Самоанализ по учебной практике. Самоанализ результатов практики

Самоанализ

Свою педагогическую практику, я проходила в МКОУ «Новоусманская СОШ №2», Воронежской области в 3 «Б» классе.

Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления Учителя начальных классов и заместитель директора по учебно-воспитательной работе старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка, литературного чтения, математики, а также внеклассного мероприятия. Особую важность для меня представляла беседа с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков в начальной школе. Продуктивным было и посещение уроков учителей начальных классов во время учебной практики

Обучение в 3 «Б» классе, в котором, я проводила уроки, ведётся по программе УМК «Школа России». Авторы учебников: математика (М. И. Моро и др.), русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий).

Мои первые впечатления о классе положительные. В классе 16 учеников (8-девочек и 8-мальчиков), почти все 2007 г. рождения. Есть в классе ученики, которые лидеры, а есть и отстающие в учёбе. Дисциплина в основном хорошая, т.к. класс не большой. С учениками, я старалась, прежде всего, находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 79 учебных занятий (уроки математики, русского языка, литературного чтения), внеклассное мероприятие, классный час. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, составляла сценарий внеклассного мероприятия и готовилась к его проведению вместе со школьниками.

Качество проведенных мною занятий, считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным, оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут.

Особые замечания по организации педагогической практики отсутствуют. Отмечу, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высоко квалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, но мне она нравиться.

Студентка 4 курса психолого-педагогического факультета

начального образования Яковлева Айна Бердимухомедовна

Дата:

Адаптация детей к условиям пришкольного лагеря прошла успешно. Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. В формировании детского коллектива особых трудностей не возникало, поскольку дети посещали вместе школу и были знакомы.

В целом практика прошла удачно, поставленные задачи были выполнены и реализованы: я создала благоприятные условия для организации досуга, овладела различными формами и методами воспитательной работы; научилась устанавливать контакт с детьми, строить благоприятные отношения; научилась ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога в условиях летнего оздоровительного лагеря;

Атмосфера в лагере доброжелательная. Дети с большим удовольствием приходили каждый день в лагерь. Было приятно с ними общаться. Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинство игр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть и укрепить свое здоровье. В течение смены ребята принимали участие в веселых стартах, викторинах, конкурсах.

Наиболее интересным за время работы для меня стало, конечно, общение с детьми. Мы установили с ними доверительные отношения, дружеская обстановка в нашем коллективе способствовала этому. Мы подготавливали различные дела, участвовали в соревнованиях, активно отдыхали в свободное от режимных моментов время. Для меня оказалось легко установить тесный контакт с детьми и их родителями, обеспечить порядок и дисциплину в отряде. Контингент ребят отличался разнообразностью: там отдыхали дети, как из благополучных семей, так и из неблагополучных. Поэтому, приходилось находить индивидуальный подход к каждому ребёнку и стараться создавать комфортную обстановку для всех детей в отряде. На протяжении всего периода смены я старалась сохранить благоприятную эмоциональную атмосферу в своём отряде, развивала интересы детей в понравившихся им видах деятельности, совершенствовала их творческие способности, а также внимательно следила за их здоровьем.

За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится в работе с детьми.

Воспитательный процесс в отряде был тщательно спланирован всеми участниками педагогического коллектива. Были обеспечены дисциплинарные и санитарно - гигиенические требования, которые применялись к детям. На протяжении всего сезона педагогическим коллективом была обеспечена безопасность детей, ни одного случая травмы. Постоянно использовали методы поощрения, такие как: похвала, награждение призами, поход в библиотеку, детский клуб. На линейках вручали грамоты за различные достижения детей.

Каждый день в лагере начинался с утренней зарядки на спортплощадке школы. Лагерь оздоровительный, и ребята получают не только усиленное питание, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства. На территории лагеря имеется: спортивная площадка, баскетбольная площадка, футбольное поле, детская площадка с песочницей, качелями. В день приема детей осмотрела и взвесила медсестра школы, воспитатели провели инструктаж по технике безопасности, а также правилам поведения в общественных местах. Ежедневно в лагере проводились утренняя линейка, на которой каждый отряд получал план подготовки к общему мероприятию и задание на день. В течение всей лагерной смены для оздоровления детей инструктором школы совместно с воспитателями проводились спортивные мероприятия.

Летняя педагогическая практика имеет большое значение в профессиональном образовании, так как помогает закрепить полученные психолого-педагогические знания, профессиональные умения и навыки. Работа с детьми приносит огромный эмоциональный заряд и огромную отдачу, не только ты чему-то учишь детей, но и от них можно многому научиться. Я получила удовольствие от прохождения летней педагогической практики, мне понравилась работа с детьми, ответственность. Понравилось проявлять свои творческие способности, самой участвовать в мероприятиях. Это повышало мой авторитет в глазах детей, сплачивало наш отряд. Понравилось помогать детям, проявлять свои способности, разбираться в их душевных переживаниях. Практика дала мне много профессионального и жизненного опыта. За время работы лагеря организованы: выходы детей на детскую площадку, в библиотеку, выход на природу, множество спортивных соревнований, викторин, творческих конкурсов, а также просмотр кино и мультфильмов. На закрытии лагеря состоялась линейка, на которой были награждены дети, отличившиеся в проведенных в течение смены мероприятиях. Им вручены грамоты, также в лагере была организована выставка индивидуальных и коллективных работ детей, выполненных в кружках по интересам.

Считаю, что практика была полезным и необходимым этапом обучения и показала, что я правильно выбрала профессию.

Дневник

По преддипломной практике

студента ____ курса ______________________________________________________

ФИО студента

Руководитель практики от ГОУ СПО ТО ТПК № 1

Руководитель практики от организации

________________________________________________________________________

Сроки проведения практики с «___» _________ 201__ г. по «___» ________ 201__ г.

Тула, 2013 г.

Памятка студенту

Производственная (преддипломная) практика организуется с целью формирования общих и профессиональных компетенций по специальности.

Основными задачами практики являются:

· приобретение, развитие и закрепление профессиональных навыков по специальности;

· расширение и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин специальности;

· приобретение практического опыта по организации документационного обеспечения управления и функционирования организации;

· приобретение практического опыта по организации архивной и справочно – информационной работы по документам организации;

· сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы.

Задания:

§ составлять и оформлять любые документы;

§ развивать и совершенствовать умения осуществления профессиональной деятельности в области информационных технологий;

§ познакомиться с порядком утверждения, согласования и подписания документов в организации;

§ составить оперограммы движения основных видов документов в организации (входящих, исходящих, внутренних), проанализировать соответствие документопотоков требованиям прямоточности, краткости пути, оперативности, минимальности затрат времени и труда; ;

§ изучить формы и порядок регистрации документов в организации. Осуществить технологический процесс обработки и регистрации входящих, исходящих, внутренних документов с учетом нормативов на делопроизводственные операции (не менее 3 документов каждого вида);



§ проанализировать структуру сроковой картотеки, порядок определения сроков исполнения документов в организации, заполнить карточки для сроковой картотеки, провести операции постановки на контроль, снятия с контроля, текущего контроля

за сроками исполнения документов; (содержание задания оформить на отдельных листах в печатном виде и работу сдать вместе с дневником) ;

§ составить сводку итогового контроля за неделю; (содержание задания оформить на отдельных листах в печатном виде и работу сдать вместе с дневником) ;

§ принять участие в формировании и оформлении дел. Проанализировать правильность группировки документов в делах;

§ составить блок-схему технологического цикла передачи дел в архив и выделения документов к уничтожению в организации; (содержание задания оформить на отдельных листах в печатном виде и работу сдать вместе с дневником) ;

§ охарактеризовать уровень использования компьютерных технологий в документационном обеспечении управления в организации (содержание задания оформить на отдельных листах в печатном виде и работу сдать вместе с дневником) ;

§ собрать материал для выпускной квалификационной работы.

Права и обязанности студентов:

Студент во время прохождения практики обязан :

1. Знать и соблюдать правила охраны труда, выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

2. Выполнять задания, предусмотренные программой практики, требования руководителя практики.

3. Оформлять в ходе производственной практики и предоставлять дневник практики и письменный отчет о выполнении всех заданий непосредственным руководителям практики колледжа для проверки.

4. Представлять отчет руководителям практики колледжа по ее завершению.

5. Нести ответственность за выполненную работу.

Студент имеет право :

1. По всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики организации и колледжа.

2. Вносить предложения по совершенствованию организации практики.

Индивидуальный план преддипломной практики студента

Дата Содержание работы Объем/время работы Замечания и предложения руководителя практики Подпись

ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики студента группы _____

специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

__________________________________________________________________

1. Преддипломная практика проходила с «__»____201_ г. по «__»_____201_ г.

2. За этот период мной была выполнена следующая работа:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Практика помогла мне приобрести практические навыки:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Не возникло сложностей при выполнении следующих заданий:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Основные трудности в период практики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. На мой взгляд, было бы целесообразно улучшить ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоанализ студента по итогам преддипломной практики

1. ФИО студента ________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Место прохождения практики ___________________________________________

________________________________________________________________________

3. Чему научились на практике? ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выполнен ли весь намеченный объем работы? (если нет, то почему?) __________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Уровень социальной активности (интерес к избранной специальности, активность, ответственное отношение к работе и т.д.) _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие качества личности содействовали успеху вашей практической деятельности? _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие личностные и профессиональные недостатки вызвали трудности при прохождении практики? ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 – высокий уровень

3 – средний уровень

2 – уровень ниже среднего

________________________________________________________________________

9. Пожелания колледжу по организации содержанию и уровню подготовки студента

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Готовы ли Вы работать по данной специальности? __________________________

________________________________________________________________________

кафедра педагогики

Отчет-самоанализ

результатов педагогической практики

студентки 5 курса

естественно-географического факультета заочного отделения «География»

Никитиной Я. Ю.

Проверил: доцент Лаврикова Т. В.

Воронеж, 2011 г.

Педагогическую практику с целью дальнейшего педагогического саморазвития, конструирования профессиональной позиции, развития навыков личностной ориентации образовательного процесса, я проходила по месту жительства в Республике Башкортостан в городе Белебей в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Чувашская гимназия с 12 сентября по 21 октября 2011 года.

Для достижения целей поставила перед собой следующие задачи:


  1. Ориентироваться на личностно ориентированные пути организации урока.

  2. Активно применять педагогические приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания.

  3. Проанализировать свои собственные затруднения в выборе и реализации средств личностной ориентации обучающихся сделать выводы. Успешному прохождению педагогической практики способствовало тесное знакомство с 9 классом, так как с образовательным учреждением я была уже хорошо знакома, прохйдя здесь педагогическую практику на 4 курсе.
За этот небольшой период практики я попробовала себя в качестве учителя географии и классного руководителя 9 класса.

Меня закрепили за учителем географии Никифоровой Ниной Геннадьевной, учителем первой квалификационной категории, которая преподает географию во всей гимназии, начиная с 6 и заканчивая 11 классами и за классным руководителем 9 класса Афанасьевой Натальей Афанасьевной, воспитателем первой квалификационной категории.

Благодаря тому опыту, который передали мне учителя, наша совместная работа прошла плодотворно, так как мы были объединены единой профессиональной целью, их большой практический опыт и мои теоретические знания, мое желание перенять этот опыт.

Я провела 8 уроков географии, внеклассные мероприятия, а также вела работу непосредственно с классом.

Во время прохождения практики я регулярно консультировалась с учителем географии и классным руководителем по возникающим вопросам, они давали профессиональные рекомендации, делились своим опытом и наработками.


  1. «Моя коммуникативная атака»
Чтобы осуществить коммуникативную атаку на уроке я подобрала интересный, неординарный материал в контексте темы урока и представила его в 9 классе при изучении темы «Химическая промышленность».

Я вхожу в класс с запечатанным конвертом, - ребята, сейчас я встретила музейного работника , которая мне передала конверт от выпускников 1950 года выпуска, они для вас оставили послание. Оно в этом конверте. Давайте посмотрим. Открываю конверт и читаю. Здесь говориться о химической промышленности России и нашей республики. Что она значит сейчас для вас? Какую роль она играет в современном мире? Какие виды продукции выпускает? Как влияет химическая продукция на экологию нашей страны, города? И вообще представляете ли вы свою жизнь без нее?

Я предложила написать сочинение на данное письмо, которое адресовано для будущего поколения 22 века.

И все закрутилось в невероятном темпе. И ни слова на уроке о дисциплине, о чем-то другом, что мешало самому процессу.

Коммуникативная атака требует быстроты действий. Но быть готовыми к неожиданным поворотам следует всегда.


  1. «Личностная ситуация, созданная мной на уроке»
Создавая в ходе учебно-воспитательного процесса социально-педагогическую ситуацию, я стремилась формировать у учащихся творческое, нравственное отношение к собственной жизни, ее согласованность с жизнью других людей. Собственно личностное развитие ребенка в моем понимании включает выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор. Это поиск ребенком ответов на вопросы: Кто Я? Как Я живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни, от себя, от других людей? Чему учиться? Какие цели поставить перед собой?

Я поняла, что одной из важнейших задач, решаемых современным учителем географии - не только давать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни.

Основным элементом образовательного процесса в школе является урок. Важной особенностью личностно–ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. При личностно–ориентированном обучении ученику предоставляется свобода выбора, т. е. он сам выбирает наиболее интересующие его задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно проявляет себя на уроке. Свои уроки я строила, опираясь на следующие принципы личностно ориентированного обучения: принцип выбора, индивидуальности, творчества и успеха, веры, доверия и поддержки.

Огромную роль в педагогической практике я отвела «ситуации успеха».

Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Так как дети любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.

На уроках нередко складывалась ситуация , когда ученик достигал особого успеха: удачно отвечал на трудный вопрос, высказывал интересную мысль. Он получал хорошую оценку, я его хвалила, на нём на некоторое время сосредотачивается внимание всего класса. Ситуация может иметь значительное место в педагогическом процессе.

Во-первых, у ребёнка возникает прилив энергии, он стремиться ещё и ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.

Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

В своей работе я стремилась управлять такими ситуациями и видела, что можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на весь класс. Таким образом, ситуация успеха помогала мне решать важнейшие задачи обучения и воспитания.

В ходе учебного процесса складывались условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания, проблемные вопросы и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают информацию, прислушиваются к моим советам. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходиться и говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учеников проходили бесследно, их гасили пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации.

Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным. Если оценить его относительно достижений более успешных одноклассников, то эффект воздействия сильно уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «всё равно хуже». С другой стороны, преувеличение успеха создаёт впечатление несправедливости , когда хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило, я сравнивала школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, т. е. оценивала продвижение.

При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату. Эффективность планируемых ситуаций успеха возрастает при определённом стечении обстоятельств. Для учащихся большое значение имеет спокойная деловая обстановка урока, увлечённость класса работой, отсутствие отвлекающих моментов, хорошее настроение учителя. Важен учёт и индивидуальных особенностей: один ученик быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой, другой не любит, чтобы на него обращали особое внимание, и т.д.

Все эти моменты очень важны. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова учителя, случайного конфликта с соседом. Продолжить работу можно так: организовать на уроках новые ситуации успеха, не связанные с предыдущими ситуациями; напомнить о предшествующих успехах и определить новые задачи в рамках того же предмета.

После проведенных личностных ситуаций на уроке я пришла к выводу, что основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта по рассматриваемой теме. Готовясь к уроку, нужно продумать не только, какой материал будет сообщаться на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся.

Курс экономической и социальной географии России имеет большое значение в развитии личности учащихся. А реализовать эту сложную задачу мне позволили различные виды деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачёты, презентации, рефераты, опережающие задания и разноуровневые задания, работа с одаренными детьми, со слабоуспевающими учащимися.

Например: при изучении темы: «Лесная промышленность» в 9 классе учащиеся составляют «Схему межотраслевых связей химической промышленности» по материалам домашнего задания , также один из учеников выходит к доске и составляет данную схему с использованием магнитных карточек. Затем слушают доклады своих сверстников, смотрят слайды.

В течение урока учащиеся делятся на группы и в группах выполняют задания: выделяют отрасли лесной промышленности, составляют схему «Внутриотраслевые связи», наносят на контурную карту ЦБК, лесные порты, анализируют картосхему «География химико-лесного комплекса» используя при этом слайды, карту «Лесные ресурсы», учебник Рома, атласы. В течение 30 минут учащиеся самостоятельно работают в группах. После этого каждая группа отвечает на вопросы, идет дискуссия. Оцениваю каждого ученика группы индивидуально.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение направлено не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.

3. Организация внеклассной работы по профильной и предпрофильной подготовке учащихся.

На высоком уровне в данном учебном заведении ведется профориентационная работа. Забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою главную функцию социальной адаптации обучаться в обществе, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только, если существует полная комплексная система профориентационной работы.

Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни. Какие качества необходимо развивать у учащихся?


  • Интерес к самому себе. (Кто я? Какой Я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею?).

  • Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности).

  • Управление самим собой (умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу).

  • Уважение чужого мнения (культура общения, развитие коммуникативных умений).

  • Любознательность, вовлеченность в деятельность, а главное трудолюбие.

  • Эмоциональная устойчивость (развитие положительных эмоций, умения управлять ими).

  • Мотивация действий, поступков.
При изучении литературы по профильной и предпрофильной подготовке я сделала вывод , что в системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, так как он является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Именно классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного “Я”.

В ходе организации профориентационной работы в своем 9 классе поставила перед собой следующие задачи:


  • оказать помощь школьникам в самопознании, осуществлять психологическую подготовку учащихся к труду;

  • организовать систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандировать те, которые необходимы нашей республике, городу и являются востребованными на рынке труда;

  • изучить личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

  • проводить работу с родителями учащихся.
Мной, как классным руководителем совместно с психологом школы были проведены: беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др., была организована встреча с представителями различных профессий, проведены экскурсии на производство.

Под моим руководством обучающиеся класса приняли участие в общешкольном конкурсе “Кто больше знает о профессии”, активно стали заниматься исследовательской работой в данном направлении для участия во II школьной конференции «Интеллект будущего».

В ходе работы я включала каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность. Изучала читательские интересы школьников. Совместно с библиотекарем школы составили индивидуальный план чтения, обсуждали книги с детьми, имеющие профориентационное значение. Провела классный час Классный час- практикум: «Ты и твоя будущая профессия». (Приложение 1 )

Профильное обучение призвано способствовать умственному воспитанию учащихся. Выпускник, владеющий интеллектуальными умениями, безусловно, способен реализовать свой умственный потенциал в будущей профессиональной деятельности.

В период практики сделала для себя вывод, что школьник является не только объектом профориентационной деятельности, но одновременно и субъектом. И все педагогические воздействия воспринимаются или отторгаются им. Как бы взрослые ни помогали молодому человеку, профессиональный выбор он делает сам и впоследствии сам за него несет ответственность.
4. Анализ собственных затруднений в организации подхода в процессе обучения и воспитания.

Так как я имею незначительный опыт педагогической деятельности я встретилась с рядом затруднений в организации личностного подхода. Хочется отметить, что в воспитании нового поколения очень важно учитывать этот подход, так как формирование целеустремленности раскрывает возможности для более успешной социализации в обществе.

Так как класс большой и было недостаточно времени изучить все индивидуальные способности и темперамент ребят, вкусы, привычки. Например, если они привыкли работать в медленном темпе , а я предпочитаю быстрый темп урока - ребята не успевают. А также важно знать воспитание внутри семьи, причины неуспеваемости. Не удалось полностью раскрыть такие личностные качества как мышление, мотивы, интересы.

Но успешно удалось сочетать воспитание с самовоспитанием личности (каждое занятие начинала с того, что мне в жизни нужно? и кто поможет мне в этом?).

Изюминкой стала пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Развивала как на уроках, так и в процессе работы с классом у детей самостоятельность, инициативу через задания. Учитывая при этом принцип посильности.

5. Выводы.

По итогам прохождения педагогической практики, я считаю, что имею уже достаточные знания, которые буду пополнять в ходе моей будущей педагогической деятельности.

Старалась добросовестно, тщательно, готовиться к урокам и мероприятиям. При планировании уроков и внеклассных мероприятий старалась использовать материал, доступный для восприятия и осознания обучающихся данной возрастной группы, занимала по отношению к учащимся гуманистическую позицию (уважение личности ребенка с соблюдением морально-этических норм) образовательного процесса.

При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям старалась дидактически правильно сформулировать цели и задачи урока, грамотно подбирать методические приемы работы с каждой группой обучающихся, в результате чего реализовывался дифференцированный подход в обучении.

После проведенных мной 4 уроков географии стала замечать, что у обучающихся в процессе сообщения темы урока появиляется мотивация к освоению нового материала.

Старалась использовать на уроках презентации, учебные фильмы, которые создали оптимальные условия для запоминания нового материала в интересной увлекательной форме.

Научилась владеть способностью и готовностью перестроить в необходимых пределах материал урока, если обучающиеся устали или утомлены предыдущим занятием. Гибкое реагирование на психофизические возможности обучающихся, на их готовность осваивать учебный материал позволило мне достичь целей и задач урока.

Каждую минуту урока использовала продуктивно за счет продуманной организации учебно-воспитательного процесса.

Своей практикой осталась довольна, все запланированное ранее реализовала.

Приложение 1

Ты и твоя будущая профессия

классный час- практикум в 9 классе.

Цели:


  • Формировать у учащихся представления о профессиях разных типов;

  • Помочь выявить способности к определенному виду деятельности.
Оформление:

Презентация классного часа, эпиграфы о труде, иллюстрации соответствующие типам профессий.

Эпиграфы :

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться».

«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия».

(Стендаль)

Оборудование:

мультимедийное оборудование, презентация «Ты и твоя будущая профессия».

Использованная литература: «Классный час играючи», В. А. Герасимова - М. ТЦ «СФЕРА», 2004 г.

Присутствуют гости:

Семенов С. А. водитель;

Попов М. В. инженер;

Низамутдинова М. М. врача – невропотолог.

Вступительное слово учителя:

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою профессию? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться, выбирая дело своей жизни? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека все в большей степени требуются высокий профессионализм , готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости.

Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать свое дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Климова Е. А. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов.

Сейчас Мария, Александр, Татьяна, Назар Денис и представят их, (ребята представляют профессии, сопровождая свой рассказ презентацией)

Человек- природа

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа.

Человек – техника

Это могут быть пилоты. Водители, матросы, слесари, электромонтёры и т. д., использующие технические устройства.

Человек – человек

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Человек – знаковая система

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Человек – художественный образ

Людей этого типа профессий отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это – актеры, музыканты, певцы, художники и т. п.

Вот требования к человеку, выбравшему определенный вид деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются.

Вот пример, автоматизм управления автомобилем у 10 – летних вырабатывается за 4 часа, у взрослых – за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов – это и есть призвание.

Сегодня к нам пришли ваши родители, они расскажут вам о своих профессиях, о том, что повлияло на их жизненный выбор, чем им приходится заниматься, счастливы они или нет в своих профессиях. (Родители рассказывают о своих профессиях: Семенов С. А. о профессии водителя, Попов М. В. о профессии инженера на машиностроительном заводе, классный руководитель о работе учителя, и я об институте ВГПУ с показом слайдов института, Низамутдинова М. М. о профессии врача – невропотолога).

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора , поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно очень непостоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определенных обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество – хорошо, а исполнительность – плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессии для вас важны, а какими можно пренебречь.

Сейчас я предлагаю вам принять участие в тестировании и узнать, к какому типу профессии склонны вы, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы (вопросы раздаются каждому ученику в классе, отвечают на вопросы)

Тест «Профпригодность»


  1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы :
а) выспаться;

б) посмотреть телевизор с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков ты предпочел бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутёвку или билет на интересное представление.

3. отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…

Обработка теста:

Подсчитайте количество набранных вами баллов. Ответы «а» - оцениваются 1 баллом, ответы «б» - 2 балла, ответы «в» - 3 балла.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии , где вам не придется общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходящие для вас профессии). Зато исследовательская деятельность или работа в зверопитомнике, специальность программиста, бухгалтера, слесаря и токаря, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы набрали от 8 до 12 баллов, то считайте, вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессий здесь практически не ограничен!

Ну, а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера?

В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или в мастерской.

Результаты данного теста стали основанием для профориентационной работы с учащимися по выбору дальнейшего маршрута обучения.

Заключительное слово учителя:

Кто – то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о работе бухгалтера, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы больше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать, быть более сдержанным. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Ейский полипрофильный колледж

«Отчет о прохождении производственной практики»

Выполнила: студентка Ш-42 группы

Колесник Валентина

Преподаватель: Великановская Л.А.

Ейск, 2017 год

В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.

Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учете их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.

Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.

Цель:

Целью производственной практики является закрепление и расширение знаний, полученных студентами за время теоретического обучения, формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций организации и проведения образовательного процесса в школах различных типов.

В задачи практики входят:

Совершенствование профессиональных умений по определению целей и задач, планированию и проведению уроков по учебным предметам начальной школы;

Совершенствование практики применения методов и приемов обучения; различных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся;

Совершенствование умений наблюдения за образовательным процессом и анализа его результатов;

Закрепление методов и приемов руководства учебной и познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

Творческое применение на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик.

Производственная практика проводится в форме профессиональной работы студентов в школах разного типа. Практика каждого студента проводится в разных классах, по предметам с учетом вариативности учебных программ.

В процессе прохождения производственной практики студенту рекомендуется:

 работа с дополнительной литературой и лекционным материалом;

 проведение экспертизы УМК по предметам на соответствующей базе практики;

 анализ методических требований к целевой установке урока;

 анализ способов определения дидактических целей урока;

 моделирование различных этапов урока;

 составление вариантов проверки знаний и умений учащихся по темам предмета в контексте инновационных технологий обучения;

 проведение анализа и самоанализа уроков в соответствии с изученным алгоритмом.

Я проходила свою педагогическую практику в НОО № 16 Ейского района Краснодарского края. Директором школы является Лойленко Ирина Михайловна. Я проводила уроки во 2 «Б» классе, учителем была Задорожная Ирина Андреевна. Моим руководителем была Смолякова Елена Сергеевна, методистами были: Смолякова Елена Сергеевна, Конева Анжела Викторвна, Деревянко Анастасия Валерьевна, Тарасова Алефтина Павловна и Олейникова Наталья Васильевна. Практика проходила с 16.02.17г. по 08.03.17г. На основании графика работы учителя, а так же расписания в закрепленном за мной классе, я составила график индивидуальной работы, по каждому из предметов, которые требовали консультации с учителем. В течение недели я ходила на уроки к этому классу, из классного журнала я узнала о успеваемости каждого из учеников.

За время практики я ознакомилась с деятельностью учителя начальных классов, Ирина Анреевна давала мне советы по проведению уроков, в свою очередь я к ней прислушивалась. Полученные в результате прохождения практики знания и данные, представлены в отчете. За период этой практики, я дала 6 уроков.

В первые дни практики было трудно страшно давать уроки, но после проведения первого урока на уроки ходила с радостью. Учитель старался оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка, литературы, математики. Так же мною были проанализированы уроки Ирины Андреевны, у нее я наблюдала интересные методы работы и взяла их на заметку. На уроках математики, я бы позаимствовала у нее умение заинтересовать учащихся темой урока: она подбирает такие задания, которые интересны ребятам и способствуют их активной работе на уроках. Работа с этим учителем многому научила меня. Я старалась также быть полезной ей.

Класс, в котором я проводила уроки дружный и любознательный. В классе 24 человека, из них 8 девочек и 14 мальчиков. Способности у большинства хорошие, дети добрые и уважительные. На уроках работают активно, с интересом отвечали на все заданные вопросы, многие из них посещают дополнительные секции. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных способностей.

В этой школе педагогический коллектив дружный, развито сотрудничество и взаимопомощь. Еще раз я убедилась в том, что учитель должен придерживаться правильным манерам общения, быть уважительным не только со своими коллегами, но и с детьми.

Необходимо отметить и то, что дети, если можно так сказать, помогли мне пройти эту практику на отлично, хорошо вели себя на уроках, обращались на «ВЫ», одним словом воспринимали нас как учителей.

Каждый проведенный день в школе, приносил мне уверенность в себе, что позволило мне поверить в себя.

План педагогической практики мной выполнен в полном объеме: я провела 6 уроков:

1 урок русского языка

2 урока математики

1 урок окружающего мира

1 урок литературного чтения

1 урок ИЗО.

К каждому уроку я тщательно готовилась. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них.

Неоценимую поддержку мне оказали методисты из колледжа. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

В рамках уроков я часто использовала творческие задания, чему учащиеся были всегда очень рады. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру.

На каждом уроке русского языка и литературного чтения у меня присутствовал методист по предмету, она с улыбкой наблюдала мои уроки, что в свою очередь меня очень подбадривало, у меня появлялась уверенность в себя, что всё делаю правильно. Когда методиста не было, меня оценивал учитель нач.кл. Ирина Андреевна, она всегда меня объективно оценивали и писала анализ урока. Примеры анализов уроков представлены на рисунках (Рис.1, Рис.2,)

По собственной инициативе я стала посещать уроки параллельного класса. Мне было очень интересно наблюдать, как проводят уроки мои одногрупницы. После проведения урока мы вместе анализировали урок, было как много положительных моментов так и отрицательных. Положительные моменты я дополнила в свою копилку знаний, большинство отрицательных моментов были такие же, как и у меня, смотря на эти ситуации со стороны, я старалась в своей практике больше не допускать таких ошибок.

Отдельно можно отметить, что состояние школы очень хорошее. В школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что, безусловно, большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. В каждом кабинете чистота и порядок, и это конечно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит в кабинетах. Это новейшее современное оборудование: проекторы, компьютеры, документ камеры и прочие вспомогательные средства, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Таким образом, ученику не придется скучать на уроке.

Были такие уроки, на которых дети больше всего отличались активностью, материал был более интересный, чем на остальных уроках. (Рис.3)

Хочу отметить и тот момент, что за период практики, мы с детьми подружились, нашли общий язык и за столь короткий срок к друг другу успели привязаться, этот момент представлен на рисунке. (Рис.4).

Так же мною был посещен концерт в начальной школе, посвященный 8 марту. Дети моего класса выступали и я чувствовала гордость за них. (рис. 5)

За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива.

За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.

В данной работе были достигнуты все поставленные задачи. Аттестационный лист представлен на рисунке 6.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: