Почему я не люблю коучей. Как я пришла в коучинг и почему осталась

4 истории жертв коучей

В последнее время услуги коучей пользуются популярностью: люди с радостью отдают деньги, чтобы их сделали умными, везучими, успешными и счастливыми. Однако не все остаются довольны результатами после прохождения очередного тренинга личностного роста. ВОС пообщался с жертвами коучей и узнал, что происходит во время хваленых тренингов.

Евгений, вытащил маму из плена коучей

После развода с папой моя мама начала посещать всевозможные психологические тренинги. И для личностного роста, и для того, чтобы найти работу, и для того, чтобы стать настоящей женщиной и снова выйти замуж, ― было очень много курсов, и, соответственно, очень много денег ушло в никуда. Поначалу мы с сестрой думали, что ей это пойдет на пользу в плане того, что она хотя бы отвлечется от развода. Но когда вслед за первой серией занятий пошла вторая, потом третья, а потом уже и новый коуч ― мы насторожились. Мама не понимала и до сих пор не понимает, что все, что она потратила, не окупилось. Конечно, прекрасно, что она считает себя счастливым человеком и научилась брать на себя ответственность, но общаться с ней стало просто невыносимо. Она стала вести себя очень агрессивно и эгоистично, а взятая на себя ответственность заключалась, по всей видимости, в том, что она стала одалживать у всех деньги на новые тренинги. Меня шокировало, что коучи, видя, что у человека серьезные проблемы и ему нужна психологическая помощь, а не наставления и прочее, продолжали без зазрения совести обирать маму. Мы очень долго шли к тому, чтобы она бросила все свои занятия и обратилась к специалисту. Были ссоры, скандалы, слезы. Но потом она снова отдавала несколько десятков тысяч за новый уровень или за пакет сессий. В один прекрасный день мне все-таки пришлось пообщаться лично с коучем и объяснить, что мама больше не будет посещать его занятия. Он очень долго убеждал меня в том, что все тренинги пошли ей на пользу и она стала уверенным в себе человеком. И если она закончит этот курс, то все наладится, нужно просто потерпеть. Я ― не мама и не повелся на весь этот бред. Сейчас мама ходит к психотерапевту, не работает и все так же одинока. Мне кажется, она не осознала, что весь год ее личностного роста был просто разводом. А мы с сестрой почти выплатили все ее долги за тренинги.

Альбина, поссорилась с коучем и разочаровалась в женских тренингах

В 2013 году я посещала женские тренинги по совету своих подруг, которые после прохождения курса удачно вышли замуж. Я купила сразу пакет сессий, что обошлось мне почти в 50 000 рублей. Сейчас я понимаю, что потратила эти деньги в никуда, но тогда рассказы моих девочек были настолько убедительны, что я искренне верила в действенность тренингов. Занятия вел не очень приятного вида мужчина, что меня сразу же смутило. Он был похож на приходящего за дрелью соседа, а не на человека, который должен «подарить нам счастье и починить наши жизни». Но при всей нелепости его внешнего вида он умел заводить толпу. В общем, его речи в принципе не несли никакой смысловой нагрузки: человек просто час рассказывал о том, что важно расти и развиваться и что все, что надо, уже есть в нас, нужно просто высвободить свою энергию. Я отходила все 25 занятий, но особых изменений не заметила. Потом взяла дополнительные индивидуальные сессии, думала, может быть, занятия в группе менее эффективны. Индивидуальные сессии так же оставили желать лучшего. Все тот же час беседы о том, что слышала уже 25 раз. В какой-то момент я не сдержалась и сказала коучу, что мне кажется, его методика неэффективна, ведь я потратила уже столько денег, выполняю все требования, делаю задания, но ничего не меняется. На это меня обвинили в неблагодарности и в том, что я просто не хочу менять свою жизни, что я притворяюсь будто бы хочу чего-то лучшего. А, и еще сказал, что я заслуживаю то, что имею. Я думаю, вы понимаете, что это было мое последнее общение с этим психопатом. У меня было еще оплачена пара сессий, но посещать их я не захотела, поэтому потребовала вернуть деньги. Коуч начал читать нотации о том, что ничего возврату не подлежит, но вернул деньги из своего кармана, когда я пригрозила судом. В общем, девушки, не будьте, как я, и не ведитесь на подобные лохотроны. Вы не узнаете ничего нового.

Алексей, перестал посещать тренинги, когда понял, что из него выкачивают деньги

Я посещал тренинги по личностному росту на протяжении пары месяцев. Уже не помню точную программу, но она состояла из нескольких уровней. Если не ошибаюсь, то из четырех. После прохождения каждого уровня нужно было оплачивать следующий, а чтобы все методики сработали и ты стал сверхчеловеком, нужно было пройти все четыре этапа (каждый по 15 000 рублей). На тот момент у меня была жуткая депрессия, я не мог долго найти работу, поэтому уже был готов идти чуть ли не к экстрасенсам, не то что к коучам.Почитав восторженные отзывы, я понадеялся, что это поможет и мне. В итоге я отходил только пару месяцев, прошел полтора уровня, но никаких изменений не заметил. Коуч говорил мне, что я закрываюсь и поэтому тренинги проходят так неэффективно. Он советовал сначала пройти весь курс до конца, а потом делать выводы. Но полтора месяца слушать какого-то эмоционального шизофреника было слишком тяжело. Когда я решил уйти, со мной провели воспитательную беседу на пару часов, объясняя, что мой уход подорвет результаты всех участников программы и что если я сорвусь, то ничего не сработает у других. Я не отличаюсь бурной эмпатией, поэтому, выслушав весь этот бред, ушел и не возвращался. Никому не советую многочисленные тренинги с горе-коучами, потому что по большей части это высасывание денег и эксплуатирование внушаемых людей. Работу я в итоге нашел и не думаю, что благодаря дорогому коучу.

История пользователя форума Балаклава19

В Программу интегративного развития я попала по настоятельной рекомендации своего терапевта (она же тренер на тренинге). Согласно предоставленной мне информации данный тренинг является ее авторским проектом, который она разработала специально для таких, как я,людей, желающих качественно изменить свой образ жизни во всех направлениях. По ее утверждению, этот проект не имеет ничего общего со всеми тренингами типа «лайфспринг» и содержит в себе массу прорывных методик, индивидуальных упражнений и стрейчей (растяжек) для достижения личных целей. К моему большому сожалению, читая сейчас все отзывы о существующих на сегодняшний день программах личностного роста и методах работы в них, я понимаю, что ничего нового в данном тренинге не было. Все методики, которые там использовались, уже давно известны и применяются в практике подобного рода мероприятий уже долгие годы. Все разговоры о том, что данный тренинг поможет качественно двигаться во всех направлениях одновременно, оказались необоснованны.

Сейчас, когда у меня есть возможность посмотреть на ситуацию со стороны, я могу сформулировать несколько аспектов данного тренинга, про которые стоит знать до момента принятия решения о своем участии в нем. К моему большому сожалению, я не смогу раскрыть методики, используемые в ходе работы, так как взяла на себя обязательство не разглашать подробности тренинговых программ. Постараюсь дать комментарии, не преступив данного мной слова.

Два первых этапа - «Базовый» и «Продвинутый» - были весьма позитивны, и из них люди выходили на большом энергетическом подъеме, хотя уже во втором этапе тренер ужесточила формат общения и формировала, путем жесткого давления, команду участников третьего этапа тренинга.

Практический курс (так называется третий этап Программы интегративного развития) радикально отличался от всего, в чем мы участвовали до этого. Система управления внутри этого этапа сильно напоминала тоталитарный режим, и в ходе работы тренером часто нарушались профессиональные и этические нормы, судите сами.

Тренер полностью подчиняла себе все сферы жизни членов команды. Вся работа в этом этапе полностью охватывала все сферы нашей жизни: здоровье, личную жизнь, работу. При этом план мероприятий по реализации наших целей и мечтаний был настолько загружен заданиями, встречами, звонками и т.д., что у нас не оставалось времени на что-то другое. Я перестала общаться с друзьями, у меня не оставалось времени на семью и родственников, большую часть рабочего дня я тратила на то, что выполняла выданные самой себе или тренером задания, при этом у меня всегда были «горящие» сроки. Спустя какое-то время я осознала, что, кроме тренинга, у меня не осталось другого жизненного пространства.

Внутри тренинга был единый центр власти, определяющий рамки допустимого плюрализма, - это тренер. Несмотря на то что, согласно всем «контрактам», принятым в ходе тренинга, девизам и утверждениям, из участников делали ЛИДЕРОВ, наше мнение относительно всего происходящего никого не интересовало. Обратная связь, о которой нам столько говорили и учили давать ее окружающим, тренеру была абсолютно не нужна. Любое несогласие с ее мнениемили сомнение пресекались на корню, чаще всего общение происходило в формате жесткого давления в присутствии всей команды и на повышенных тонах. А если, не дай бог, вы обладаете сильной волей и не сломались после первого скандала, продолжая «гнуть свою линию», то вас просто отчисляли, как случилось со мной.

В тренинге всячески насаждалась «мессианская идеология». Тренер постоянно озвучивала нам, что данная работа - это его миссия, миссия, которую она выбрала из-за неуемного желания помогать людям. Нам постоянно говорили о нашем долге несения своих новых знаний, контактов и открытий людям. Но при этом в какую бы витиеватую словесную оболочку нам это ни облекали (а с аргументацией у таких специалистов все в порядке), на деле речь шла только о привлечении в тренинг новых людей. Еще на первом уик-энде данного курса мы брали на себя обязательство привлечь определенное количество новых членов, при этом количество чаще всего определяла сама тренер, озвучив нам, что она лучше знает наши скрытые ресурсы и то, что это в любом случае должен быть вызов, с которым мы успешно справимся, если будем следовать ее указаниям. В дальнейшем на каждой встрече, сколько бы времени группа ни тратила на обсуждение личных целей, все сводилось к тому, что основная цель команды- это реализация программы по привлечению. Ну а если у тренера в плане стояло проведение очередного базового или продвинутогокурсов, нам обрывали все телефоны, забрасывали почту и телефон сообщениями о срыве командных обязательств, нас оперативно собирали и объясняли, что это миссия, которую несет наш тренер, и наш долг поддержать ее! При этом, когда один из участников осмелился озвучить свое нежелание заниматься такого рода «сетевым маркетингом», произошел грандиозный скандал, в результате которого тренер покинула место встречи со словами: «Я не выбираю вас тренировать! Вы не команда! И делайте с этим что хотите». Тогда очень хотелось задать ей вопрос: «А как же миссия?»

В ходе тренинга, в личных беседах с участниками команды, тренер нередко обсуждала проблемы других участников. Возможно, она делала это для того, чтобы сделать нас более участливым к процессу, понимая, насколько все непросто у наших коллег по команде. Возможно,это делалось для того, чтобы создать иллюзию эксклюзивных отношений между нами и ней, чтобы в последующем нами можно было проще манипулировать, но какими бы благовидными ни были ее предлоги, делалось это без получения на то разрешения того, кого обсуждали.

В тренинге насаждалась исключительная обращенность в будущее. «Тяготы сегодняшнего дня рассматривались лишь как необходимые временные жертвы на пути к "светлому" завтра, доступному только носителям "великой идеи"» (цитата из статьи о тоталитарном режиме). Любые сомнения в правильности подхода к решению задачи трактовались как борьба ума за привычные шаблоны и состояния. Мысль о том, что тренер может ошибаться, не имела право на существование. Вы хотите завтра быть богатым и счастливым, делайте так, как вам говорят! Все возникающие проблемы на пути, даже объективные, - это детские травмы, с которыми надо разбираться. Кстати, с этим нам тоже могли помочь, ведь наш тренер - дипломированный психотерапевт и в ходе курса большинству из нас было рекомендовано посещать ее сеансы терапии. А еще специально для нас были запланированы еще пара дополнительных тренингов в ходе данного этапа. Конечно, все это требовало дополнительных и немаленьких денег, но ведь «это только вопрос наших приоритетов на данный момент».

Подводя итог всему вышеописанному, хочу сказать:

● если вам, также как и мне, претит все то, что я описала выше и вы не согласны с таким подходом к вашему личному пространству…

● если вы, также как и я, не верите, что кто-то обладает суперзнаниями о том, как добиться всего, но при этом всем своим видом не подтверждает озвученного (не живет в дорогой квартире, не ездит на автомобиле премиум-класса, не состоит в счастливом браке, не зарабатывает такое количество денег, которое позволяет ей действительно заниматься миссионерством)…

● если американский подход к решению психологических проблем с пожизненным посещением терапевта для проработки своих детских травм вам не близок, также как и мне…

Данная история не для вас.

Не тратьте время и деньги, а это стоит очень и очень недешево, обещанного результата вы не дождетесь! Лучше найдите себе специалиста с классическим российским, а лучше еще с «совковым» образованием, который будет ориентирован на результат, а не на выжимание из вас денег путем искусственного раздувания внутренних проблем, которых у вас, может, даже и нет.

«Как стать коучем?» - этот вопрос наверняка задавал себе каждый, кто понял, насколько актуальна и перспективна тема коучинга в современном обществе. Но, что же нужно сделать для того, чтобы начать вдохновлять и консультировать других людей? В этой статье мы рассмотрим основные элементы, из которых состоит профессия наставника.

Как стать коучем: предназначение или способ зарабатывания денег?

Можно выделить несколько причин, по которым люди решают стать профессиональными коуч тренерами:

  • это модно
  • это прибыльно
  • это перспективно
  • это интересно (необычно, круто)
  • это смысл жизни и способ самореализации

Настоящими коучами становятся лишь люди, для которых коучинг – это пятый пункт списка. Почему же отпадают первые четыре? Давайте рассмотрим каждый по отдельности.

1. Коучинг – это модно

Нет смысла отрицать, что речь идет о достаточно новой профессии, о которой лет 20 назад практически никто ничего не знал на постсоветском пространстве. Но, люди, которые подходят к выбору профессии с точки зрения модности, рискуют стать жертвой собственных иллюзий. Некогда были модны такие профессии как мерчендайзер, маркетолог, менеджер и т.д. Многие молодые люди мечтали получить диплом специалиста из данного списка лишь по причине красивого названия.

2. Коучинг – это прибыльно

У многих сложилось впечатление, что коуч-тренеры купаются в деньгах, живут в шикарных домах и ездят на дорогих марках машин. Да, такие люди есть, но их единицы. Необходимо уметь собирать залы и убеждать людей, что именно ваш тренинг за 1000 $ изменит жизнь и заставит мыслить по-новому. К сожалению, никто не приводит аналитику провалившихся проектов.

3. Коучинг – это перспективно

Говоря о перспективности, необходимо понимать, что без работы над собой, без должно внимания к собственному развитию, крайне легко «застрять» на определенном этапе. Коучинг, как перспективное направление, могут рассматривать лишь те люди, которые умеют подстраиваться под быстро меняющиеся обстоятельства и способные быть на шаг впереди.

4. Коучинг – это интересно, необычно, круто

Можно провести небольшую параллель с первым пунктом, но главный акцент в данном случае на «стадное чувство». «Если это делает кто-то, значит и я могу этим заниматься не хуже». Возможно, после изучения определенных материалов, человек сможет преподавать и пытаться вдохновить людей . Но, если изначально не идет речь о том, чтобы принести пользу окружающим, а лишь удовлетворить собственные желания и амбиции, велик риск быстро израсходовать всю свою энергию и устать от этого дела.

5. Это смысл жизни и способ самореализации

Что нужно для того, чтобы стать коучем?

Условно, всех людей, которые хотят и могут стать коучами можно разделить на две группы:

  • люди, с накопленным жизненным опытом
  • молодые гении

Если внимательно изучить всех известных успешных коуч тренеров, то можно отметить, что как правило, речь идет о категории старше 30 лет. Это люди, за плечами которых взлеты и падения, бешенная прибыль и полное разорение, путь от подмастерья до владельца собственного бизнеса. Крайне сложно быть хорошим коучем не зная жизнь, не имея собственных убеждений, целей и успешно реализованных проектов. К числу исключений можно отнести молодых гениев, которые уже в молодом возрасте ставили перед собой конкретные цели и делали все, для того чтобы следовать четко намеченному плану.

Хороший коуч-тренер должен:

  • уметь грамотно и лаконично говорить
  • уметь слушать и слышать аудиторию
  • быть хорошим психологом

Также предстоит серьезная работа над:

  • дикцией
  • жестикуляцией
  • внешним видом
  • постановкой голоса, тембра речи, интонации

Что подразумевает работа коуч-тренера?

Интересуясь тем, как стать коучем, человека не может не заботить вопрос «должностных обязанностей». Необходимо понимать, что коуч – это не только тот человек, который занимается проведением обучающих курсов. Как правило, речь идет об онлайн консультировании клиентов, написании книг, записи аудио и видео материалов, регулярных публикациях в соответствующих изданиях и т.д. Многих также волнует вопрос получения сертификата коуча. Как правило, такой документ выдают популярные школы профессионального коучинга.

Начиная развиваться в данном направлении, необходимо понимать, что речь идет о науке очень молодой. Главным отличием хорошего коуч-тернера от плохого, является умение выделять лишь полезную актуальную информацию, методы и инструменты, которые действительно помогут вашим будущим клиентам.

Человек, который обращается за помощью к коуч-тернеру, пытается в максимально сжатые сроки решить свои проблемы. Необходимо понимать, что в век развитых технологий практически всю необходимую информацию можно найти в интернете. Поэтому, человек, который пытается узнать, как стать коуч тренером, прежде всего должен научиться ценить время других. Как правило, коуч-сессия длится не более 90 минут и стоит недешево. Поэтому, лить воду не нужно, необходимо говорить четко и по существу.

Определенная категория граждан интересуется тем, как стать коучем в Москве. Стоит отметить, что жителям столицы повезло намного больше. В Москве подобные тренинги и курсы проводятся с завидной регулярностью. Но, жителям провинциальных городов не стоит расстраиваться. Получить необходимые знания можно и дистанционно. Тот факт, что в вашем городе не проводятся аналогичные курсы и тренинги, говорит о том, что эта ниша не занята и для реализации собственных идей созданы оптимальные условия. Так может пришла пора перейти от слов к делу?!

Заморское слово «коуч» на российском рынке сегодня окутано ореолом мифов. Кто-то, заслышав, что ты коуч, старается держаться стороной, подозревая тебя в сектантстве. Другие смотрят на тебя, как на Бога, способного решить все твои проблемы. Есть и те, кто ищет лёгких денег, поэтому называют себя коучами, вне зависимости от того, чем они занимаются…

А что? К чему ни приставь – звучит и красиво, и стильно. Так и появляются коучи-сапожники, коучи-продавцы, коучи-дворники…
Что ж тут поделать? Такова суть современного человека – поддаться волне тренда, особо в неё не углубляясь…
И именно поэтому сейчас коучингом называют всё что можно и нельзя назвать. Встречая такое многообразие искажённых трактовок понятия «коуч» и «коучинг», будет не лишним вспомнить их истинное определение.

Поэтому, прежде чем ответить на вопрос: «Как стать коучем с нуля?», нужно для начала определиться, кто же это такой, коуч? А то есть риск стать тем, кем быть совсем не хочешь.

Здесь надо сказать, что ещё этой путанице понятий мы обязаны многовариантному переводу данного термина.

Посмотрите на эти картинки и скажите, что в них общего?

Да! Это всё он, коуч: и тренер, и наставник, и репетитор, и… вагон!.. Как тут не запутаться?
Ну ладно, отбросим вагон в сторону… Хотя, может, и не отбрасывать? Ведь какое предназначение вагона? — доставлять людей к намеченной цели. И предназначение коуча тоже в этом.
То есть коуч – это тот, кто помогает людям прийти в тот пункт назначения, куда им хочется прийти; добиваться тех результатов, которые люди хотят достигать; становиться такими, какими они хотят быть. Это тот, кто ведёт их вперёд к светлому будущему, делая это будущее настоящим.
Теперь вернёмся к тренеру, наставнику и репетитору. Возможно, вас это удивит, но с коучем в классическом понимании они имеют немного общего. Пожалуй, главное, что их объединяет – это то, что они (впрочем, как и вагон) перемещают человека в нужную точку, к желаемому результату. И ключевое отличие от классического коучинга является то, как они это делают? А также, какую позицию занимают во взаимоотношениях со своим подопечным.

Давайте представим ситуацию, вы захотели выучить иностранный язык и решили обратиться к репетитору. Кто такой репетитор? Это человек, который знает язык, отлично на нём разговаривает и является экспертом в области обучения этому языку.

Увидев вас, скорее всего, он начал бы с того, что:
1. проверил бы ваш текущий уровень владения языком
2. на основе выявленного уровня предложил бы программу обучения
3. корректировал бы программу обучения, ориентируясь на ваш темп усвоения материала
Являясь вашим репетитором или тренером, он будет учить вас произносить звуки, читать слова, выстраивать фразы и давать упражнения на отработку навыков письма, чтения, разговорной речи и аудирования. То есть, он выступает в роли гуру, который знает, как нужно и в буквальном смысле «натаскивает вас».
Приблизительно также поступили бы и тренер, и наставник.

А что бы сделал коуч?

Он не стал бы вас учить и показывать, как надо. Потому, что ему вовсе не обязательно знать данный язык самому. Он не стал бы давать советов и рекомендаций изучению языка. Не составлял бы обучающих курсов. Он не учил бы вас языку. Он развил бы в вас навык самостоятельно учиться и преодолевать трудности!
И прежде всего, познакомившись с вами:
1. Он начал бы с понимания вашей мотивации, чтобы она была источником вашего вдохновения, когда вам захочется всё бросить:
-а почему вы решили изучать этот язык?
-а почему решили именно сейчас?
-а что изменится в вашей жизни, когда вы его выучите?
-почему для вас так важно выучить язык?
2. Помог бы сформулировать цель:
-к какому сроку вы хотите выучить язык?
-на каком уровне вы будете его знать к этому моменту?
-как вы поймёте, что выучили язык на нужном уровне?
3. Он не предлагал бы вам готовых решений, программ и плана действий по обучению языку.
Он бы задавал вам вопросы, а вы бы сами брали ответственность на себя за то, что будете делать, двигаясь к своей цели.
И Каждую новую встречу он задавал бы вам новые вопросы, вы бы сами давали себе домашние задания, которые вели бы вас к формированию нужного навыка.
Ещё он работал бы с вашими страхами, установками, например, с такими: «я столько раз учил(а)…у меня всё равно ничего не получится», «я не способен к языкам, я всегда это знал(а)»… В общем, он помогал бы вам рушить стереотипы и представления о себе, он бы работал с вашим внутренним состоянием, чтобы помочь вам «победить себя»! И стать лучшей версией себя!
Ведь недаром Тимоти Гэллви, один из основоположников коучинга, писал в своих книгах о спорте про «внутреннюю игру», развивая мысль о том, что самое главное — помочь избавиться человеку от внутренней неуверенности, тогда и проявятся скрытые способности. И повышать техническую нагрузку уже не потребуется.

Итак, только что, мы рассмотрели, в чём заключаются отличия в подходе коуча и таких специалистов, как тренер, репетитор и наставник.

Исходя из приведённого примера, для тех, кто хочет стать коучем с нуля:

Хорошая новость №1
Коучу не обязательно быть экспертом в вопросе, с которым к нему обратились.
Так как он не даёт рекомендаций и советов, а, значит, не может навредить. Он просто задаёт вопросы, помогая расширить и активизировать познавательную и исследовательскую активность человека, который к нему обратился. А также через вопросы помогает человеку лучше понять себя, свои желания и внутренние препятствия на пути к ним и начать действовать.

Вместе с тем, конечно будет совсем не лишним, чтобы человек, который является коучем в какой-то конкретной сфере, сам был в ней успешен. Так, например, коуч по взаимоотношениям, будет выглядеть сомнительно, если он одинок и имеет за плечами 4 развода. Коучу по финансовым вопросам будет сложно довериться, если на нём застиранный до дыр пиджак и 3 рубля в кошельке. Поэтому, тем, кто начинает практику коуча, важно выбирать те направления для консультирования, в которых они сами успешны, а не те, которые являются их проблемной зоной. Иначе есть риск эмоционально ввязываться в ситуацию клиента и не выдерживать беспристрастную «коуч-позицию».

Хорошая новость №2
Коучу совсем не обязательно иметь психологическое или психотерапевтическое образование.
Это связано с тем, что коуч не работает с психическими отклонениями и не ставит диагнозов. Следуя философии коучинга, каждый человек – это кладезь непознанного потенциала. Изначально по своей природе каждый человек здоров и уникален. Нужно просто помочь ему раскрыть этот потенциал и стать счастливым, следуя за своей мечтой.
Более того, порой наличие психологического образования может даже мешать в практике коуча, потому что есть соблазн войти в роль эксперта-психолога, вместо того, чтобы быть в партнёрской коуч-позиции.

Хорошая новость №3
Ваш жизненный опыт – бесценен.
Быть коучем – это отличная возможность самореализации, а особенно для людей с богатым жизненным опытом. Почему? – спросите вы. Потому, что самый главный инструмент коуча – это не вопросы, не упражнения и техники, которые вы можете прочитать в книжках или обучиться им на тренингах… Главный инструмент коуча – это его личность!
Именно вдохновляя своей личностью, вы помогаете людям верить в себя, раскрываться и преодолевать все препятствия на пути к мечте! Поэтому если вам за… 40…50…60… вам есть, что сказать этому миру, вы глубже понимаете, видите, чувствуете…у вас есть огромное преимущество в том, чтобы быть востребованным коучем.

Хорошая новость №4
Мы не только учим коучей, мы поддерживаем вас в вашем профессиональном становлении.
Мы понимаем, как важно практиковаться для того, чтобы освоить тот или иной навык на хорошем уровне, именно поэтому мы:

  • Строим наше обучение в соотношении 80% к 20%.

Где 80% — это практика и отработка изучаемых инструментов в группе сокурсников. Это возможность проработать собственные «сложные вопросы», понимая, что будет чувствовать клиент. А также возможность отточить изучаемые инструменты в парах и тройках с получением обратной связи от преподавателей.

  • Еженедельные вечерние практики с реальными клиентами

В процессе обучения коучингу мы организуем вечерние межмодульные практики с реальными клиентами. Сюда приходят люди, которые хотят узнать о коучинге больше, «попробовать» его на себе. Такие практики позволяют вам преодолевать страх перед работой с реальными клиентами, а также развивать коучинговые отношения с теми, с кем была проведена работа на практике. Нередко такие отношения со временем переходят на платную основу. Что тоже помогает снятию психологического барьера в вопросах оплаты ваших коучинговых услуг.

  • Дополнительное обучение по коуч-специализации

По окончании в нашей Академии, вы можете пойти обучиться на одну из специализаций, что поможет вам приобрести уверенность и быстрый старт в практике коуча. Коуч-специализация – это сфера, которая вам интересна и в которой вам бы хотелось работать с клиентами. Например, «Коуч по гармоничным отношениям», «Коуч по финансам», «Коуч по поиску предназначения», «Коуч по детско-родительским отношениям» и т.д.

  • Клуб выпускников

Для всех коучей-выпускников нашей Академии открыты двери нашего . Это пространство, где мы встречаемся, обсуждаем сложности, возникшие в работе с клиентами. Здесь мы практикуемся в использовании новых коуч-инструментов, поддерживаем друг друга и делимся профессиональными находками и инсайтами. Одним словом, это наше тёплое и творческое пространство профессиональной и дружеской поддержки и развития!

  • Обучение продвижению коучинговых услуг

Специально для коучей-выпускников базовой программы обучения коучингу, серьёзно решивших посвятить себя профессии, мы разработали дополнительный модуль обучения. Его наши студенты проходят по желанию. Основная его цель – освоение маркетинговой стратегии : научиться продвижению себя и коучинговых услуг в интернете и реальной жизни.

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Минута правды

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны - коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа - управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

Но что самое поразительное - настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия:

Коучинг - это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера - помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» - уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор - британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com .
  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х - этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х - коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х - коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х - в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х - в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х - в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день - фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

Таким образом, коучинг - это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

Коуч Шарлатан
Учился в сертифицированной школе
коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
Задаёт много вопросов Много рассказывает, даёт советы
На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг) Готов работать с любым запросом
Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

»
Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) - один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии . В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии , в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон - основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis ), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии .

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку - коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон - президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона , известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос - некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW , которую придумал Уитмор:

  • Goal - какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality - опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options - какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will - что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча - поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше - всё отлично. Между шестью и восемью - стоило бы улучшить.

А теперь ваша цель - за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? ;)

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные - 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека - 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 - неверно, 4 - совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

»
___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Могу ли я сам стать коучем?

Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. :)

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет - это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Что мне дал коучинг:

  • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
  • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
  • Знакомство с новыми и интересными личностями.
  • Осознание своего предназначения.
  • Более сбалансированную жизнь.
  • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

С дополнительной информацией на тему коучинга и развития можно ознакомиться на моем сайте . :)

Сайту 3 года, а я вам ни разу не рассказывала подробную историю о получении ещё одной профессии.

Написать этот пост подтолкнул вопрос клиентки: «Сабина, а вы в эриксоновской школе обучались? И все 4 модуля прошли?» Я удивилась, потому что мы провели 7 сессий. При выборе коуча она не обратила внимания на образование. Ей внушило доверие то, что я сама развиваюсь в разных сферах.

Я писала о школе в других постах, но не на страницах , и . Да, коучингу учатся! Это не история о том, как человек вдруг понял, что пришло время делиться знаниями и учить жить «правильно». Наша территория свободна от советов и передачи новой информации. Об «околокоучинговых» мифах написано и (обновлённая версия).

Да, нас нас 4-6 месяцев обучают внимательно слушать, задавать открытые вопросы, уметь распознавать ценности и работать с убеждениями. Плюс много других компетенций, которые мы постоянно развиваем. В практике остаются немногие, так как эта работа требует эмоциональной отдачи.

Что меня привело в коучинг

Желание приблизиться к психологии. Работая в журналистике, пиаре и рекрутинге, я смотрела на людей глубже. Хотелось понять, что у них внутри, почему они делают так или не иначе, что они хотят, о чём мечтают + личный «душевный дайвинг». Поняла, что у меня хорошо получается не только писать и внятно выражать свои мысли, но и слушать часами. Я увлекалась рассказами попутчиков в поездах и самолётах.

Только я не люблю, когда люди постоянно жалуются. У всех бывают периоды, когда хочется поплакаться. Но потом надо искать решения. Я и сама жаловалась на то, что мне не нравится full-time, я мечтаю о гибком графике, частых путешествиях и работе над разноплановыми проектами. Только жалобы эти не приводили к желаемому.

Выбор школы

Как только я закрепила в голове идею перехода на фриланс, пошёл сдвиг. В один день я получила рассылку о проведении открытого мастер-класса о коучинге. В то время я как сумасшедшая бегала по Алматы и посещала подобные мероприятия. Друзья привыкли, что я зову их на встречу с Глебом Архангельским, Игорем Манном или ещё один ивент по личностному росту. На этот раз никто не составил компанию.

Помню те жёлтые стены и синий ковролин. Как тренер Галия Хамитова (на главном фото – в центре) рассказывала о колесе баланса, лестнице компетенций и приводила кейсы из практики.

«Я тоже хочу стать коучем и тренером, выступать в таком зале», – подумала я и вернулась из грёз. «Кто доверится 24-летнему коучу?» Тем более, я не так давно пришла в новую компанию. Если уж и уходить в свободное плавание, то с опытом, проектами и репутацией за плечами.

Прошёл год. Срок моего контракта завершался. Обоюдно с работодателями решили не продлевать его, а расстаться в хороших отношениях. Это важно. Потому что везде ценятся человеческие отношения.

Мне ещё не раз помогали мои руководители: рекомендовали на проекты и как спикера на мероприятиях, писали характеристики для стипендий и даже снова заключали договоры, но уже как с фрилансером. Помню, ценю. До сих пор предлагают поработать вместе, но я не могу из-за графика учёбы и разницы во времени.

Коучинг не вытеснил медиасферу из моей жизни. Он гармонично в неё вписался. В 2013 году я делала первые шаге и как независимый медиаспециалист, и как как коуч. Одно помогало другому. В профессию коуча я в тот период только инвестировала. И прилично. Мне важно, куда я вкладываю средства.

Переходом из работы full-time во фриланс стала организация Медиаконгресса Kazakhstan OnLike-2013. По рекомендации моего прежнего руководства 🙂 Мы пригласили медиаэкспертов из Казахстана, России и Украины.

За год я сделала исследование, изучила условия разных школ. Были и те, где обучение стоит намного дешевле. Но , хотя она тогда ещё не знала о моих планах. =) Эриксоновская школа работает с 1980 года в Канаде, выдаёт международный сертификат, а среди клиентов серьёзные компании. Выбор сделан!

А потом?

Я записалась на программу «Наука и искусство трансформационного коучинга» , но всё равно снова пришла на мастер-класс. Те же жёлтые стены, синий ковролин, тренер, но другой менеджер по работе с клиентами (мы потом стали подругами). Для меня важна атмосфера. А создают её люди: тренер, кураторы и ассистенты. Сами участники тоже участвуют в процессе.

Пришла я с твёрдым намерением стать практикующим коучем, а не просто взять инструменты для внедрения в работу как владельцы бизнеса или менеджеры компаний. Но за 4 модуля я проработала цели, узнала больше о своих ценностях и разбила убеждения. Мы каждый день тренинга практиковали техники друг на друге. В среднем, за курс обучения мы проходим в качестве клиента 30 сессий.

Так получилось, что после завершения программы и получения сертификата я ещё надолго осталась в тренинг-центре. В 2014-2015 годах дважды прошла полную программу, но уже как ассистент тренера. Смотрела с другого ракурса, помогала тем, кто только в пути к ещё одной профессии.

В 26 лет я слушала коуч-сессии со стороны, была клиентом и давала обратную связь бизнесменам, опытным тренерам, психологам и др. Они преуспели в своём деле, а я немного раньше пришла в коучинг.

Что дальше?

«Если будет возможность пройти тренинг Мэрилин Аткинсон (основательницы школы и ученицы Милтона Эриксона, на главном фото – вы сами поймёте:), то воспользуйтесь ею», – порекомендовала Галия Хамитова. График полётов Мэрилин расписан до конца следующего года.

– Я хочу жить, как Мэрилин, в её возрасте!
– Я хочу жить, как Мэрилин, в своём возрасте!

Диалоги с коллегой 🙂


Информация с сайта marilynatkinson.com

Я была рада встретиться с ней в Алматы и подписать книгу «Жизнь в потоке».

Тренинг «Глубинный коучинг: продвижение духа» усилил компетенции коуча, научил видеть больше и помог провести генеральную уборку в сознании. Потом был «Тренинг тренеров: быть вкладом в людей». Я поняла, что мне ещё долго работать над тем, чтобы жить, как Мэрилин, и обучать на 4-х континентах. Дружеская рекомендация: хотя бы раз сходите на качественный тренинг. Вы уже не захотите тратить время на тех, кто обещает быстро изменить вашу жизнь.

Потом я ассистировала Мэрилин на конференции коучей «Мировая игра» в Алматы (и заодно её организовывала), а позже ездила «играть» в Москву. Также прошла у Галии Хамитовой «Управленческий коучинг» и «Командный коучинг». Но были и не только эриксоновские программы.

Я прокачала навыки межличностных отношений на «Конструкторе гармоничных отношений» Ричарда Хаймса. Тоже канадский тренер, но это его авторский тренинг. Мне очень помогли «Голос» Владимира Курилова и «Скрайбинг: рисунок для бизнеса» Александра Дудорова (Москва). В коуч-сессиях используем разные тоны голоса и делаем записи. Я ещё и рисую на своих фирменных зелёных листах. =)

Сколько же это стоит?

Столько, что с начала учёбы до конца 2014 года я не выезжала дальше Кыргызстана. Кроме тренингов, была работа с психологом, коучем (да, у коучей тоже есть коучи), супервизии моих сессий (спасибо Аиде Шыныбековой, на главном фото – рядом со мной) для получения «золотого» сертификата. А время! Часы ушли на прослушивания записей своих сессий и подробный самоанализ. Обучение на 4-модульной программе «Наука и искусство трансформационного коучинга» стало началом. Началом перемен в моей жизни.


На встрече с президентом Финляндии Саули Ниинистё (август 2015). Я представляю Казахстан на проекте thisisFINLAND для журналистов и блогеров.

Стоит ли это того?

Когда в голове ясность, а на душе комфортно, сильна уверенность в себе, то цели достигаются быстрее. Появляются энергия и ресурсы. Путешествия становятся привычным образом жизни: 10 стран в год – это не предел. Проекты в медиа интересные и долгосрочные. . Позже я с коллегами вела тренинги по интернет-коммуникациям в том самом зале с жёлтыми стенами и синим ковролином.


Рассказываю о корпоративных блогах в Казнете (октябрь 2014) на мастер-классе по интернет-коммуникациям.

Что ещё важно? На таких тренингах вдохновляет окружение. Там мало случайных людей. Дело даже не в цене (каждый модуль стоил 800 долларов). Собираются люди с похожими ценностями. Канадскую школу отличает упор на работу с ценностями. Весь 3-й из 4-х модулей говорили о них. Без соединения своих целей с ценностями можно всю жизнь бежать на автомате. Затем бросить всё, уехав в горы в поисках себя и смысла жизни.

Те, кто не разделяет ценности эриксоновской школы, надолго не остаются. Как в любом проекте, у коучинговой практики 4 этапа: вдохновение (учёба), внедрение (первые сессии), приверженность и результат. Чтобы коучинг приносил доходы, важно инвестировать в себя время и деньги. Такой же принцип в психологической практике. Там тоже важны повышение квалификации, супервизии и посещение психолога.

Через этап приверженности проходят те, кто хочет расти дальше. Бывают моменты, когда индивидуальных сессий мало или их нет. Когда другие сферы поглощают время. Когда окружающие не понимают. Тут важно найти силы продолжать идти, развивая свои компетенции. Тогда оттачиваются навыки, укрепляется уверенность и приходят новые Чемпионы. Мы так называем клиентов в коучинге. =)

Я горжусь тем, что осознать свои ценности и достичь целей. Радуюсь их успехам, как своим. Это того стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: