Разработка проекта императорской столицы. Китайские династии Достижения и память потомков

Неподготовленного человека могут удивить своим числом. Их было четыре, но в прошлом веке список расширили до 7 столиц. Кратко мы рассмотрим каждую из них.

Пекин

Первая столица Древнего Китая, как и все остальные, располагалась возле горного хребта. Первые поселения в этом районе существовали еще с первого тысячелетия до н. э. Во время правления династии Чжоу здесь была построена крепость военного назначения. В 1368 году была создана На некоторое время столица была перенесена в Нанкин, но император Юнлэ вернул столицу династии Мин в Пекин. Архитектура современного Пекина во многом является наследием правления династии Мин и Цин. Во время правления последней из них были построены знаменитые пекинские сады, Старый летний дворец. Во время правления династии Мин был построен Храм неба, Императорский дворец. Именно император Юнлэ преобразовал Пекин, сделав его похожим на шахматную доску.

Нанкин

Кстати, столица Древнего Китая времен первого императора - Шанхай. Однако ученые не внесли в список этот город и Шанхай не считается одной из исторических столиц.

Нанкин является одним из самых древних городов Китая. Он был столицей десяти династий и На сегодняшний день является столицей Цзянсу. Нанкин удачно расположился между двумя другими столицами Древнего Китая - Пекином и Шанхаем. В переводе название Нанкина означает «Южная столица». Основан город был в V в. До н. э. Именно здесь происходило наибольшее количество наиболее опасных восстаний. Кстати, именно здесь похоронен основатель династии Мин. В 1853 году город стал столицей Тайпинского государства, которым правил Хун Сюцианя. В 1912 году под напором революционеров город стал столицей Китайской Республики.

На сегодняшний день Нанкин представляет собой развитый центр. С каждым днем сюда пребывает все больше иностранцев. Город пополняется отелями, небоскребами и роскошными торговыми центрами. Как и Шанхай, он превращается в город-космополит.

Чанъяань

Список древних столиц Китая продолжается городом Чанъань, название которого в переводе означает «долгий мир». За свое время существования успел побывать столицей нескольких государств в Китае. Однако на сегодняшний день на его месте расположен город Сиань.

Первые поселения появились еще во времена неолита. Столицей Чанъань стал во время правления империи Тан. Как и в Пекине, застройка напоминала шахматную доску. В середине VIII века здесь проживало более 1 млн человека, что по тогдашнем мерка делало город крупнейшим в мире. Во время правления династии Мин, столица была перенесена в Пекин, а Чанъяань переименован в Сиань.

Лоян

Столица Древнего Китая, историю которой мы сейчас рассмотрим, также была одним из самых древних городов. Город Лоян был столицей разных китайских государств. История города начинается в XI в. до н. э. Считается, что это первый столичный китайский город, который был построен по продуманному плану, с учетом космологической семантики. В 770 году до н. э. Лоян стал столицей империи Чжоу. После этого он был столицей царства Вей, Троецарствия и династии Западная Цзинь.

Расцвета достиг во время эпохи Суй, Тан и Сун. Лоян стал культурной столицей Чанъяаня. Строительство Восточной столицы, как тогда называли Лоян, началось во время правления династии Суй. Всего за 2 года удалось построить совершенно новый, преобразившийся город. Однако все постройки были существенно повреждены во время окончания эпохи Тан, которая обозначилась частыми войнами. Возрождения Лояна началось во время правления и Мин. На сегодняшний день - это небольшая, сравнительно современная провинция.

Кайфэн

Исторические столицы Китая были дополнены еще тремя городами. Один из них - Кайфэн. Он имел огромное множество названий: Бяньлян, Далян, Лян, Баньцзин. Столицей город был во время правления в период с 960 по 1127 года. Во время правления город имел большое военное значение. Однако вскоре царство Вэй построило на этой территории свою столицу, назвав ее Далян. Когда царство Вэй потерпело поражение от царства Цинь, город был разрушен и заброшен. Во время правления империи Восточная Вэй город снова получил название Кайфэн. Еще много раз город менял свое название по желанию правителей. Кайфэн под разными именами был столицей государств Поздняя Хань, Поздняя Цинь, Поздняя Чжоу. По оценкам ученых, в период 1013-1027 годов город был крупнейшим в мире.

За время своего существования город много раз разрушался путем военного вмешательства или природных катаклизмов. Это не мешало властителям отстраивать его каждый раз и делать столицей своего государства.

Ханчжоу

Список древних столиц Китая продолжается городком Ханчжоу, который на сегодняшний день является провинцией. В древние времена, до монгольского нашествия, город назывался Линьань. Он был столицей во время правления династии Южная Сун. На то время он был наиболее населённым городом мира. На сегодняшний день город известен природными красотами, огромными чайными плантациями и озером Сиху. Есть здесь два важных исторических памятника - 30-метровая пагода Баочу и мавзолей Юэ Фэя. По-прежнему город остается историческим центром. Каждые выходные сюда съезжаются сотни китайцев, чтобы посмотреть на известные памятники. Кроме того, Ханчжоу - мощный промышленный центр. Также его называют городом тысячей китайских корпораций. Здесь производится огромное количество товаров. Международный аэропорт дает возможность добраться из Ханчжоу в любой крупный город, расположенный в Юго-Восточной Азии.

Аньян

На сегодняшний день город является небольшим городским округом. Аньян был создан после того, как царство Цинь объединило Китай в единую империю. При империи Сунь административное деление Аньяна стало двухуровневым. Кроме того, город стал центром сбора властей Сянчжоу. В конце империи Суй именно здесь началось удивительное по своим масштабам восстание против правительства. Город значительно обнищал из-за того, что стал ареной боевых действия во время мятежа Ань Лушаня.

Летом 1949 года, после победы в гражданской войне, коммунисты организовали провинцию, город подчинения которой стал Аньян. В течение многих лет Аньян входил в состав разных районов и областей. В 1983 году был создан городской округ Аньян.

Сегодня мы узнали о семи древних столицах Китая. Книга по истории может рассказать гораздо больше, однако история Китая невероятно огромна и сложна, поэтому вложится в масштаб статьи очень непросто. Однако мы узнали самое главное и самое интересное об исторических столицах Китая, а также немного окунулись в исторические корни городов и узнали их современное состояние. В любом случае столицы Древнего Китая представляют огромный интерес не только для исследователей, но и для обычных туристов. Китай - загадочная страна, которая завораживает своим многообразием и яркостью.

(полная информация с изображением и ответами ниже по ссылке)
http://www.venasera.ru/forum/index.php?topic=742.0

Китайское выражение «Четыре древние столицы» традиционно относится к Пекину, Нанкину, Лояну и Чанъаню (Сианю). В 20-е годы ХХ века, когда было совершено большое количество археологических открытий, список столиц был пополнен. Появилось выражение «Семь древних столиц Китая», которое включало в себя Кайфын (добавлен в 1920-е годы), Ханчжоу (стал шестой по счету столицей в 1930-е годы), Аньян (после запроса археологов в 1988 стал 7-й столицей); после ряда археологических открытий в 2004 China Ancient Capital Society добавил в этот список и Чженчжоу.

В начале поговорим о Пекине

Города в окрестностях города Пекин появились ещек 1-му тысячелетию до н.э., и столица государства Ян, Ци, была расположена на территории современного Пекина. После падения Ян, последующие династии Цинь, Хань и Цзинь устанавливали свои префектуры на этой территории. Во время правления династии Тан здесь располагалась штаб-квартира генерал-губернатора Фан Яна, военного правителя современных территорий северного Хэбэя. Военачальник Ань Лушань (安祿山) в 755 году начал свое восстание, которое вошло в историю под названием Восстание Ань Лушаня (安史之乱 Ān Shǐ Zhīluàn) —16 декабря 755 г. по 17 февраля 763 г. До Второй мировой войны это был крупнейший вооружённый конфликт по числу жертв за всю историю человечества. Согласно официальным переписям, за время восстания население Китая сократилось на 36 миллионов. Это восстание часто считается поворотной точкой правления династии Тан, когда правитель полностью утратил контроль над управлением всей страной.

В 936 году династия Поздняя Цзинь (936-947) уступила крупную часть своих северных владений, включая современный Пекин, киданям династии Ляо. В 938 году династия Ляо основала вторую столицу Нанкин («Южная столица»). В 1125 чжурчжэньская династия империи Цзинь аннексировала Ляо и в 1153 году перенесла столицу в Нанкин, переименовав его в Чжонду (中都) «Центральная столица». Монгольские войска сожгли Чжонду в 1215 году и возобновили его в 1267 году к северу от столицы Цинь. Собираясь завоевать весь Китай, основатель династии Юань Хубилай-хан создал новую столицу Ханбалык или Даду, ее можно встретить в записках Марко Поло в написании Cambuluc. Очевидно, Хубилай-хан, который очень уж хотел стать императором Китая, расположил свою столицу в этих местах вместо традиционно центрального Китая, потому что таким образом он был ближе к своим базам в Монголии. Решение Хубилай-хана повысило статус города, который располагался на крайнем севере китайских владений. Ханбалык располагался севернее современного Пекина. После падения династии Юань в 1368 году, город был перестроен под началом династии Мин, а вокруг города была основана провинция Шунтьен. В 1403 году третий император династии Мин Юн-лэ перенес столицу из Нанкина в переименованный Пекин («Северная столица»). Иногда столицу так и называли Цзинши (jīng shī «столица»). Во время правления династии Мин Пекин приобрел его современный вид и форму. Считается, что Пекин был самым крупным городом в мире с 1425 по 1650 гг. и с 1710 по 1825.

Пекин известен тем, что здесь были обнаружены при археологических раскопках останки первобытного человека синантропа ("пекинского человека"), жившего 700 тысяч лет тому назад.

Сиань/西安

Династия Чжоу основала свою столицу в городах Фен (沣/灃) и Хао (镐/鎬) примерно между концом 11 века до н.э. и 770 г. до н.э.; обе столицы располагались на западе от современного Сианя. Сиань был конечным пунктом древнего Шелкового пути. Он был одним из самых богатых городов в Китае благодаря торговле шелком на западе.

Династия Цинь (221-206 до н.э.) основала свою столицу в Сяньяне (咸阳), на северном берегу реки Вей. Позже она была сожжена Сян Юем (項羽) в конце правления династии. Император Цинь Шихуан построил себе гробницу и Терракотовую армию в местности, которая является пригородом современного Сианя.

202 год до н.э.: Лю Бан (он же Гао-цзу, он же 高祖), основатель династии Хань, свою столицу основал в Чанъане. Его первый Дворец Вечного Счастья (长乐宫/長樂宮) был построен за рекой из руин Циньской столицы. Через два года он построил Дворец Вэйян (未央宫) к северу от современного города. Городская стена начала строиться в 194 до н. э., строительство завершилось через 4 года, длина стены составляла 25,7 м в длину и 12-16 м в толщину у основания.

190 г. до н.э. Самый могущественный тиран того времени, Дунг Чжуо, перенес свой двор из Лояна в Чанъань, чтобы избежать союза противников, направленного против него.

582: Император династии Суй распорядился, чтобы новая столица была построена на юго-восток от ханьской столицы, называемой Дасин (大兴/大興, великий восторг). Столица состояла из трёх районов — дворец Сиань, имперский город и город для основного населения. Весь город занимал площадь 84 км², главная улица Чжуцюэ была шириною 155 м. В то время это был самый большой город мира.

При династии Тан город был снова переименован в Чанъань. В VII—IX вв. это был, по мнению многих исследователей, самый населённый мегаполис мира с населением, колебавшимся от 800 000 до 1 000 000 жителей.После падения династии Тан город уступил звание крупнейшего мегаполиса планеты Багдаду.

В VII веке в Чанъане обосновался буддийский монах Сюань Цзан, который организовал работы по переводу с санскрита многочисленной буддийской литературы.

В 652 была построена Пагода Диких Гусей (Da Yan Pagoda, 大雁塔) высотой 64 м. Она должна была служить хранилищем драгоценных буддийских рукописей, привезённых Сюань Цзаном из Индии В 707 была построена Малая Пагода Диких Гусей (小雁塔) высотой 45 м. Пагода пострадала во время землетрясения в 1556.

Дворец Хуацин и связанные с ним горячие источники пережили четыре реконструкции.

В 904, когда династия Тан пала, город подвергся сильным разрушениям. Столица была перенесена снова в Лоян. Город значительно уменьшился.

В период правления Минской династии существенно сократившийся в размерах город был снова обнесён стенами и обведён рвом. Периметр стен — 12 км, высота — 12 метров, толщина — от 15 до 18 метров у основания. Стены сохранились до сих пор в хорошем состоянии.

Благодаря своей тысячелетней истории и развитой культуре Сиань представляет собой место концентрации множества памятников древности. Всему миру известно «Восьмое чудо света» - терракотовое войско Цинь Шихуана. Кроме этого, такие места как: Баньпо - стоянка первобытного общества, в Баньпо обнаружены остатки нескольких хорошо организованных поселений эпохи неолита, датируемых около 4500 г. до н. э.

Гробница императора Цинь Шихуана, гробницы ханьских императоров, а также такие памятники старины как Пагода добродетели и благодеяния Циэнсы, Лес мемориальных монументов (Бэйлин), горячие источники Хуацинчи и множетсво других достопримечательностей.

Пагода Большого гуся/大雁塔

Пагода Большого Гуся (Da Yan Ta) стоит на бывшем месте Храма Материнской Любви, на юге Сианя, в четырех километрах от центра, за городскими стенами.

Первоначально построенный в 589 нашей эры в Династии Суй (Sui Dynasty), храм называли Ву Лу, Храмом Сицзяна (Wu Lou Si Temple). Этот универсальный знак города, используемый на всех открытках и путеводителях как визитная карточка Сианя, был перестроен в 648 году н.э. третьим императором династии Тан, Гао Цзуном (Gao Zong), в память о своей умершей матери. Храм тогда принимал существующее название Храм Благодарения. Император Гаозонг, как говорили, воздавал должное храму два раза в день. Храм, с 13 отдельными внутренними дворами, содержал 1 879 великолепно выглядящих комнат в целом и был местом великой степени в Династии Тан.

Помимо памяти о матери, целью ее строительства было хранение буддистских писаний, привезенных из Индии путешествующим монахом Сюань Цзаном (Xuan Zang). Он перевел и обработал манускрипты в 1335 томов на китайском языке.

Первоначально пагода состояла из пяти этажей, затем она много раз пристраивалась, перестраивалась и росла. После разрушения Пагоды была построена новая 10-этажная пагоды в период с 701 до 704 года н.э. Однако, войны в последующие годы, разрушили Пагоду практически до руин, которые были в свою очередь восстановлены. Нынешнее здание пагоды, 64,1 м высотой, похоже на крепость. Имеет 7 ярусов, квадратной формы с острыми углами. Можно взобраться наверх, чтобы полюбоваться видом на город и окрестности. Легендарная пагода была архитектурным чудом. Великое здание Пагоды с ее торжественным появлением, простым стилем и высокой структурой, является действительно хорошим примером мудрости древних людей и их таланта.

Пагода Малого гуся/小雁塔

Пагода Малого Гуся (Xiao Yan Ta) расположена на территории храма Цзяньфу (Jianfu). Высота сооружения - 43 метра, верхушка пагоды сорвалась во время землетрясения XVI века. Сам храм Цзяньфу был выстроен в 684 году н. э. во имя благополучного посмертия императора Гао Цзуна. Таким образом, храм и пагода родственно связаны с Большим Гусем. Малый Гусь также хранил буддистские рукописи, привезенные, правда, другим путешественником.

Терракотовая армия императора Цинь Шихуана/秦始皇兵马俑

Цинь Шихуан (Qin Shihuang) был первым императором объединенного Китая в 221-210 гг. до н.э. Строительство его усыпальницы началось сразу же после того, как Цинь Шихуан взошел на трон. По мере того, как он завоевывал и присоединял все новые и новые территории Китая, работы над усыпальницей расширялись, и вскоре приобрели невиданные размеры. По хроникам, периметр внешней стены захоронения был равен 6 км, внутри были спрятаны настоящие сокровища: искусно обработанные драгоценные камни, золото и серебро представляли картину волшебного сада, где текли реки и моря из ртути. Сегодня над могилой императора возвышается курган высотой 40 метров, он до сих пор не раскопан, так что любоваться особенно нечем.

В 1,5 км к востоку от усыпальницы императора стоит комплекс, под крышей которого разместилась неусыпная стража императора Цинь Шихуана, его терракотовая армия. В 1974 году, копая колодец, местные крестьяне обнаружили одну из самых громких археологических находок XX века: тысячи терракотовых солдат в натуральную величину, с лошадьми, стоящих в боевом порядке, - целая армия, сопровождающая императора в его посмертии. Всего были раскопаны три подземных помещения, над первым (210 м с востока на запад и 60 м с севера на юг) поставили крышу и превратили в выставочный зал. 6000 воинов стоят здесь, формируя боевой порядок прямоугольника: впереди - три ряда лучников (210 воинов), за ними - основная армия солдат, одетых в броню, с копьями, топорами и другим холодным оружием на длинных древках, сопровождают их 35 колесниц с лошадьми. Все позы, все жесты воинов в точности соответствуют древней китайской книге об искусстве войны. Многие из них носят настоящее оружие двухтысячелетней давности (мечи и стрелы до сих пор острые, их только покрыли современным антикоррозийным покрытием). В 1976 году во втором помещении были раскопаны еще 1000 солдат, в третьем - только 68 и одна колесница. Предполагается, что воины в третьем помещении стоят на командном пункте, который управляет порядками в первом, во втором и, возможно, в остальных пока нераскопанных подземных помещениях. Археологи считают, что в окрестностях усыпальницы Цинь Шихуана под землей стоит еще большая армия, вот только на ее раскопки уйдут десятилетия.

Великая мечеть Сианя/西安大清真寺

Большая сианьская мечеть — первая во Внутреннем Китае мечеть, построенная приезжими арабами в правление императора Сюаньцзуна (династия Тан) в столичном городе Чанъань (ныне Сиань).

Согласно одной из версий, нынешнее здание мечети воздвигнуто в XIV в. на средства знаменитого мореплавателя Чжэн Хэ. Впоследствии не раз обновлялось. В настоящее время площадь мечети превышает 12000 кв. м. Особенность мечети — её китайская архитектура с некоторыми исламскими элементами.

Лоян/洛阳

Город Лоян находится в западной части провинции Хэнань, и в центральной части равнины, поэтому называется городом "в середине Поднебесной". Лоян является одним из самых важных очагов зарождения китайской цивилизации. Имя свое город получил от реки Лохэ (洛河), на северном берегу которой он находится.

В истории употреблялись ещё названия Лои (洛邑), Лочжоу (洛州), город называли в литературе Дунду (東都 — восточный город), Сицзин (西京 — западная столица), Цзинло (京洛 — основная столица), однако Лоян — самое употребительное имя города.

Лоян - очень древний город, он был внесен в первый же список исторических, культурных городов Китая и список семи древних столиц Китая, опубликованный Госсоветом.

Лоян, начиная с первой династии Китая - династии Ся, 13 раз становился столицей государства. В эпоху династии Суй и Тан население города уже насчитывало более миллиона человек, в то время город был одним из самых оживленных городов мира.

Окрестности современного Лояна были заселены в глубокой древности. В 2070 до н. э. правитель династии Ся Тай Кан переместил столицу к месту, где в реку Лохэ впадает река Ихэ, город был назван Чжэньсюнь (斟鄩). В XVI век до н. э. шанский правитель Тан, победив Ся, основал свою столицу Хао (西豪) в местности, соответствующей Шисянгоу в уезде Яньши.

Город построил Чжоу-гун (周公) — основатель династии Чжоу в XI веке до н. э.. Город заселила аристократия прежней династии Шан, и город был назван Чэнду. С 770 до н. э. город стал императорской столицей Чжоу. В 510 до н. э. город был разрушен в междоусобицах, но за год отстроен заново по повелению императора.
В 25 н. э. Лоян стал столицей восстановленой Восточной династии Хань, город был также столицей династий Вэй и Цзинь (265-420). Династия Цзинь пала под натиском варваров, город был почти полностью разрушен, а столица перенесена в Нанкин.

В 68 году в городе был основан Храм Белой Лошади — первый буддийский храм в Китае. Храм сохранился до сих пор, однако в 1500 он был полностью перестроен. Первым монахом, проповедавшим буддизм в Лояне, был Ань Шикао.

В 190 году во время жестокой междоусобной войны войска канцлера Дун Чжо заняли город, который был ими разграблен и разрушен, аристократия бежала в Чанъань, собирая ополчение против Дун Чжо.

В 493 году император династии Северная Вэй снова перенёс столицу в Лоян. Тогда был построены знаменитые Пещеры Лунмэнь. В этих пещерах помещалось более 30 тысяч статуй Будды.

Символом города является цветок пион, с которым связывают красоту и богатство. Как гласит легенда, императрица повелела отправить этот цветок в ссылку, так как он зацвел зимой. Поэтому ежегодно в середине апреля устраивается Фестиваль пионов, привлекающий специалистов и туристов со всего мира.

Храм Белой лошади/白馬寺

Храм Белой Лошади - самый древний буддийский храм Китая. Он находится в 13 км к востоку от Лояна. Легенда гласит, что белые лошади принесли в Китай священные писания в 68 году н.э. Отсюда и пошло название храма, этим и объясняется наличие изящных статуй лошадей.

В те далекие времена буддизм в Индии и Непале уже достиг своего апогея, а в Китае об этой религии еще и не ведали. Вначале были воздвигнуты статуи лошадям и монахам, привезшим буддизм на эту землю, а позже начали строительство самого храма. Оно продолжалось несколько лет.

Большинство статуй храма Белой лошади относится ко времени правления Династии Юаня и господства монголов в Китае. Внутри комплекса царит мир и тишина, в тени шелестящей листвы находится статуя Sakyamuni. Баймасы - один из немногих и поныни действующих старинных храмов, что делает его особенно привлекательным.

Там живут около 60 буддийских монахов. В храме проводят соответствующие ритуалы (горят свечи, экзотические фрукты лежат на древних алтарях). Этот факт должен быть с уважением понят туристами, которые придут полюбоваться святыней.

Шаолинь/少林寺

К юго-востоку от Лояна, вблизи городка Дэнфэн, находится знаменитый монастырь Шаолинь. Это "родина" чань-буддизма и самый известный в Китае центр боевых искусств. Датой основания считают 495 г., когда здесь поселился индийский монах, последователь чань-буддизма. А позже здесь же проповедовал свое учение монах Бодхидхарма. В 20 в. монастырь был почти полностью разрушен и восстановлен лишь частично. За монастырской стеной высится впечатляющий Лес Пагод (Та Линь) - где сохранилось свыше 260 надгробных ступ настоятелей монастыря. Каменные пагоды, относящиеся к 9-19 вв., свидетельствуют о стилевых изменениях разных эпох. Монахи Шаолиня, постоянно совершенствующие искусство у-шу, помогли императору разгромить армию мятежников, за что монастырю было присвоено почетное звание "Первого монастыря Поднебесной". (Об этом монастыре мы расскажем в отдельной статье)

Гроты Лунмэня

Гроты Лунмэня один из трех крупнейших пещерно-храмовых ансамблей Китая. После переноса в 494 г. резиденции правителей династии Вэй, здесь, за пределами нового города, в песчаниковых скалах возник буддийский пещерный монастырь. На протяжении 4 веков ремесленники высекали в гротах Лунмэня все новые и новые изваяния и рельефы. Увы, в годы преследований буддистов в IX в., началась и история их разрушений. Затем свое губительное слово сказала и эрозия мягкого камня, и грабительские набеги западных коллекционеров, и вандализм хунвэйбинов в годы «культурной революции». Гроты - это свидетельство созидательности буддийского искусства. В них и по сей день сохранилось более 2100 киотов, 43 пагоды, более 100 тысяч изображений святых, 3600 надписей на камне.

Пещера Подземных Ручьев (Цяньси-дун) характерна для искусства эпохи Тан (VII в.). Здесь, как и в большинстве композиций того времени, в центре высится Будда Амитабха, а по обе стороны от него - изваяния его любимых учеников Ананды и Касьяпы, двух Бодхисатв, и двух стражей Неба. В гроте Биньян (начало VI в.), состоящем из трех частей, вокруг статуи исторического Будды с поднятой в знак защиты рукой находятся изваяния 10 бодхисатв. Наиболее частый элемент орнаментов - лотос, буддийский символ чистоты. Очень интересны и изображения апсар (apsara) - небесных танцовщиц, выполненные более скромно по сравнению с изображениями апсар эпохи Тан. Грот Десяти Тысяч Будд (Ванъфодун), если верить надписи на его потолке, 1 возник в 680 г. Гуанъинь, Богиня Милосердия, указала людям путь к пещере, на стенах которой находилось свыше 10 тыс. небольших изваяний Будды. На другой стене высечены 54 цветка лотоса с изображениями бодхисатв.

17-метровая статуя Будды у входа в пещеру Фэнсяньсы (Кумирня встречи со святыми, конец VII в.) выглядит особенно, величественно. В старину ее закрывал деревянный храм. Пещера связана с именем императрицы У Цзэтянь, единственной женщины, официально занимавшей трон китайских императоров. Лик Будды имеет некоторое сходство с ней.

Нанкин/南京

Наньцзин, Нанкин, столица Провинции Китая - Цзянсу, и город с выдающимся местом в китайской истории и культуре. Наньцзин (буквально: "Южная столица"), служил столицей Китая в течение нескольких исторических периодов, и считается одной из Четырех Великих Древних Столиц Китая. Нанкин - также один из пятнадцати подпровинциальных городов в административной структуре Народной Республики Китай, обладая подведомственной и экономической автономией немного меньше, чем автономные регионы (Макао и Гонконг).

Расположенный в нижнем бассейне Реки Янцзы, Нанкин всегда был одним из самых важных городов Китая. Кроме того, что город был столицей Китая во времена правления шести династий и Китайской республики, Нанкин также служил национальным центром образования, исследования, транспортировки и туризма на протяжении всей истории города. С городским населением более чем пять миллионов человек Нанкин второй по величине коммерческий центр в восточной области Китая, после Шанхая. Наньцзин обеспечен богатыми природными ресурсами, которые включают больше чем 40 видов полезных ископаемых, среди которых железо, стронций и запасы серы. Наньцзин также обладает богатыми водными ресурсами, и от Янцзы и от запасов грунтовых вод.

Наньцзин был одним из самых ранних городов в южной китайской области. Согласно легенде, Фу Чаи, правитель Ву, основал первый город, Юченг в современной Наньцзинской области в 495 году до н.э. Позже в 473 году до н.э., государство Йе завоевало Ву и построило город Юченг в предместьях современных Ворот Жонгуа. В 333 году до н.э., после разрушения государства Йе, государство Чу построило свой город Джинлин в северо-западной части современного Нанкина. С тех пор, в городе были проведены многочисленные реконструкции и разрушения. Наньцзин сначала стал столицей в 229 году нашей эры, когда Сунь Куан, правитель царства Ву во время периода Трех Царств переместил свою столицу в Джанье. После вторжения Ву Ху, дворяне и богатые семьи династии Цзинь убежали через реку Янцзы и сделали Наньцзин столицей. Первый император Династии Минь Жу Юанжанг, который сверг Династию Юань, восстановил Нанкин и сделал его столицей Китая в 1368 году. Он построил то, что было самой длинной городской стеной в мире в то время. 200 000 чернорабочих и 21 год потребовались, чтобы закончить этот проект.

Будучи одной из четырех древних столиц Китая, Наньцзин всегда был культурным центром, привлекающим ученых и просвещенных людей со всех уголков Китая. Во время династий Тан и Синь, Наньцзин был местом, где поэты писали и составляли свои стихи, напоминающие о его роскошном прошлом. Сегодня, с длительной культурной традицией и сильной поддержкой от местных образовательных учреждений, Наньцзин обычно считается “городом культуры” и одним из самых лучших городов для жизни в Китае. Галерея Искусства Цзянсу - наибольшая галерея в Области Цзянсу, представляет некоторые из лучших традиционных и современных художественных экспонатов в Китае; у многих других галерей меньшего масштаба, таких как Красный Сад Искусства и Каменная Галерея, также есть свои собственные специальные выставки. В Нанкине находятся некоторые из самых старых и самых лучших музеев в Китае. Наньцзинский Музей, прежде известный как Национальный Центральный Музей, является первым современным музеем и остается одним из ведущих музеев в Китае. Другие музеи включают Китайский Музей Современной Истории, расположенный в Президентском дворце, Городской Музей Наньцзина, Музей Истории Королевства Тайпинг, Наньцзинский Музей Традиций, Наньцзинская Городская стена - Культурный Музей.

Нанкинский музей/南京博物院
Сайт музея

Нанкинский музей расположен у подножья горы Цзыцзинь. Он был построен в 1933 году. Первым директором музея был Цай Юаньпэй (1876-1940), знаменитый китайский ученый и общественный деятель в период Движения за Новую Культуру в начале 20-го века. В музей в настоящее время представлены экспонаты, демонстрирующие 5000 лет истории Китая.

Тут можно посмотреть слайд-шоу по достопримечательностям Нанкина

Городская стена Нанкина/南京城墙

Общая протяженность городской стены в Нанкине 33,676 км. Она была построена в период с 1366 по 1386 в эпоху Мин. Ее средняя высота 12 м. Включает она 13,616 амбразур и 200 укрытий для солдат. Основание стены, главным образом, выполнено из гранита. Стена была построена в соответствии с топографическими особенностями местности.

Нанкинский мост через Янцзы/南京长江大桥 был жизненно необходим, чтобы связать север и юг Китая. До тех пор, пока не построили мост, приходилось пользоваться паромной переправой.

Озеро Сюаньу /玄武湖/

Площадь озера Сюаньу (Черного Воина - духа севера в даосизме) составляет 444 га.Оно занимает большую часть города. Можно побродить вдоль его берегов или взять лодку и доплыть до лесистых островов озера, где разместились чайные, зоопарк и детские аттракционы. Пять островов озера соединены между собой дамбой. Тропа у озера идет вдоль сохранившихся участков городской стены.

Кайфын/Кайфэн/开封

Кайфын (ранее также Бяньлян (汴梁 / 汴樑, пиньинь Biànliáng), Бяньцзин (汴京, пиньинь Biànjīng), Далян (大梁 / 大樑, пиньинь Dàliáng), также сокращённо Лян (梁 / 樑, пиньинь Liáng) был столицей семи династий; период его наибольшей славы пришелся на Северную Сун (960— 1127). Город является центром еврейской диаспоры в Китае. Вероятно, еврейские купцы пришли в Китай по Великому Шелковому пути в те времена, когда Кайфын был столицей империи.

Основание города относится к 364 до н. э., он был построен как столица царства Вэй (魏); в Период Сражающихся царств (Чжаньго) город назывался Далян. В это время вокруг города было построено большое количество ирригационных каналов, которые соединялись с бассейном Хуанхэ. Когда государство Вэй было завоёвано царством Цинь, город был разрушен и покинут, на его месте остался средних размеров ярмарочный центр.

Почти через тысячу лет, в начале VII века, Кайфэн приобрёл торговое значение, когда он стал связан с Великим Китайским каналом, который обеспечивал сообщение и доставку продовольствия с запада провинции Шаньдун.

В эпоху Тан в 781 город был перестроен и получил название Бянь (汴) В Период пяти династий Бянь был столицей государств Поздняя Цзинь (936—947), Поздняя Хань (947—950) и Поздняя Чжоу (951—960). Во время династии Сун (после 960) Бянь вновь стал столицей и стал расти.

Как сунская столица Кайфэн значительно укрепился, население достигло 400 000 человек, по обе стороны от городской стены. Город страдал от эпидемий тифа.

В 1044 была построена Железная пагода (佑國寺塔 или 鐵塔) высотой около 55 м. Эта пагода пережила многочисленные природные катастрофы — разрушительные землетрясения и наводнения, пережила войны и остаётся одной из старейших достопримечательностей города. Пагода Бо-Та (繁塔) 974 находится в полуразрушенном состоянии.

Примечательным сооружением является Часовая башня, которая использовалась как обсерватория, её построил выдающийся инженер и учёный Су Сун (1020—1101). Эта башня покрыта вращающейся сферой с гидравлическим приводом (с использованием водяного колеса). Водяные часы на этой башне были снабжены механизмом на цепной передаче, который был изобретён на двести лет раньше, чем в Европе.

В XI веке город вырос и сосредоточил в себе торговлю и промышленность страны, здесь пересекались четыре основных канала. Теперь город окружали три кольца стен, население оценивают в 600—700 тысяч человек.

По некоторым оценкам Кайфэн с 1013 по 1127 был самым большим городом в мире. В 1127 чжурчжэни смогли завоевать город и основали династию Цзинь (1115—1234). Хотя город сохранял важное значение, только центр за внутренней стеной остался заселённым, остальные части города были покинуты.

С 1157 (по другим источникам с 1161) Кайфэн стал южной столицей чжурчжэней, город был перестроен. До 1214 главная столица оставалась на севере, но в 1214 двор был перенесён в Кайфэн во время монгольского нашествия. В 1234 под давлением монголов и сунских войск город пал, монголы заняли Кайфэн, а в 1279 они покорили весь Китай.

В начале династии Мин (1368) Кайфэн стал столицей провинции Хэнань.

В 1642 город затопило водами Хуанхэ, когда минская армия открыла дамбы, чтобы предотвратить восстание Ли Цзычэна. После наводнения город снова был покинут.

Во время династии Цин император Канси в 1662 восстановил город. В 1841 город был разрушен ещё одним наводнением и восстановлен в 1843. Современный город сформировался после этого строительства.

Кайфын — привлекательный город, в котором находятся несколько архитектурных памятников.

Большинство исторических достопримечательностей расположены в пределах городских стен. Храм Сянго на улице Цзылу, основан в 555 г., считался главным храмом Китая, когда Кайфын был столицей Северной Сун. Он был полностью разрушен в 1642 г., когда были открыты шлюзы и плотины, сдерживающие Хуанхэ, чтобы противостоять нашествию маньчжуров. Храм был перестроен маньчжурскими победителями и ныне является центром города.

В колокольне храма хранится бронзовый колокол. Интересна статуя сторукой богини сострадания и милосердия Гуаньинь, находящаяся позади храма, которая вырезана из цельного куска дерева гинкго.

Примерно в полумиле западнее, на Дачжифанцзе находится небольшой даосский Храм Яньцин, сильно разрушенный наводнением Хуанхэ. Правда, Павильон Нефритового Императора (верховного божества даосов) сохранился.

В северо-восточной части города стоит Кайфынская Железная пагода (Тета). Эта стройная кирпичная башня облицована особой черепицей, имеющей металлический блеск, что делает ее похожей на железную.

Храм, в котором была эта пагода, не сохранился. Вы можете подняться наверх пагоды и на-сладиться видом города, который предстает как на ладони.

Интересен Павильон Дракона, который стоит в парке Лунтин в северо-западной части го-рода. До него можно дойти пешком по отреставрированному Императорскому Пути (Сунду Чжэнцзе), который был главной магистралью Сунской столицы.

Еврейская община Кайфына проводила богослужения в Синагоге (Ютай Цзяотан), от которой ничего не уцелело, кроме трех стел, которые хранятся в Кайфынском музее (Инбиньлу). Синагога находилась рядом, на Бэйсинтуцзе.

Аньян/安阳

Город Аньян расположен на севере провинции Хэнань, у восточных отрогов гор Тайханшань. Граничит с провинциями Хэбэй и Шаньси /Северный Китай/
Городу административно подчиняются 4 района, 4 уезда и 1 город уездного значения. Население -- 1,01 млн чел.

Уже к 14 веке до нашей эры Аньян столицей. В то время 20-й император династии Шан Ван Пангын перенес столицу в местечко Ин (месторасположение сегодняшней деревеньки близ города Аньян в провинции Хэнань. Правители этой династии развернули большое строительство, благодаря чему эта деревенька превратилась в большой столичный город. После правления династии Шань, Аньян по-прежнему много раз становился столицей, однако большого успеха в строительстве города не произошло. В результате долгих продолжительных войн этот древний город давно превратился в руины. После эпохи Сун в этих местах постоянно обнаруживаются следы культуры и градостроительства времен Ин. Только после ряда крупных археологических раскопок, предпринятых после создания Нового Китая, была наконец-то составлена полная картина масштабов города и его планировки. Сейчас эти знаменитые руины известны как инские руины.

Инские руины находятся на берегу Хэншуй, примерно в километре от города Аньян. В самом широком, с запада на восток месте, руины в длину имеют 10 км, а в направлении с севера на юг самое широкое место - 5 км, площадь руин - более 24 кв.км. в бассейне этого района обнаружено 50 остатков развалин дворцовых и жилищных построек.

На основании раскопок можно твердо утверждать о зрелом уровне в области градостроительства того времени. Планировка дворцовых покоев, жилищ простолюдин, мастерских и кладбищ была довольно совершенна. Архитектура дворцовых палат отличалась масштабностью и роскошью убранства, размеры самых больших палат достигали 400 кв.метров, а утрамбованный фундамент - около 2-х метров толщины. Все это свидетельствует о том, что древний город Ин имел хорошую планировку и сравнительно высокий уровень архитектурного строительства.

В 2006 г. ЮНЕСКО внесла Иньсю с ее остатками дворцовых и храмовых зданий, многочисленных жилищ, а также архивом гадательных надписей в Реестр мирового культурного наследия.

Название сегодняшнего города появилось в 257 г. до н.э. В 1949 г. Аньян стал городом тогдашней провинции Пинюань, затем, начиная с конца ноября 1952 г., после упразднения этой провинции Аньян стал подчиняться провинции Хэнань.

Шан Ян, служивший министром, заложившим фундамент для прихода к власти династии Цинь, организовал строительство циньской столицы в Сяньяне в середине IV века до н. э. Проект этого города он составил по образцу столиц Сражающихся царств, но его новые кварталы появились за пределами городских стен при следующих правителях. Разрастание Саньяна вширь достигло пика при первом китайском императоре, который затеял кардинальную его перестройку ради создания нового типа столицы для управления всей страной, знаменующего образование первого в истории Китая государства. В 220 году до н. э. он построил дворец Синь к югу от реки Вэй (правильным считалось расположение столицы к северу от реки) и затем переименовал этот дворец в Храм Апекс как земное воплощение Небесной Звезды Апекс. Эта звезда считалась центром Небес и дворцом Высшего Божества, или, как сказано в некоторых текстах, его звездной сущностью. Сыма Цянь начинал изложение своих мыслей по поводу организации неба с этой звезды 22 . Первый китайский император спроектировал элементы своей столицы по звездному небу. Тем самым он постарался обратить внимание на свою роль представителя астральной власти на земле, а заодно сотворил новый проект столицы, послуживший увековечению его невиданных достижений.

В 212 году до н. э. ему построили величественный дворец в парке Шанлинь, лежащем к югу от реки Вэй. Две вершины Южных гор служили воротами этого дворца, в котором намечалось оборудовать верхний зал вместимостью 10 тысяч человек. От этого зала император запланировал построить крытую галерею до Южной горы, на вершине которой он поместил мемориальную доску с сообщением о том, что гора служит башней дворцовых ворот. Еще одну приподнятую над поверхностью земли галерею для скрытного движения соорудили для соединения этого нового дворца со старым дворцом к северу от реки «по образцу пути, по которому на Небесах коридор ведет от Небесной Звезды Алекс через Млечный Путь к Звезде царских палат». На волне строительной лихорадки, как сообщает автор Ши-цзи , первый китайский император соорудил «в проходах 300 дворцов» с приподнятыми над поверхностью земли галереями и обнесенными стеной дорогами, связывающими их и обеспечивающими ему перемещение от дворцов до вилл в башни как духу, невидимому для посторонних глаз 23 .

Столица Китайской империи должна была не просто представлять Небеса; она должна к тому же служить Небесами в миниатюре на Земле в виде Китайской империи. С покорением династией Цинь очередного Сражающегося царства на северном берегу реки Вэй напротив нового дворца возводилась точная копия дворца правителя этого государства. Эти точные копии дворцов тоже связывали крытыми галереями с обнесенными стенами башнями, а селили в них музыкантов с инструментами и юных певиц из побежденных царств. Поскольку дворцы рассматривались в качестве воплощения государств, правители династии Цинь могли символически аннексировать царство, разрушив его настоящий дворец и восстановив его точную «плененную» копию в собственной столице 24 .

Продолжая в том же стиле, первый китайский император переселил в Сяньян 120 тысяч самых влиятельных кланов покоренных царств. Позже он к тому же переселил семьи попроще, чтобы они ухаживали за его будущей усыпальницей, его летним дворцом в Сладких ключах и даже одну из каменных надписей, которую он распорядился поместить в горах на востоке 25 . С помощью такой политики переселения народа империи в ее центр он сократил возможность сопротивления на местах там, где теперь образованы провинции, опасные элементы оказались в пределах непосредственной сферы применения правосудия императора и его двора. А через новых жителей столицы и ее здания продемонстрировал, что Сяньян служит центром и воплощением империи в миниатюре. В этом получило буквальное воплощение древнее китайское представление о том, что власть правителя обнаруживается в его способности привлечь людей на переезд издалека к его двору.

Первый китайский император также распорядился собрать со всех концов империи захваченное у бывших врагов оружие, расплавить его и отлить из полученного металла двенадцать статуй великанов. В этих изваяниях, вероятно, получили отображения мифические бессмертные создания, появление которых служило указанием на одобрение Небесами деяний первого китайского императора и обещание бессмертия ему самому 26 .

Вторым воплощением заново покоренного мира должен был служить еще один проект строительства первого китайского императора – похоронный курган на горе Ли. В трактате Чунь-цю Люй-цзи находим упоминание о том, что правители времен заката Сражающихся царств построили величественные мемориальные комплексы, представляющие собой уменьшенные копии их дворцовых городов. Такого свойства традиция находит подтверждение в виде макета мемориального комплекса царя Чжуншаня IV века до н. э., обнаруженного в его же усыпальнице. Предельным воплощением данной традиции служила искусственная гора, насыпанная по распоряжению первого китайского императора, а теперь это захоронение получило известность в связи с обнаружением здесь императорской терракотовой армии. Речь приходится вести о сохранении традиций династии Цинь, при которых возводилась грунтовая погребальная насыпь (курган), а затем рядом с ней сооружались деревянные каркасные архитектурные комплексы. Представители этой династии к тому же переняли восточную традицию, последователи которой обносили погребальный комплекс двойной стеной и присваивали ему статус дворцового города.

Однако первый китайский император поставил эту традицию воспроизведения по образцу времен Сражающихся царств на службу своему притязанию на господство не только в отдельном государстве, а в целом мире. Его центральный склеп заставили макетами дворцов и пагод, скульптурами вельмож и многочисленными редкими предметами. Всех его наложниц, не сподобившихся родить детей, тоже предстояло умертвить и похоронить в этом точном макете его дворца. Склеп потом окружили макетом земли с морями и реками, изготовленными из жидкой ртути, а также с изображениями небесных тел на потолке 27 . По результатам недавних раскопок, проведенных всего лишь на самом краю императорского захоронения, мы узнали, что в пространстве между внутренними и внешними стенами находились скульптуры еще большего количества сановников, скоморохов, а также терракотовая армия численностью больше 6 тысяч человек с лошадьми. Эту область, в свою очередь, окружали настоящие захоронения вельмож, членов императорской семьи и макет конюшни, оборудованный под землей. Таким образом, этот кладбищенский комплекс служил точной копией и империи Цинь, и всего мира.

Несмотря на весь масштаб строительных работ, по нескольким неотъемлемым чертам циньской столицы обнаруживаются пределы перехода династии Цинь от государства, организованного для ведения войны, к империи вселенского масштаба. Во-первых, в Сяньяне не проводилось никаких ритуальных обрядов. Все главные алтари государства находились за его пределами. Самым важным считался алтарь Фу и Четыре Алтаря на горе У, находившиеся на холмах вокруг старой столицы Юн. К ним относились алтари богов четырех направлений света (высочайшие божества империи Цинь), Сокровищ Чень, а также основных звездных и погодных явлений. В более древней столице Лунси оставалось несколько дюжин алтарей, а многочисленные алтари, посвященные божествам попроще и духам, встречались по всей территории империи Цинь 28 .

В ходе своей поездки по покоренным территориям первый китайский император, когда он взбирался на горы и оставлял на их вершинах письмена в память о своих свершениях, он к тому же вносил пожертвования или делал подношения основным местным божествам, например Восьми Духам в Ци. Он выполнил жертвоприношения фетиань на горе Тай и на горе Лянфу, в очередной раз проявив самые высокие духовные способности, позволяющие ему приносить пожертвования в отдаленных от столицы династии Цинь районах. Кроме того, он ввел стандарт культов основных гор и рек и постановил, какие господствующие местные предметы должны получать пожертвования, то есть местные предметы, естественным образом появившиеся на территории его вотчины.

Единственным предметом священного пейзажа, находившимся ближе всего к столице, оказалась гора Хуа. Последняя возможность императора присвоить ритуальное для его города значение заключалась в том, чтобы придать семи мелким рекам, протекавшим рядом с Сяньяном, – Ба, Чань, Чаншуй, Фен, Лао, Цзин и Вэй, – тот же самый ритуальный статус, который полагался, по его правилам, крупнейшим рекам. Но им не досталось всех подношений, полагавшихся действительно великим рекам 29 .

Таким образом, и в царстве Цинь, и на покоренных им территориях политика в духовной сфере сводилась к признанию и рациональному использованию существующих местных верований. В такой политике отразилась не просто централизация власти в новой империи, а еще и особенности естественной географии и разнообразных культовых традиций, устоявшихся за предыдущие столетия. Идет ли речь об общем отсутствии интереса к религиозному ритуалу со стороны первого китайского императора или его абсолютной преданности привитой ему традиции, правители империи Хань совсем по-иному понимали роль столицы как центра высших религиозных обрядов.

Второе ограничение при преобразовании Сяньяна в столицу империи заключается в самих особенностях, которые первый китайский император считал признаками нового стиля столицы: точные копии дворцов, отлитые из отобранного в бою оружия изваяния и перевезенное сюда из других районов население. Первостепенная цель этих предприятий состояла в том, чтобы соорудить монумент победе основателя династии Цинь над другими Сражающимися царствами. Точные копии дворцов и гигантские изваяния служили увековечению этой победы, и тем самым создавалась гарантия того, что та война действительно никогда не закончится в памяти побежденных или победителей. Тем же самым способом в письменах первого китайского императора провозглашалось создание им нового мира, но в них одновременно увековечивался в камне восторг по поводу триумфа династии Цинь над ее соперниками. Следовательно, в столице первого китайского императора во многом нашел воплощение тот факт, что представители династии Цинь не нашли рациональных методов управления покоренными народами и остановились на тех, что позволили им победить эти народы.

Честолюбивую программу построения столицы империи Цинь выполнить не удалось, и в 206 году до н. э. большую часть этой столицы разрушили воины армии Сян Юя. Когда основатель династии Хань Лю Баи принял решение о том, что спокойствия ради следует основать столицу в сердце царства Цинь, ему пришлось приступить к строительству нового города с нуля. Одно из сохранившихся летних пристанищ императора Цинь в виде дворца Синлэ, расположенного на южном берегу реки, переименовали в Чанлэ и приспособили под главный дворец основателя династии Хань. Так на южном берегу реки Вэй появилась столица империи Хань город Чанъань. Здесь ученый классического направления Сушунь Тун, служивший еще при династии Цинь, устроил первый в истории династии Хань величественный обряд, когда все придворные чины простерлись перед основателем этой династии и отдали почести его триумфу 30 . С этого момента началось возведение столицы империи Хань, старт которому дали во время ритуального представления.

Основателем династии Хань послужил выходец из царства Чу, лежавшего на юге, и решение построить его столицу в долине реки Вэй означало лишение его династии изначальных родных корней. Этот преднамеренный разрыв географических и культурных пут послужил первым шагом на пути создания искусственной имперской культуры, отмеченной отсутствием территориальных привязанностей 31 . Автор трактата Шицзи-чжуан изображает основателя династии императора Гаоцзу (под этим именем Лю Бан вошел в историю) как человека, не испытывавшего привязанности к семье и дому, и этим фактом объясняется его триумф. Данная грань натуры Гаоцзу проявлялась самыми разнообразными путями.

Гаоцзу, не питавший привязанности к своей семье и месту происхождения, в повести Сыма Цяня выглядит антиподом своего главного соперника Сян Юя. На совет, состоявший в том, чтобы после взятия и разграбления столицы династии Цинь там же основать свою собственную столицу, Сян Юй принял решение вернуться в царство Чу, править в своем доме и наделять вотчинами своих союзников на севере Китая: «Стать богатым и знаменитым, а потом отказаться от возвращения в свой старый дом – это все равно что надеть вышитое пальто и выйти прогуляться в ночь. Кто всю эту роскошь увидит?» 33 Он не мог ради какой-то империи покинуть свой старый дом. А Гаоцзу смог, и поэтому победа досталась ему. Смысл этой притчи по поводу поведения Гаоцзу состоит в том, чтобы показать важность, придаваемую Сыма Цянем отказу от родственных связей как ключу к образованию империи.

Притом что Гаоцзу большую часть своего времени провел далеко от Чаньаня, строительству нового города как столицы империи была посвящена большая работа. Правительство династии Хань построило там арсенал, зернохранилище и официальный базар, а вот упоминаний о родовом храме обнаружить пока что не удалось, вероятно, потому, что Гаоцзу был простолюдином и не мог проследить свой род дальше деда. Глава правительства по имени Сяо Хэ осуществлял надзор над строительством дворца большего размера, названного Вэйян, осуществлявшимся чуть юго-западнее дворца Чанлэ на холмах Головы дракона, названных так потому, что дракон служил символом императора. На склоне холма оборудовали серию уходящих вверх террас, и роскошный дворец главенствовал над всем городом.

На критику со стороны Гаоцзу по поводу того, что Сяо Хэ транжирит деньги на столицу, в то время как в самой империи еще не все спокойно, Сяо Хэ ответил таким вот образом: «Как раз потому, что судьба империи все еще вызывает сомнения, мы должны строить такие роскошные дворцы и залы. Настоящий Сын Небес собирает все народы в пределах четырех морей в свою семью. Если его существование не будет выглядеть величественным и прекрасным, он не сможет воплотить свою власть, да и оставить своим потомкам в качестве основания для дальнейшего строительства ему будет нечего». Строительство дворца, высившегося над его столицей, служило наглядной демонстрацией власти Гаоцзу и бессмертия династии. Этот дворец служил «фундаментом» империи с императором в качестве центра нового государства. Тогда как автор трактата IV века до н. э. Цзо-чжуань назвал столицу «город с родовым храмом», в словаре времен династии Хань Ши-мин сказано, что «столица – это место пребывания императора» 34 .

Второй правитель династии Хань император Хуэй (Hui) еще ребенком под руководством своего наставника Шусунь Туна занялся приданием этому городу вида в соответствии с предписаниями для образцовой столицы, сформулированными автором трактата «Записки об исследовании ремесел» (Каогун-цзи ): «Когда за строительство столицы берется бригадир плотников, получается квадратная площадь со стороной девять ли. На каждой стороне оборудуется по трое ворот. В такой столице девять бульваров прокладываются с севера на юг и девять – с востока на запад. Ширина бульваров, ведущих с севера на юг, равняется девяти колеям повозок. На левой стороне располагается родовой храм, на правой – алтарь земли, с лицевой стороны – двор, а с тыльной – базарная площадь» 35 . Император Хуэй занимался последовательной реализацией этой программы.

Первым делом к востоку от дворца Вэйян он построил родовой храм для Гаоцзу. Потом к северу от своего дворца он построил новый базар – Западный. Во дворце Вэйян он приказал оборудовать ледник и в конце построил внешнюю стену, которой огородил дворцы, храмы и базары. При Гаоцзу роскошные дворцы обнесли стенами, но границы самого города никакие внешние стены не определяли. Поскольку во внешнюю стену, построенную императором Хуэем, вкраплялись стены уже существовавших тогда конструкций, она получилась не совсем прямоугольной, как предусматривалось канонами из Каогун-цзи. Однако внешняя стена отвечала этим требованиям по наличию двенадцати ворот, хотя проезд через них закрывался дворцами Вэйян и Чанлэ, а их существование оправдывалось соответствием традиции.

Приверженность традиции одержимостью для императора Хуэя не стала. Из-за масштаба и местоположения комплексов дворца магистральные улицы пролегали не строго с севера на юг и востока на запад. Тем не менее на них отводилась специальная колея для проезда императора в виде мостовой без буквального фундамента. Когда оказалось, что процессия, назначенная для перемещения короны Гаоцзу и его одеяний из его же мавзолея в его храм, должна была пройти под приподнятым над землей тротуаром, по которому ходил император Хуэй – что считалось попранием принципа сыновнего почтения, – родовой храм переместили из столицы к мавзолею к северу от реки. Эта важная реформа ритуала затронула бы более позднюю традицию родового культа династии Хань 36 .

Последним великим строителем в Чаньане считается пятый правитель династии Хань император У. Два его непосредственных предшественника вошли в историю Китая как умеренные правители, существенно обогатившие императорскую казну, подавившие вассалов крупных землевладельцев и сосредоточившие власть в руках императорского двора. Император У подновил два существовавших дворца и заполнил пространство в пределах городских стен за счет строительства трех новых дворцов. Он также построил огромный алтарь для жертвоприношений на северо-западе столицы, где располагался летний дворец правителя Цинь. Однако самые грандиозные свои усилия он направил на восстановление охотничьих угодий Шанлинь на юго-западе от Чаньаня (карта 9).

Когда-то на территории охотничьих угодий Шанлинь находились дворцы и павильоны правителей династии Цинь, но со сменой власти ими практически никто не пользовался. Император У распорядился понастроить здесь десятки новых сооружений, выкопать большое искусственное озеро и установить статуи созвездия Ткачихи и Пастуха в составе точной копии Млечного Пути. Он приказал поместить посередине озера изваяние кита как обитателя настоящего океана, который служил земным воплощением Млечного Пути. Все эти три статуи обнаружили археологи во время недавних раскопок. В парке охотничьих угодий для него построили роскошный дворцовый комплекс Цзяньчжан, главные ворота которого назвали Чанхэ в честь ворот Небес. А центральным зданием этого дворца был Нефритовый зал. Так тогда назывался дворец Небесного Императора. Это здание окружал лабиринт коридоров, а крышу венчал позолоченный флюгер в виде птицы феникс. Он поднялся даже выше дворца Вэйян, которому должен был служить небесным эквивалентом. Парк охотничьих угодий во многих отношениях заменил саму столицу и как основное место проживания императора, и как основное место исполнения обрядов.

По всей территории этого парка император У распорядился высадить редкие растения, развести животных и установить замысловатые камни, которые получил в качестве подношений от дальних народов, приобрел во время экспедиций в Среднюю Азию или отобрал у частных коллекционеров. Среди экзотических животных императора можно было наблюдать черного носорога, белого слона, говорящих птиц, обитавших в тропических лесах. Плоды его трудов характеризовали императора У не только как правителя, обладавшего богоданной властью для сбора дани из отдаленных мест, но организаторскими способностями, позволившими ему преобразовать парк в аналог Островов бессмертных созданий, изображенных в произведениях искусства династии Хань и населенных их авторами невиданными животными и птицами.

Карта 9

I – столица династии Цинь город Сяньян; II – столица династии Западная Хань город Чанъань

1 – Западный базар; 2 – Восточный базар; 3 – дворец Мингуан; 4 – дворец Гуй; 5 – дворец Бей; 6 – дворец Вэйян; 7 – Арсенал; 8 – дворец Чанлэ; 9 – дворец Цзяньчжан;

A – ворота Хэн; B – ворота Чучэн; C – ворота Лочэн; D – ворота Сюаньпин; E – ворота Циньмин; F – ворота Бачэн; G – ворота Фуан; Н – ворота Ань; I – ворота Сиань; J – ворота Чжан; K – ворота Цзичэн; L – ворота Юн

Цивилизация династии Хань / Сост. Ван Чжуншу. В переводе К.Ч. Чана.

New Haven: Yale University, 1982

В сотворении этого великолепного парка рядом со столицей император У воплотил свое собственное видение власти небесной и свою мечту о личном бессмертии. Мечта его осталась только лишь мечтой; точно так же, как его предшественников, императора У похоронили к северу от реки Вэй, а сверху насыпали рукотворную гору. Эти императорские погребальные курганы, насыпанные сначала для Гаоцзу в Чанлине, а потом для всех остальных императоров династии Западная Хань, постепенно формировались в линию искусственных «гор», поднимающихся на севере от столицы (карта 10).

На каждом кургане возводились деревянные сооружения для исполнения обрядов, и в исправном состоянии их сохраняло население поселков, построенных специально для содержания императорских усыпальниц. Первым такую систему предложил Гаоцзу, основав поселок, примыкавший к захоронению его отца и заселенный ведущими семьями империи, переселенными в столичную область в соответствии с традицией, существовавшей при династии Цинь. Его преемники следовали примеру своего предшественника. Численность населения таких поселков могла достигать 300 тысяч человек каждый. Судя по результатам переписи населения, проведенной во 2 году, в поселках при мавзолеях императоров династий У и Сюань числилось больше народа, чем за стенами Чаньаня. Многие знатные вельможи и ученые мужи династии Хань вышли из этих городов или жили там, находясь на службе при дворе. Укрепление культа предков и постоянное ему поклонение тем самым служили привлечению населения и богатства в столичную область империи.

За два столетия, когда шло такое переселение народа, население Гуаньчжуна кардинально увеличилось, из-за чего возникла большая потребность в привозном зерне. Из этих переселенцев сформировался единственный крупнейший слой подданных, служивший источником имперских чиновников; и точно так же, как сама императорская семья, они изначально нашли местные традиции Гуаньчжуна чуждыми для себя. Однако, когда через политику переселения удалось ослабить возможности представителей периферийных областей влиять на центральную власть, одновременно сложилась особая столичная культура, основанная на императорской службе этих людей с незначительным участием местной аристократии. Чань-ань превратился в модель того, как столица превращается в единственное в своем роде физическое воплощение империи, а ее население – в настоящих носителей имперской культуры.

Тем не менее из-за некоторых особенностей город Чань-ань не в полной мере отвечал требованиям, предъявляемым к настоящей столице. На протяжении первых ста лет правления династии Хань власть приходилось в известной мере делегировать государствам-вассалам. Дворы Хуайнаня, Хэцзяна и Ляна оставались крупнейшими центрами покровительства интеллектуальной и религиозной деятельности Китайской империи, так как многие виднейшие ученые и писатели предпочитали службу при дворах вассалов службе при дворе императорском. Только с закатом влияния вассалов, случившимся во втором столетии правления династии Хань, ушли в историю все соперники императорской столицы.

Карта 10

Правитель и название склепа: 1 – Цинь Ши-хуан (правил в 221– 210 гг. до н. э.); 2 – император Гао (правил в 202-195 гг.), Чанлин; 3 – вдовствующая императрица Люй (регент в 188-180 гг.); 4 – император Хуэй (правил в 195-l88 гг.), Аньлин; 5 – император Вэнь (правил в 180-157 гг.), Балин; 6 – императрица Бо, Наньлин; 7 – император Цзин (правил в 157-141 гг.), Янлин; 8 – император У (правил в 141-87 гг.), Маолин; 9 – император Чжао (правил в 87-74 гг.), Пинлин; 10 – император Сюань (правил в 74-49 гг.), Дулин; 11 – император Юань (правил в 49-33 гг.), Вейлин; 12 – император Чен (правил в 33-7 гг.), Яньлин; 13 – император Ай (правил в 7-l гг.), Илин; 14 – император Пин (1 г. до н. э. – 6 г. н. э.), Манлин

Более значительный изъян заключался в том, что первая столица династии Хань ничего собой не представляла с точки зрения китайского ритуала. Родовой храм, стоявший в пределах столичных стен, играл меньшую роль, чем храмы рядом со склепами императорских мавзолеев. Более того, храмы в честь Гаоцзу и более поздних императоров возводились даже в уездах империи. Тем самым ослаблялась роль столицы как центра почитания культа предков и отправления связанных с ним обрядов.

Главные культы, посвященные небесным и естественным божествам, исполнялись по традиции, сложившейся при династии Цинь, и их алтари стояли по всей вотчине императора. Жертвоприношения горам и рекам по-прежнему исполнялись в их традиционных местах. Посвященные божествам категории ди алтари, числившиеся среди главных объектов поклонения при династии Хань, находились в храмах, возведенных в районе Юн. Когда Гаоцзу добавил пятого ди , авторитет старого места поклонения Юн только укрепился. Он назначил принесение пожертвований Хоу-цзи в каждом округе, вассальном царстве и уезде вместо того, чтобы объявить единое место отправления этого ритуала. В сам Чанъань Гаоцзу со всей империи понавез колдунов, чтобы они в его дворце исполняли обряды, а также возвел алтарь богу войны Чи-ю, простоявший не очень долго 37 .

Третий правитель династии Хань император Вэнь соорудил алтарь для поклонения все тем же пяти святым к северу от столицы, но в Юне продолжались жертвоприношения цзяо, а культ ди там тоже успешно прижился. Император У расщедрился на многочисленные культы, поклонение которым полагалось в окрестностях Чаньаня и в несколько более отдаленных районах. Культу Великого Единства изначально поклонялись на юго-востоке столицы. Алтарь Императрице Земли возвели в местечке Фэньинь, находившемся на значительном удалении. Император У к тому же обратил старый летний дворец династии Цинь у Сладких ключей в основную ритуальную площадку, куда он переместил главный алтарь, посвященный Великому Единству. Самые крупные жертвоприношения правителей династии Западная Хань по обряду фэн и шань исполняли на горе Тай в Шаньдуне, и Зал Света, который многие ученые предлагали построить в столице, вместо этого возвели у подножия горы Тай.

Когда в последние десятилетия существования династии Западная Хань при ее дворе начало укрепляться влияние классики, вельможи стали жаловаться на ничем не оправданные громадные расходы на содержание родовых храмов, рассеянных по всей империи, и на то, что эти пожертвования требовали не относящихся к сыновним подношений со стороны посторонних людей. Их к тому же совсем не радовал тот факт, что императору приходилось посещать Юн, Сладкие ключи, Фэньинь и гору Тай ради всех главных государственных жертвоприношений. Они заявляли, что даже после сосредоточения храмов и дворцов в парке Шанлинь все равно подрывался ритуальный статус самой столицы 38 .

После кончины императора У масштабное строительство в Чаньане практически прекратилось. Дворец Цзяньчжан и многие строения в парке Шанлинь в конце династии Западная Хань по распоряжению Ван Мана снесли, а строительный материал, полученный после их разборки, использовали на возведении Зала Света и связанных с ним ритуальных построек, предписанных в классических трактатах. Их, в свою очередь, по большому счету разрушили во время гражданской войны, в ходе которой свергли Ван Мана. А столицу перенесли в город Лоян на территорию царства Западная Хань.

Эта столица по площади была меньше Чаньаня, зато плотнее заселена. Ее стена представляла собой практически правильный прямоугольник с надлежащей ориентацией по сторонам света, и в ней существовали необходимые двенадцать ворот, хотя располагались они через разные интервалы. В Лояне находилось два дворцовых комплекса, как и в Чаньане, должным образом расположенные на оси с севера на юг. Эти дворцы и административные здания занимали намного меньшую часть города, поэтому появлялась возможность для прокладки правильной прямоугольной сети магистральных бульваров. Архитектура Ло-яна к тому же отличалась намного большей строгостью, чем Чанъань. Лояну предназначалось послужить наглядной демонстрацией аскетизма и правильного пространственного построения классического канона, определяющего государственную приверженность традиции (карта II) 39 .

Этот момент со всей ясностью отразил знаменитейший историк и поэт своего времени Бань Гу (32-92) в своем труде «Песнь о двух столицах». В представленном двору династии Хань в 65 году этом труде автор следует эталону, установленному авторитетнейшим поэтом династии Западная Хань Сыма Сянжу. Он состоит из серии риторических заранее составленных заготовок, когда вымышленные ораторы восхваляют дворы, которым они соответственно служат. К завершению беседы ораторы постарше вынуждены признать свою неправоту, принося извинения за свое невежество и недальновидность. Сыма Сянжу использовал такой литературный прием для восхваления императорского парка в охотничьих угодьях и тем самым прославления триумфа императорской власти над вассалами. Его сосредоточение внимания на парке охотничьих угодий, а не на самом городе подтверждает, однако, тот факт, что столица династии Западная Хань не доросла еще до статуса настоящего центра империи.

Карта 11

1 – алтарь Императрице Земли; 2 – Императорский сад; 3 – Северный дворец; 4 – Главное зернохранилище; 5 – Арсенал; 6 – дворец Юнъань; 7 – алтари богов зерна и земли; 8 – Каменный мост; 9 – Золотой базар; 10 – Южный дворец; 11 – Лошадиный базар; 12 – главные административные учреждения; 13 – Южный базар; 14 – Мистическая терраса; 15 – Зал Света; 16 – Биюн; 17 – Высшая академия; 18 – Понтонный мост; 19 – Алтарь Небес

А – ворота Ся; В – ворота Гу; С – ворота Шаньдун; D – ворота Чжундун; Е – ворота Мао; F – ворота Кайян; G – ворота Пинчен; H – ворота Яоюань; I – ворота Цзинь; J – ворота Гуаньян; K – ворота Юн; L – ворота Шанси

Бань Гу адаптировал данный жанр оды для прославления двора династии Восточная Хань через поэтический триумф над Западной Хань, а также личного превосходства над Сыма Сянжу. Он попытался продемонстрировать превосходство нравственной серьезной литературы над вычурными фантазиями Сыма Сянжу, а также верховенство ритуально безупречного Лояна над порочными украшениями Чаньаня. Его поэма закончилась воспеванием буквально санкционированного столичного ритуального комплекса, состоящего из Зала Света, Опоясывающего рва и Мистической пагоды.

Автор поэмы сгущает краски вокруг преобразования столицы в великий ритуальный центр, случившейся в последние десятилетия существования Западной Хань, когда при ее дворе усилилось влияние классицизма. Уничтожение родовых храмов в округах приблизительно в 30 году до н. э., то есть в то же самое время, когда культ Небес впервые получил финансовую поддержку императора династии Хань, диктовалось не просто соображениями экономии, как часто об этом говорят, а возрастающим влиянием веры классиков в то, что только потомки пользуются правом жертвоприношения предкам и что поэтому эти жертвоприношения местными чиновниками предкам династии Хань представлялись делом противоправным. В результате в окрестностях столицы удалось сосредоточить императорские родовые культовые сооружения. Но одновременно наблюдалось общее снижение почтения к предкам как отправлению официального культа и усиление акцента на общественных или небесных культах.

Самым значительным небесным культом, возникшим при Ван Мане, стал алтарь жертвоприношений Небесам. Притом что это часто представляют как возвращение к традиции Чжоу, на самом же деле речь идет о ритуальном осознании природы имперского государства. Будучи помещенным в южном пригороде Лояна (или любой последующей столицы), такой алтарь служил утверждением ритуального центрального положения столицы. Поскольку алтарь можно было переносить в любое место, куда переносили столицу, удалось оторвать высший государственный культ от какой-либо конкретной местности и установить неразрывную связь этого культа с династией Хань и всеми будущими императорскими династиями. Место поклонения получило подвижность в силу того, что его посвящали вездесущему Небу, а не какому-то неподвижному предмету местности, будь то гора или русло реки. Далекий от возрождения архаики ханьский культ Небес стал ритуальным нововведением, придавшим культовую форму отчуждению от места и обычая, по которому определяли имперское государство и его столицу.

У такой столицы нового стиля появилось несколько отличительных особенностей. Во-первых, как это описано в поэзии времен династии Хань, она представляла собой творение династии или ее основателя. Тем самым столица отличалась от других городов, появившихся естественным образом в результате развития узлов торговой деятельности или ограничения полномочий местных держав 40 . Образование столичного города становится еще одним фактором правового становления династии – наряду со сводом законов, стандартизацией мер и весов, формами письма, одеяниями придворных вельмож, но, прежде всего, ритуальной программой, к которой она была привязана. А в эпоху господства имперского канона все эти аспекты связывались с авторитетом санкционированного литературного наследия.

Второе, прямое следствие такого выраженного выделения столицы как политического творения воплотилось в выпячивании ее искусственной сущности. Стены, ворота и сеть улиц все вместе служили свидетельством навязывания человеческого замысла миру природы. Они представляли верховенство и власть династии над населением, способным и готовым к неповиновению. Эту уловку к тому же отобразили в сферах моды и вкуса, для которых правитель и его двор должны были служить безоговорочными источниками вдохновения и примерами для подражания.

Последняя особенность новой столицы состояла в непостижимой сути мимолетности бытия. Притом что говорить о смерти императора или о крушении династии запрещалось, все понимали неизбежность таких событий. Столица как творение правящей династии прекращала быть таковой с крахом династии, ее создавшей. Искусственное и недолговечное творение, появившееся из-за указа ниоткуда, такая столица возвращалась к прежнему своему безликому состоянию, как только прекращалось действие тех самых декретов. О такой временности бытия столиц наглядно говорило то, что их строили из дерева. Тогда как каменные развалины Древнего Рима и Греции на Западе сохранились в качестве объектов для изучения и предметов для осмысления, древние столицы Китая палили дотла каждый раз, когда к власти приходила новая династия. Таким образом, Сяньян разрушил Сян Юй; Чанъань уничтожили во время гражданской войны на закате Западной Хань; а Лоян стер с лица земли Дун Чжо в конце периода правления династии Восточная Хань 41 .

Столица царства Восточная Хань город Лоян сохранился только лишь в литературных произведениях. Например, в знаменитой поэме Цао Чжи III века. Цао Чжи никогда не бывал в этом городе, но он воспроизвел в стихотворной форме голос бывшего жителя, оплакивающего его исчезновение:

Взойдя на высокий хребет горы Бейман,
Издалека я сверху смотрю на Лоян.
Лоян, как же одинок ты и неподвижен!
Дворцы и дома твои все сожжены дотла.
Все стены и ограды поломаны и зияют брешами,
К небу тянутся кусты терновника и ежевики.
Мне не видно стариков;
Я вижу одну только новую молодежь.
Я поворачиваю в сторону и не нахожу подходящей для
прогулки дороги.
Заброшенные поля больше некому вспахать.
Я отсутствовал здесь слишком долго
И уже не нахожу нужных троп.
Посреди полей стоять печально и одиноко.
На тысячу ли не увидишь дыма из трубы.
Все эти годы я жил думой о родном доме.
Я запутался в овладевших мною чувствах и утратил дар речи 42 .

  • 22.

Город: , Шэньян
Категория: архитектура

Запретный город, ныне открытый для экскурсий, находится в самом центре китайской столицы. В период с XV по XX века являлся главной резиденцией для китайских монархов. Дворцовый комплекс считается эталоном архитектуры китайской цивилизации, времен правления династий Мин и Цин, который в течение пяти столетий был сосредоточием императорской власти. На территории Запретного города, облагороженной живописными ландшафтными садами, построено множество зданий, суммарное число комнат которых превышает десять тысяч. Большинство помещений сохранило первозданную обстановку с изящной мебелью, старейшими произведениями искусства и тогдашними предметами быта.

Мукденский дворец в Шэньяне исполнял функцию дополнительной резиденции, которая и сегодня потрясает туристов своим величием с ее бесценным библиотечным фондом и огромным количеством артефактов, напоминающих о временах последней правящей династии Китая, до того, как она закрепила свою власть на близлежащих землях и сделала Пекин столицей. Выдающаяся архитектура дворца свидетельствует не только о могуществе династии Цин, но и является образцом культурных традиций маньчжуров и других народов, населяющих северную часть Китая.

В 1987 году Запретный город вошел в состав Списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2004 году его примеру последовал и Дворец в Шэньяне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: