово, то запомни, как оно написано. 4. Обрати внимание на знаки препинания в предложениях. 5. Будь внимателен при записи каждого слова. ПАМЯТКА №6 Как подготовиться к письму по памяти 1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о ком или о чём говорится в тексте. 2. Найди в словах орфограммы. Подумай, как проверить их написание. Запомни написание трудных для тебя слов, проговори их по слогам. 3. Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте и на расположение строк. 4. Выучи текст наизусть. 5. Ещё раз внимательно прочитай текст или повтори его про себя, зрительно представляя написание каждого слова. Закрой книгу и напиши. 6. Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом. ПАМЯТКА №7 Как подготовиться к изложению ПАМЯТКА №8 Виды предложений Виды предложений по цели высказывания: По цели высказывания предложения делятся на: повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе; вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком;также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе? побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе. По эмоциональной окраске выделяют предложения: восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком): Дети, учитесь в школе! не восклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций): Дети должны учиться в школе.

Разделы: Русский язык

Разработка данной идеи позволит облегчить работу на уроке, выработать орфографическую и пунктуационную грамотность, систематизировать орфограммы и пунктуационные правила, научиться объяснять и исправлять допущенные ошибки в письменных работах.

Обучение русскому языку в школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по языку, развивать их языковое чутье, способствовать анализу языковых явлений, умения наблюдать факты речи.

Обратимся к возрастной группе пятиклассников (9-11 лет). Основной этап обучения орфографии начинается с повторения того материала, которым овладели учащиеся на начальном этапе (1-4 классы). Ученики, пришедшие в 5-й класс, уже знакомы с основными правилами обозначения звуков буквами на письме, с правилами раздельного написания знаменательных и служебных слов, с основными правилами употребления прописной буквы и с общими правилами переноса. Одним словом, о русской орфографии пятиклассники имеют первоначальное представление, на основе чего у них сформировались навыки правописания.

Но для учащихся этой возрастной группы характерна сформированность неустойчивых навыков правописания. Объясняется это не только тем, что происходит адаптация классного коллектива к новым условиям обучения, но и некоторыми специфическими особенностями. Для начального этапа обучения (1-4 классы) орфографии характерен практический уклон. Система упражнений помогает учащимся осознать способ орфографического действия в его самом общем виде.

Важнейшим умением, которое формируется в период перехода в среднее звено, является умение обнаруживать орфограммы.

Работа начинается с того, что учащиеся, анализируя слова с одной орфограммой, получают представление о написаниях, определяемых произношением и не определяемых им. Например, в слове стопа написание трех букв (с,т,п) определяется произношением: в этом слове никаких других букв, кроме данных, написать нельзя. Что же касается безударного звука [о], то по правилам графики можно написать как букву а, так и букву о. Это сомнительное написание и есть орфограмма. Какую из возможных букв правильно употребить, диктует правило: в проверочных словах с тем же корнем (стопы, стопочки) пишется буква о ; значит, по законам русского правописания безударный звук передается той же буквой – сто па.

Аналогичное рассуждение проводится и при аргументации обозначения на письме согласных звуков.

Анализ допущенных ошибок сразу учащиеся самостоятельно выполнить не в состоянии, их надо обучать, и потому запись оформляется параллельно на доске и в тетрадях под контролем учителя.

Учитель вслух комментирует условие выбора орфограммы, в которой допущена ошибка, т.е. графически обозначает орфограмму и условие, при котором орфограмма отработана.

Трудности выполнения учащимися анализа письменной работы связаны с рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Отсутствие четкого плана анализа и классификации орфограмм.
  2. Отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм.

Прививая навыки научного орфографического анализа и постепенного внедрения пунктуационного анализа слов и синтаксических единиц, учитель может облегчить работу учащимся, предложив им “Памятку по русскому языку”.

“Памятка по русскому языку” включает в себя первоначальный набор изученных орфограмм. После изучения новых тем необходимо пополнять данную “Памятку”, показывая принцип графического обозначения и проверки предполагаемой ошибки.

Каждая орфограмма именована, предлагается порядок работы с данной орфограммой и прописано графическое обозначение правила. После указаний дается пример отработки ошибки на данную орфограмму. К недавно изученным орфограммам прилагается формулировка правила на данную орфограмму с целью облегчить поиски правильного написания и укрепить недавно изученное правило.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Д ети рады.

  1. Пропуск буквы.
  2. Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

    Звонок- зво нок

  3. Перенос слова.
  4. Раздели слово на слоги для переноса.

    При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

  5. Мягкий знак, обозначающий мягкость.
  6. Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Ель , тень , пень .

  7. Гласные после шипящих.
  8. Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

    Малыши , карандаши

  9. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
  10. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Дочк а, речк а, мощн ый

  11. Ударение.
  12. Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

    Алфав`ит, `азбука, портф`ель

  13. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  14. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

    Са ды – са д; во лна - во лны.

  15. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
  16. Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

    Яго да, яго да, яго да.

    Хокк ей, хокк ей, хокк ей.

  17. Парные звонкие и глухие согласные.
  18. Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

    Мороз – морозы ;

    Ягод ка – ягода .

  19. Большая буква в имени собственном.
  20. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Илья, С оловьев, О мск

  21. Разделительный Ь.
  22. Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

    Вь юга, листь я, соловь и

    Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

  23. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звезд ный – звезда ;

Чест ный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

По летели, по бежали, по тянули.

  1. Правописание предлога.
  2. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

    К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

    Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

    Лодка от плыла от берега

  3. Разделительный Ъ.
  4. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

    Съе ст, объя вления, объе м.

    Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

  5. Ь на конце существительных после шипящих.
  6. Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

    Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

    Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

    Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

  7. Соединительные гласные в сложных словах.
  8. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

    Водо воз, само лет.

  9. НЕ с глаголом.
  10. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

    Не_пришел, не_выучил.

    Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

  11. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
  12. Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

    На опушке (1 скл., П.п.), у речки ( 1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

  • Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
  • Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

    К лесу (какому ?) дальнему , в лесу (каком ?) дремучем, с шариком (каким?) синим .

  • Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
  • Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

    Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

    Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

  • Правописание безударных личных окончаний глаголов.
  • Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

    Спряжение глаголов

    Личные окончания глаголов

    1-е спряжение

    2-е спряжение

    –УТ, – ЮТ

    –АТ, – ЯТ

    Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

  • Ь в неопределенной форме глагола.
  • Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

    Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь , стеречь .

    Пунктуация

    1. Знаки препинания в конце предложений (. ? !).
    2. Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

      Слава нашей Родине ! Слава труду !

    3. Однородные члены предложения.
    4. Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

      Знаки препинания при однородных членах

    О да (=и) О

    О, да (= но) О

    О и О,и О,и О

    Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

  • Обобщающее слово при однородных членах.
  • Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

    Знаки препинания при обобщающем слове

    Ребята, берегите учебники! О,

  • Сложное предложение.
  • Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

    Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

  • Предложения с прямой речью.

    Запиши правильно предложение. Составь схему.

    “А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П?” - а.

    1. В русском языке 33 буквы.
    2. Звуки бывают гласные и согласные.
    3. Букв, которые обозначают гласные звуки – 10 (а, о,у,ы,и,ы,е,ё,ю,я,э).
    Гласных звуков – 6 [а], [о], [у], [ы], [и], [э].Буквы е, ё, ю, я играют две роли1) обозначают два звука, если:- стоят в начале слова;- стоят после гласного звука;- стоят после Ь или Ъ знаков2) обозначают мягкость предыдущего согласного.
    4. Согласные звуки бывают: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие.

    Всегда твёрдые (не имеют мягкой пары) - [ж], [ш], [ц]. Всегда мягкие (не имеют твёрдой пары) - [ч], [щ], [й].
    Парные согласные по глухости - звонкости б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
    5. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.


    Предложение

    Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение имеет законченную мысль.

    По цели высказывания

    По интонации

    По строению

    Повествовательные

    Восклицательные

    Распространенные

    Вопросительные

    Невосклицательные

    Нераспространенные

    Побудительные

    Предложения, в которых содержатся сообщения, ответы на вопросы, называются повествовательными.
    Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.
    Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба.
    Предложения, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, называются восклицательными.
    Распространенные предложения состоят из главных членов предложения и второстепенных.
    Нераспространенные предложения состоят только из главных членов предложения.

    К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

    Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

    Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают? какова? и т.д.

    Имя существительное

    Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении имя существительное бывает подлежащим и второстепенным членом. Различают одушевленные им.сущ (кто?) и неодушевленные им.сущ (что?) Имена существительные бываютмужского рода – он, мой женского рода – она, моя среднего рода – оно, моё
    Имена существительные изменяются по числам и падежам.

    Изменение имен существительных по падежам называется склонение.
    Различают 3 склонения имен существительных.

    Чтобы определить безударный гласный в окончании имени существительного в ед.ч., нужно определить падеж и склонение.

    Падежи имен существительных.

    Падежи Вопросы Предлоги
    Именительный Кто? Что?
    Родительный Кого? Чего? От, до, из, без, у, для, около, в
    Дательный Кому? Чему? К, по
    Винительный Кого? Что? В, на, за, про, через
    Творительный Кем? Чем? Под, над, за, перед, с, между
    Предложный О ком? Очем? В, на, о, об, обо, при
    1 скл. 2 скл. 3 скл.
    Р.п. - и - и
    Д.п. - е - и
    Т.п. - ой, - ей
    П.п. - е - е - и


    Морфологический разбор имени существительного

    1. Имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос…

    2. Начальная форма – И.п., ед.ч.

    3. Постоянные признаки (одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

    4. Непостоянные признаки (число, падеж)

    5. Роль в предложении.


    Образец разбора имени существительного

    К осени скворцы собираются в шумные стаи.

    К осени - (к чему?, когда?), сущ., предмет, н. ф. - осень, неодуш, ж. р., 3 скл., ед. ч., Д. п., обстоятельство времени.

    Имя прилагательное

    Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
    Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и родам (в единственном числе).
    Имя прилагательное согласуется с именем существительным (какого числа, рода, падежа имя существительное, от которого зависит прилагательное, такого же числа, рода и падежа имя прилагательное).
    В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом.
    Безударное окончание имени прилагательного определяется по вопросу – какое окончание в вопросе, такое окончание и у прилагательного

    (но! нужно обращать внимание на твердость или мягкость согласного)
    Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч., мужской род (какой?)


    Морфологический разбор имени прилагательного

    1. Зависит от сущ. …., отвечает на вопрос, имя прилагательное, обозначает признак предмет.

    2. Начальная форма – И.п., ед.ч., м.р.

    3. Постоянные признаки - не

    т4. Непостоянные признаки (число, падеж, род ед.ч.)

    5. Роль в предложении.

    Образец разбора имени прилагательного

    В зелёных лугах всё лето цветут одуванчики.
    Зелёных (в лугах)- каких?, прилаг., признак предм., н. ф. - зелёный, мн. ч. , П. п., определение

    Глагол

    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
    Начальная форма глагола – это неопределённая форма.
    Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? Не изменяется по числам и временам, оканчивается на -ть, -чь, -ти

    Глаголы изменяются по числам и временам.

    Глаголы прошедшего времени в ед.числе изменяются по родам.

    От рода зависит окончание глагола.

    М.р. что делал?- нулевое окончание

    Ж.р. что делала?- окончание -а

    Ср.р. что делало?- окончание -о

    Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.

    Изменение глаголов по числам и лицам называется спряжением.

    Глаголы бывают I и II спряжения
    К I спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред – ть, имеют суффиксы А,О,У,Ы,Е и глаголы-исключения: брить, стелить
    Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред –ть имеют суффикс И и 11 глаголов-исключений: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидетьгнать, держать, дышать, вертетьи зависеть, и терпеть
    Чтобы определить безударный гласный в окончании глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму.

    Если глагол I спряжения, то в окончании надо писать букву – Е, если II спряжения – то букву –И.

    Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.

    I спряжение II спряжение
    лицо Ед.ч. Мн.ч лицо Ед.ч. Мн.ч
    1 -у, -ю -ем 1 -у. –ю -им
    2 -ешь -ете 2 -ишь -ите
    3 - ет -ут, -ют 3 -ит -ат, -ят

    НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать.
    Морфологический разбор глагола

    1. Глагол, отвечает на вопрос, обозначает действие предмета.

    2. Начальная форма – неопределённая форма.

    3. Постоянные признаки: спряжение.

    4. Непостоянные признаки: число, время, лицо (в наст.и буд.времени), род (в прош.времени ед.ч.)

    5 Роль в предложении – сказуемое.

    Образец разбора глагола.

    Мощный ураган срывал крыши с дачных домов.

    Срывал - что делал?, глагол, действие предмета, н. ф. - срывать, I спр., ед. ч., пр. в., м. р. , сказуемое

    Фонетический разбор слова (образец)
    Сентябрь -– 2 слога

    с - [с′] – согл., глух., мягк.
    е - [и] – глас., безуд.
    н - [н] – согл., звон., тв.

    т - [т′] – согл., глух., мягк.

    я - [а] – глас., удар.
    б - [б] – согл., звон, тв.

    р - [р′] – согл., звон., мягк.
    ь - [ - ]

    8 б., 7 зв.

    Ручеёк – 3 слога

    р - [р] – согл, звон, тв.

    у - [у] – глас., безуд.

    ч - [ч′] – согл., глух., мягк.

    е - [и] – глас., безуд.

    ё - [й′] – согл., звон., мягк. [о] – глас., удар.

    к - [к] – согл., глух., тв.
    6б., 7 зв.

    Морфемный (разбор слова по составу)

    1. Определить часть речи. (Существительное, прилагательное, глагол);

    2. Выделить окончание. (Окончание это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении);

    3. Показать основу слова. (Основа - это часть слова без окончания, в основу входит корень, суффикс, приставка);

    4. Выделить корень. (Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл однокоренных слов, чтобы найти корень. нужно подобрать как можно больше однокоренных слов);

    5. Выделить приставку(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов) и суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов).

    Разбор предложения

    1. Какое предложение по цели высказывания?

    2. Какое предложение по интонации?

    3. Распространенное оно или нераспространенное?

    4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

    5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

    6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

    Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

    8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

    П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.(Повествоват.,невосклиц., распростр.)
    Что? Грибы - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя.З адаем вопрос от сказуемого.Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.-обстоятельствоПошли (когда?) после дождей – это Вт.член.- обстоятельствоПосле дождей (каких?) теплых – это Вт.член. - определение

     Памятки по русскому языку для фотоальбомчиков (каждый лист для 4 учеников) Составила учитель начальных классов МОУ Меленковская СОШ №1 Клокова Марина Николаевна Меленки 2010 г. В русском языке - 33 буквы Гласных букв - 10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков - 36 Не обозначают звуков: ь, ъ аоуэылмнйрбвгдзжьяеюеипфктсшхцчщъ Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]В русском языке - 33 буквы Гласных букв - 10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков - 36 Не обозначают звуков: ь, ъ аоуэылмнйрбвгдзжьяеюеипфктсшхцчщъ Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]В русском языке - 33 буквы Гласных букв - 10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков - 36 Не обозначают звуков: ь, ъ аоуэылмнйрбвгдзжьяеюеипфктсшхцчщъ Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]В русском языке - 33 буквы Гласных букв - 10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков - 36 Не обозначают звуков: ь, ъ аоуэылмнйрбвгдзжьяеюеипфктсшхцчщъ Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ] ЖИ - ШИ - пиши с буквой И ЧА - ЩА - пиши с буквой А ЧУ - ЩУ - пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. ЖИ - ШИ - пиши с буквой И ЧА - ЩА - пиши с буквой А ЧУ - ЩУ - пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. ЖИ - ШИ - пиши с буквой И ЧА - ЩА - пиши с буквой А ЧУ - ЩУ - пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. ЖИ - ШИ - пиши с буквой И ЧА - ЩА - пиши с буквой А ЧУ - ЩУ - пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной - одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной - одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной - одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной - одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома - домик, носы - носЧтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома - домик, носы - носЧтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома - домик, носы - носЧтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома - домик, носы - носЧтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб - зубы - зубной.Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб - зубы - зубной.Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб - зубы - зубной. Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб - зубы - зубной. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Разбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённоеРазбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённоеРазбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённоеРазбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённоеИмя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё)Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё)Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё)Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: * по числам (единственное, множественное) * по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: * по числам (единственное, множественное) * по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: * по числам (единственное, множественное) * по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: * по числам (единственное, множественное) * по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. Личное местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения. Личное местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения. Личное местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения. Личное местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения. Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) > Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) > Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) > Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е - соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) > Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) > Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) > Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е - соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) > Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) > Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) > Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е - соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) > Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) > Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) > Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е - соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход)

    Гласные звуки: Гласные буквы: А,0,У,Ы,И,Э. А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я Согласные звуки Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з глухие: п, ф, к, т, ш, с непарные звонкие: л, м, н, р глухие: х, ц, ч, щ Всегда твердые: ж, ш, ц Всегда мягкие: ч, щ, й Ь и Ъ – звуков не обозначают Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного (МЁД, ДЕРЕВО) или 2 звука, после гласной и в начале слова (МОЁ, ЯМА) Твёрдый согласный звук Мягкий согласный звук

    1. Если после согласного звука стоят: А, О, У, Ы, Э КАПУСТА, ЭКСКАВАТОР 2. Если согласный стоит на конце слова: НОС 3. Если согласный стоит после согласного: СТОЛ 4. Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц ШИЛО, ЛОЖКА, ЦИРКУЛЬ 1. Если после согласного звука стоят: Я, Ё, Ю, И, Е МЕБЕЛЬ, МЯЧИК 2. Если после согласного звука стоит: Ь знак ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ 3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ ЧАШКА, ЩУКА, МАЙ

    падежи 1 склонение м.р., ж.р. (папа, дядя, ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 3 склонение ж.р. ь (ночь, дочь, степь) ь тень, дочь 2 склонение м.р., с.р. -о, -е (конь, окно, поле) -о, -е человек, озеро -а, -я тётя) -а, -я мама, дядя Именител ьный Родительн ый Дательны й Винительн ый Творитель ный Предложн ый -ы, -и мамы, дяди -е маме, дяде -у, -ю маму, дядю -ой, -ей мамой, дядей -е о маме, о дяде -а, -я человека, озера -у, -ю человеку, озеру -а, -я, -о, -е человека, озеро -ом, -ем человеком, озером о человеке, об -е озере -и тени, дочери -и тени, дочери ь тень, дочь ь -ю тенью, дочерью -и о тени, о дочери

    Состав слова 1. Окончание Изменяемая часть, которая находится на конце слова снег снега снегом 2. Основа Часть слова без окончания Машин а 3. Корень Общая часть родственных слов 4. Приставка Перед корнем 5. Суффикс После корня Снег снежок зацветут расцветут цветок цветочек Приставки Суффиксы из ис с при пре без бес о об от ото до под подо про в во вы над на рас раз за н инк ник ниц еньк оньк к ик ок ек ёк ов(а) ев(а) ск и е щик чик ышк ушк юшк ист тель оват еват очк ечк ть ти чь л ся(сь) Предлоги ПАДЕЖИ Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Начальная форма К О С В Е Н Н Ы Е ПАДЕЖИ Вспомогательное слово есть Падежные вопросы кто? что? нет дам кого? чего? у, с, без, до, от, из, из­под, возле, подле, для, около кому? чему? к, по вижу кого? что? горжусь кем? чем? в, на, за, под, перед, про, сквозь, через с, за, над, под, перед, между говорю о о ком? о чём? о, об, на, в, при

    МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ Ь ­ смягчающий 1. Пишется в конце и в середине слова: лось, мальчик. 2. Пишется после и перед согласными: дяденька 3. показывает мягкость впереди стоящего согласного звука: большой, альбом Ь ­ разделительный 1. Пишется в середине слова: жильё, листья 2. Пишется после согласных и перед гласными: и, е, ё, ю, я платье, деревья 3. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным: вьюга, семья, колья Ъ –твёрдый знак 1. Пишется после приставок перед корнем: подъезд, въехал 2. Пишется после согласных и перед гласными: е, ё, ю, я объяснить, подъём 3. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным: съездил, объявление ЖИ – ШИ ЛЫЖИ, ШИНА ЧА – ЩА ДАЧА, ЩАВЕЛЬ ЧУ – ЩУ ЧУГУН, ЩУКА ЗАПОМНИ ПРАВИЛА! ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ ДОЧКА СКВОРЕЧНИК ПТЕНЧИК БАРАБАНЩИК СПОРЩИК ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ: УЧЕ – НИК МА­ ШИ­ НА РУ – ЧЬИ ВАН – НА ПОДЪ – ЕЗД ПАЛЬ ­ ТО ЛЕЙ – КА АКА – ЦИЯ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА: КОНЬ, МОСТ, ОСЁЛ, ЯМА

    ЧАСТИ РЕЧИ ГЛАГОЛ ИМЯ СУЩЕСТВИТ КТО? ЧТО? ь т с а ч и ч е р ы с о р п о в ПРИЛАГАТЕЛЬ ЛЬНОЕ ИМЯ НОЕ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК н. ф. ЧТО ДЕЛАТЬ? н. ф. ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЙСТВИЕ определени е сказуемое н е л ч. д е р п подлежаще е, дополн, обстоят. о р д Ж.Р. кошка М.Р. щенок С. Р. озеро л с и ч о единственно множествен е ч. ное ч. Ж.Р. М.Р. ласковая шустрый С.Р. круглое единственно е ч. множествен ное ч. я м е р в времени нет времени нет Ж.Р. спит М.Р. лает С. Р. находится единственное ч. множественное ч. делает?) наст. время (что играет, играем прош. время (что делал?) играл, играли буд. время (что сделает?) (что будет делать?) играть поиграет, будет МЕСТОИМЕНИЕ Ед.ч Мн.ч 1 лицо - Я, МЫ 2 лицо - ТЫ, ВЫ 3 лицо - ОН, ОНИ ОНА, ОНО подлежащее, дополнение Ж.Р. она М.Р. он С.Р. оно единственное множественн ч. ое ч. времени нет ВЫУЧИ ПРАВИЛА! БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ: ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ: О, А, Е, И, Я Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Б В Г Д Ж З I I I I I I П Ф К Т Ш С Ты сомнительный согласный

    Ставь под ударение. ГОРА – ГОРЫ, ТРАВА – ТРАВЫ, РЯДЫ – РЯД Проверяй скорее гласной. ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ­ ЕК ­ ИК: Чтобы узнать какой суффикс написать, Нужно слово изменить и проверить гласную. Если гласный «убегает», Нужно – ЕК писать всегда. ЗАМОЧ ЕК – ЗАМОЧ К А ОРЕШ ЕК – ОРЕШ К А ЛИСТ ИК ­ ЛИСТ ИК И КЛЮЧ ИК – КЛЮЧ ИК И НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ: Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились. РАДОСТНЫЙ – РАДОСТЬ, ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА, СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ. СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Женский род Множествен. число какая? АЯ ­ ЯЯ какие? ЫЕ ­ ИЕ лесная синяя лесные синие какой? ОЙ ­ ЕЙ каких? ЫХ ­ ИХ лесной синей лесных синих какой? ОЙ ­ ЕЙ каким? ЫМ ­ ИМ лесной синей лесным синим какую? УЮ ­ ЮЮ лесную синюю какой? ОЙ ­ ЕЙ лесной синей о какой? ОЙ ­ ЕЙ какие? ЫЕ ­ ИЕ лесные синие какими? ЫМИ ­ ИМИ лесными синими о каких? ЫХ ­ ИХ о лесном о синем о лесной о синей о лесных о синих Падеж Мужской род Средний род И.п. какой? какое? ЫЙ ­ ИЙ ­ ОЙ ОЕ ­ ЕЕ лесной синий лесное синее какого? ОГО ­ ЕГО лесного синего какому? ОМУ ­ ЕМУ лесному синему какой? какого? какое? ЫЙ ­ ИЙ ­ ОЙ ­ ОГО ОЕ ­ ЕЕ лесной синего лесное синее каким? ЫМ ­ ИМ лесным синим о каком? ОМ ­ ЕМ Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

    РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 1.Перенос слова (П.С.) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова. Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль ­ то. 2.Мягкий знак (М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова. Делай так: ходить, водить, наливать. 3. Жи – ши, ча – ща, чу ­ щу (Ж.Ш.) – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова. Делай так: малыши, машина, шило. 4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную. Делай так: волна – волны, выходил – ходит. 5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка. Делай так: ребята, ребята, ребята. 6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная. Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды. 7. Разделительный мягкий знак (Р.М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: листья, деревья, вьюга. 8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенный согласный. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: группа, аллея, утренний. 9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался. Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

    10.Состав слова (С.С.) – выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Делай так: приморская 11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Напиши. ещё два слова с такой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, потянули. 12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог. Напиши ещё два слова с таким же предлогом. Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту. 13. Разделительный твёрдый знак (Т.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак. Выдели приставку и подчерни букву (Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: в ъехал, с ъезд, об ъявление. 14. Мягкий знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши слово правильно. Определи род имени существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего. Напиши ещё два слова на это правило. ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р Делай так: ночь, помощь, дочь, луч, шалаш, товарищ. 15. Безударные падежные окончания (П.О) – выпиши слово правильно. Выдели окончание. Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово. Делай так: На опушке ­ опушка, I скл, П.п. На полянке ­ полянка, I скл, П.п. 16. Разбор предложения (Р. П.) – выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Делай так: Седые туманы плывут к облакам. 17. Однородные члены предложения (О. Ч.) – выпиши предложение. Подчеркни главные и однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах. Делай так: Ученики читали, решали, считали.

    Главные и второстепенные члены предложения. Член предложения е Подлежащее ы н в а л г Сказуемое е Дополнение ы н н е п е т с о р о т в Определение Вопросы Что обозначает Примеры предложений кто? что? Предмет Льёт дождь. Он скоро пройдёт. что делает? что делал? что сделает? что будет делать? На вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Действие предмета Улетают птицы. Ученики читают и пишут. Предмет Летом я жил у бабушки. Она испекла пироги с малиной. К речке ведёт тропа. Признак, качество, свойство предмета. Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом мелькнул лисий хвост. Белые ручки чужой труд любят. Обстоятельство где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? каким образом? Место, время, Утром дети шли по лугу. причину, способ действия. Человек сидел неподвижно. Впереди бежала собака Жучка. По интонации Виды предложений. По цели высказывания По наличию главных членов предложения. По наличию второстепенных членов. 1) Восклицательное Мама приехала! 1) Повествовательное Мы идём пешком. 1) Простое (одна основа) Снова ударил гром. 1) Нераспространённое Полил дождь. 2) Невосклицательное Мама приехала. 2) Вопросительное Вы пойдёте пешком? 3) Побудительное Идите пешком! 2)Сложное (несколько основ) Снова ударил гром, и начался сильный ливень. 2) Распространённое К вечеру полил холодный дождь. 1) 2) 3) 4) 5) , и, а, но Однородные члены предложения. Ласточки, утки, лебеди осенью улетают на юг. Берёзы, дубы и осины растут в лесу. , и Ученики считали и решали на уроках математики. Мы собирали не грибы, а ягоды. Наступила осень тихая, но пасмурная. Прямая речь в предложении. 1) Прямая речь заключается в кавычки «…..» и пишется с заглавной буквы. 2) Прямая речь стоит перед словами автора, то после кавычек ставится тире. « Это часы » , ­ ответила мама. « Пойдём гулять! » ­ сказал мальчик. « Где Жучка?» ­ спросил Тёма. 3) Прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

    Мишка говорит: «Давай кашу варить». Папа сказал: «Часы ходят! » Катя спросила: «Пойдём в кино?» ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Число Единственное число Множественное число я ты он, она, оно (ж.р.) (ср.р.) (м.р.) мы вы они Лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо

    Склонение местоимений единственного числа Вопрос ПАДЕЖИ кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж о ком? о Предложный чём? падеж 1 лицо 2 лицо я меня мне меня ты тебя тебе тебя мною тобой ЛИЦО М.Р. он его ему его им 3 лицо Ср.Р. оно его ему его им Ж.Р. она её ей её ею обо мне о тебе о нём о нём о ней Спряжение глаголов лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо Неопределённая форма I спряжение ЕД.Ч. МН.Ч. У (Ю) ЕМ ЕШЬ ЕТЕ ЕТ УТ(ЮТ) Все глаголы на ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ Исключения: Брить, стелить. II спряжение ЕД. Ч. МН.Ч. У (Ю) ИМ ИШЬ ИТЕ ИТ АТ (ЯТ) Все глаголы на ­ ИТЬ Исключения: 4 глагола на АТЬ + 7 глаголов на ЕТЬ гнать, держать, дышать и слышать, обидеть, видеть и зависеть, а ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: