Сахалинская каторга. Ужасные тайны сахалинской каторги Другие публикации раздела

В середине XIX века царские чиновники задумали провести эксперимент по очеловечиванию рецидивистов. 50 лет на острове Сахалин находилась «обособленная зона», где преступники перевоспитывались каторжным трудом.

Сахалин был выбран не случайно, сбежать оттуда было невозможно, кругом море. Предполагалось, что после окончания срока каторги колонисты останутся на острове и станут поднимать сельское хозяйство. Нечто подобное сделали англичане на австралийском континенте. Именно с них был списан сахалинский эксперимент.
Первых этапированных ссыльных Сахалин принял в 1858 году. Всего 16 человек. В 1869-м остров официально объявили местом ссылки и каторги. До 1905 года здесь находилось около 37 тысяч каторжников. Поначалу ссыльные добирались до Сахалина пешком через Сибирь - более двух лет. С 1879 года их стали перевозить по морю из одесского порта. Весь путь, занимающий 3-4 месяца, осужденные проводили в кандалах в душных трюмах. Десятая часть каторжников умирали, не доплыв до Сахалина. Содержание на острове было невероятно суровым. Спали каторжники в бараках с земляным полом, по 30-50 человек. Днем во время работы их руки и ноги заковывали в кандалы, а иногда приковывали к тачке. Большинство осужденных работали на угольных шахтах, остальные занимались лесозаготовками и строительством. Надежды царских чиновников не оправдались. Тяжелые условия людей еще больше озлобляли. 20% отбывших срок, совершали новые преступления и приговаривались к смертной казни. Такие приговоры приводили в исполнение кто-нибудь из осужденных. Например, серийный убийца Комлев, получивший 55 лет каторги, казнил 13 человек.
Не помогла также и строгая изоляция островитян. Только за первые три года с Сахалина сбежало более тысячи человек, третья их часть очутились в Японии. Японский МИД даже послал официальную депешу российским властям с требованием усилить охрану каторжников. Женщин тоже ссылали на Сахалин, но только с 1884 года. Содержание для них было чуть более облегченное, чем для мужчин. В 90% случаев эти женщины были убийцами собственных мужей.
По одной из версий, знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» провела на Сахалине остаток своих дней. Администрация лагеря зарабатывала на этой экзальтированной особе хорошие деньги. Вот что писал о ней тогдашний журналист Панкратьев: «Сонька была главной достопримечательностью каторги. Ее содержали в одиночной камере в кандалах, но периодически выводили на тюремный двор, чтобы сфотографировать. Фотографии делали постановочные. Строили декорацию наковальни, выбирали крепких мужиков - кузнецов и снимали сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотокарточки пользовались большой популярностью на всех пароходах, которые приплывали на Сахалин. Они продавались сотнями. В 1894 году г. Сонька, отмотав срок, вышла на поселение. Ее отдали в сожительство к Степану Богданову, серийному убийце. Его все боялись, но Сонька смогла с ним договориться».
Получается, что тюремные власти пристраивали женщин к мужчинам каторжанам, соотношение которых было 8-10:1. Таким образом, в рамках эксперимента награждались особо образцовые арестанты, которым необходимо было адаптироваться к обычной жизни и приступить к сельскохозяйственным работам. При этом у женщин не было права выбора. Когда срок каторги заканчивался, арестант получал статус поселенца. За счет казны ему выделяли лопату, топор, мотыгу, и провизии на месяц - рыбу, солонину и сухари. Поселенец должен был отправиться в тайгу, за несколько километров, там построить дом и разработать участок под посадки.
Если поселенец не ленился, то администрация каторги ссужала ему домашнюю скотину, инвентарь и семена. Казенное пищевое довольствие он получал в течение двух лет. За год один поселенец получал 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. Также выдавались сапоги и сукно. Если мужчина и женщина вступали в брак, то им выплачивалась премия в размере 30 рублей. Сахалинский статистик Карпов привел такие цифры: в 1895 году всего поселенцев насчитывалось 2473, 222 из них женщины. Только у третьей части «было образцовое хозяйство». По словам Карпова, прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты. 10% поселенцев «сбивались в шайки, бомжевали. Остальные, стремясь вернуться на материк, выполняли какую-нибудь н сложную работу за еду.
К 1904 году на острове проживали 2 тысячи коренного народа айнов и 46 тысяч заключенных, поселенцев и вольных жителей. Когда война с Японией была проиграна, Россия лишилась Южного Сахалина. Граница пересекла остров пополам по 50-й параллели. В 1906 году сахалинскую каторгу официально упразднили. Но восстановление полных прав бывших каторжан произошло только к февралю 1913 года. В 1910 году им было разрешено свободное передвижение по острову и частное предпринимательство, но только внутри острова. Тогда на русской территории Сахалина проживало около 6 тысяч человек. Японцы со своей части острова почти всех русских вывезли. Оставили только 220 человек, опять же поляков, старообрядцев и немцев-штундистов. А 400 беглых каторжников, живших грабежами и убийствами, которых царская власть искала их годами, японцы в короткий срок отловили и расстреляли. В период с 1908 по 1917 год царское правительство России намеревалось заново заселить половину Сахалина обычными гражданами. Людям предлагались огромные по тем временам льготы: 400 рублей на семью, освобождение от налогов на 5 лет, мужчинам 3-х годовая отсрочка от армии. Но даже все это привлекло на остров минимальное количество желающих. За 9 лет туда переселились всего 600 человек. Сахалин оставался в памяти людей местом гиблым, прокаженным.

В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов. Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».

Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».

В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки. Всего за время существования сахалинской каторги (до 1905 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота. Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).

Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.

Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке. 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек.

Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников. Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских островах. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных.

Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин. Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.

За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство, во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.

Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:

«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью. Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее - только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…

Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию - наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, - и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.

В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя».

Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя.

Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.

После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца, ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.

Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева. Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.

По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», - писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.

К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью. К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).

С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.

Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми. Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие - 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов - на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».

Сахалинская каторга в XX веке. В начале XX века население Сахалина превысило 40 тысяч человек. При этом доля ссыльных уменьшилась и выросло число свободных крестьян и мещан из ссыльных, которыми становились бывшие каторжники. В 1904 году пришлось закрыть тюрьмы в Дуэ и Онорах. Каторга как средство освоения острова явно себя изжила.

В это время также все большую популярность получают различные антиконсервативные политические кружки и образования. Одним из пунктов программ и конституций многих из этих обществ была отмена каторги на Сахалине. Например, подпольная газета тех лет «Беседы интеллигенции» писала: «Сахалин с его каторжным режимом и подавлением прав личности становится символом всеобщей российской несвободы и угнетения. И этот символ должен быть уничтожен во имя освобождения России». И правительство готовилось ее упразднить. 18 августа 1904 года наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев поручил Приамурскому генерал-губернатору подготовить вопрос об открытии Сахалина «для вольной колонизации». Разработку мероприятий по отмене каторги поручили губернатору Сахалина М. Н. Ляпунову с участием представителей министерств юстиции, внутренних дел, финансов и т.д. Однако события русско-японской войны опередили паны бюрократической машины царизма.

В начале XX века соперничество между России и Японии за влияние в Северо-Восточном Китае и Корее привело к обострению международной обстановки на Дальнем Востоке.

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артура. Это было ознаменование началу русско-японской войны. Главной целью японцев стали Маньчжурия и Ляодунский полуостров, поэтому Приморье, Камчатка и Сахалин рассматривались русским военным командованием, как второстепенные плацдармы.

Поэтому количество войск на Сахалине было минимальным. Для избежания потери Сахалина проводится ряд мер по его укреплению. Все ссыльные и каторжные в срочном порядке были переведены на осуществления плана обороны острова, созданного военным министром А.Н. Куропаткиным. План предусматривал возведение укреплений близ поста Корсаковского, строительство госпиталя в селении Владимировка, а также подготовку к обороне постов Найбучи и Тихменевского. Но работы эти были сразу же приостановлены, не успев даже, начаться. 28 января 1904 года на острове были объявлены мобилизация и формирование вольных дружин. Для ссыльнокаторжных и поселенцев, вступивших в дружины, устанавливались льготы и сокращались сроки наказания.

Для них даже ввели специальную форму: серый бушлат, шаровары и шапки с высокой тульей, верх которой крестообразно обшивался красной тесьмой. Вместо кокарды шапку украшал ополченческий крест. Снаряжение дружинника включало вещевой мешок, лопату или топор, устаревшую винтовку системы Бердана с патронташем.

Замысел обороны заключался в затягивание противника в глубь острова и использовании тактики партизанства. Командовал обороной Сахалина военный губернатор генерал-лейтенант М. Н. Ляпунов. 24 июня 1905 года 13-я пехотная дивизия генерал-лейтенанта К. Харагучи при помощи эскадры вице-адмирала Катаоки высадилась на Сахалине. 27 июне больше половины сил обороны острова были разгромлены. 11 июля японцы нанесли окончательный удар с моря, чем и разгромили оставшееся войско. Причиной столь быстрого поражение послужило то, что основная часть войска состояла из ссыльнокаторжных.

Многие из них сразу же бежали, получив оружие, другие занимались мародерством или переходили на сторону японцев. 23 августа (5 сентября) 1905 года Россия и Япония в городе Портсмуте (США) подписали мирный договор, в котором среди прочего значилось, часть острова Сахалин к югу от 50-ой параллели отходили Японии. Русско-японская война и Портсмутский мирный договор стали еще одним важным рубежом в истории Сахалинской каторги.

После 1905 года жизнь северной и южной частей острова в течение сорока лет шла совершенно разными путями. Динамичное развитие экономики и колонизационных процессов на Южном Сахалине были резким контрастом тому, что происходило в северной, каторжной части острова, сотрясавшейся от социальных катаклизмов, охвативших в эти годы всю Россию. Пока шли переговоры в Портсмуте, Япония стремилась как можно скорее утвердится на Сахалине.

Гражданское население японские власти спешно постарались «эвакуировать» на материк через Де-Кастри и Николаевск. Небольшую часть сахалинцев, главным образом чиновников, пароходам везли в Одессу. В октябре 1905 года каторжники, воспользовавшись отсутствием охраны и властей, учинили беспорядок в посту Александровском, подожгли тюрьму и здание окружного полицейского управления. Чиновники генерал-губернаторства прилагали отчаянные усилия для рассредоточения «опасного сахалинского элемента» в Приморской и Амурской областях.

Крестьян из ссыльных отправляли в Западную Сибирь. Из небольшого количества оставшихся к 1905 году каторжан около 500 человек отправили в Забайкалье на Нерченскую каторгу. Переход к нормальной жизни на Северном Сахалине шел медленно. Обезлюдели селения, а некоторые из них вовсе были заброшены. Так, в Александровском округе из 37 осталось только14 селений, а в Тымовском – 23 селения из 28. Замерла добыча угля на шахтах. Проложенные каторжным трудом дороги разрушались, зарастая лесом и покрываясь оврагами.

До Сахалина у правительства руки не доходили. Потрясенная военным поражением, Россия оказалась ввергнутой в водоворот революционных событий 1905-1907 годов. Казалось, что остров, с его богатейшими природными ресурсами, забыт правящими кругами империи. Сенью 1905 года на остров прибыл новый военный губернатор – полковник Генерального штаба Аркадий Михайлович Валуев, имевший немалый административный опыт. К этому времени на Северном Сахалине насчитывалось 5,5 тысячи русских жителей и около 2 тысяч аборигенов. «Такое бегство объясняется паническим страхом, наведенным минувшей войной, упорно держащимся в населении слухом о новой грядущей войне и вечной мечте населения о материке как о земле обетованной» писал в своем первом отчете А. М. Валуев.

Тюрьмы и каторжные работы перестали существовать. Жители «свободного состояния» составляли 79% населения, ссыльнопоселенцы – 20% и только 1% - каторжные. В конце концов законом от 10 апреля 1906 года каторга на Сахалине была официально отменена.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные этапы превращения острова Сахалин во всероссийскую каторгу

Правительство уже не могло бороться с постоянными бунтами и выступлениями крестьян, для этого оно избрало метод выселения опасного контингента на.. Первая часть Свода «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» -.. Каторга обязательно предполагала труд осужденных, причем труд тяжелый. Он должен был выступать одновременно в трех..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:


Это сейчас остров Сахалин вызывает романтические ассоциации: живописное побережье, бескрайнее море, горы... Но еще каких-то 150 лет назад все было не так, ведь сахалинская каторга была главной «тюремной столицей» царской России позапрошлого века. И попасть сюда панически боялся любой преступник. Не только каторжане, но и многие писатели и журналисты, посетившие остров в те годы с познавательной целью, признавали, что это настоящий ад.


1. Ад начинался уже в пути

Еще по дороге на каторгу заключенные попадали в такие невыносимые условия, которые не каждый мог пережить. На каторгу их отправляли либо пешком через Сибирь, либо по морю из Одессы, на судах так называемого добровольческого флота. В пути с них не снимали кандалы, гуляли по палубе они посменно, окруженные конвоем, а остальное время проводили в темных помещениях под палубой, где стояла страшная духота.


Трюм, где держали заключенных, для надежности был закрыт решеткой из металлических труб. Если кто-то из арестантов пытался бунтовать либо происходила драка, конвоиры пускали сквозь решетку горячий пар. Чтобы не свариться заживо, все старались сидеть тихо. А спали пассажиры на длинных нарах по 200 человек. Такое мучительное путешествие длилось примерно полтора месяца.


2. Каторжане становились поселенцами

Сахалин идеально подходил в качестве места для ссылки каторжных. Для этих целей его стали использовать с 1960-70-х годов позапрошлого века. Сначала сюда отправляли только политических заключенных – противников самодержавия, но в конце века он стал пристанищем и для другого рода преступников – убийц, грабителей и так далее. Как известно, здесь отбывала наказания и знаменитая Сонька Золотая Ручка.


Властям этого каторжного острова позволялось обращаться с узниками, как вздумается, поэтому здесь царил полный произвол.

Попав на остров, ссыльный проходил три стадии: каторжный, поселенец, ссыльный крестьянин и крестьянин вольного содержания. Последним, уже отбывшим свой срок в тюрьме, выделялись земельные участки. На таком клочке земли крестьянин возводил простой дом, распахивал огород, обзаводился курами. Ну а в первые годы пребывания на Сахалине осужденный ходил исключительно в кандалах.


3. Спали прямо с тачкой

Кандальные каторжане жили в гнилых бараках с земляным полом, на котором и спали. Кормили их хлебом, состоявшим из неперемолотого зерна и сена, и похлебкой из муки и полугнилого картофеля.


В трехкилограммовые кандалы каторжанин был закован постоянно, даже спал с ними, а снимали их ему только во время работы. А вот особо опасных преступников приковывали цепями к тачкам, и так они ходили постоянно – не только во время работы, но и в бараке, а спали, поставив тачку рядом.


4. Побег был таким же адом

Суровый климат, психологически невыносимые условия и тяжелый труд сводили некоторых заключенных с ума, превращая в зверей, или заставляли бежать. Побег с этого окруженного водой острова был почти невозможен и очень опасен, но некоторым все же это сделать удавалось. Бывало, что обезумевшие каторжане бежали по нескольку человек, прихватив с собой молодого ссыльного лишь для того, чтобы по дороге его… съесть.


5. Каторжные работы

Многие каторжане работали в забое, добывая уголь. Они спускались туда по 400 человек, и не все возвращались обратно. Тех, кто не выполнил норму или провинился, отправляли в холодный карцер или наказывали розгами. Иногда несчастного могли засечь до смерти. Начальство закрывало на это глаза, а в случаях с особо опасными преступниками даже негласно одобряло такие убийства.



Про угольные копи Дуэ побывавший на Сахалине писатель Чехов отзывался так: «страшное, безобразное и во всех отношениях дрянное место, в котором по своей доброй воле могут жить только святые или глубоко испорченные люди».


Когда каторжане возвращались после работы в барак, на них накидывались клопы, которых в помещениях были целые полчища.



6. Казнь превращали в зрелище

Смертные казни на Сахалине проходили вплоть до конца XIX века. Как правило, заключенного лишали жизни через повешение. Это было жуткое, душераздирающее зрелище. Смотреть на казнь пригоняли всех заключенных. Смертнику, одетому в чистое белье, очень долго читали приговор. Перед смертью человек от ужаса дрожал крупной дрожью или непроизвольно мочился. А во время самой казни всегда громко бил барабан – это делали для того, чтобы окружающие не слышали плача, криков и проклятий умирающего человека. Всю мероприятие длилось больше часа.


По воспоминаниям священника о. Александра, служившего в конце XIX века на Сахалине, несколько дней перед казнью висельники практически не могли спать – переживали. Батюшка рассказывал, как его прислали поддержать трех осужденных мужчин, и те фактически круглые сутки не отпускали его от себя, «позволяя» разве что отлучиться домой поесть. Все три дня ему удавалось поддерживать их напутствием и молитвой: он говорил им, что нужно не терять веры, ведь бывали случаи, когда приговор отменяли прямо перед его исполнением. Один из троих, старик, все дни пытался храбриться, но перед самой казнью настолько упал духом, что у него отнялись руки и ноги и к виселице его несли на руках.


В истории Сахалинской каторги были и единичные случаи, когда идущие на казнь держались мужественно. Например, каторжник Клименко, приговоренный к виселице за неоднократную попытку бежать и убийство поймавшего его конвоира, после последнего преступления сам явился к начальнику тюрьмы с повинной. Когда его вывели на эшафот, он произнес речь, полную достоинства и раскаяния: мол, сам во всем виноват и казни заслужил. Когда его вешали, даже не стучал барабан.


7. Любая болезнь была практически приговором

Заключенные на Сахалине мучились от тифа, цинги, чахотки, дизентерии, а лечение их было чисто формальным. Особенно славился своим равнодушием и даже жестокостью сахалинский врач Заржевский. Когда к нему приводили каторжан с жалобами на плохое самочувствие, он, как правило, писал в заключении: «Выдать пятьдесят розг». В конце концов, доктора убил один из заключенных. Каторжник Капитон Зверев, надорвавшийся во время тяжелых работ и получив от врача стандартный «рецепт» в виде порки, во время своего следующего визита и аналогичного заключения врача достал заранее припасенный нож и вонзил в ненавистного доктора. Как признавался потом Зверев, риска быть повешенным он не боялся, а действовал по принципу: «Я умру, но другим заключенным легче будет». Но к смертной казни его не приговорили – повезло.


Еще одно черное место в нашей стране, печально известный Сталинский ГУЛАГ, всегда вызывал много споров.

Каторга как средство освоения отдаленных территорий не была российским изобретением. Можно вспомнить опыт Англии при освоении Нового Света в XVII-XVIII веках. Или не менее драматичную историю заселения Австралии, которая началась в 1788 году. Тогда флотилия капитана Филиппа доставила в Новый Уэльс группу ссыльных, основавших на берегу залива Порт-Джексон первый европейский поселок - будущий Сидней. Почти восемь десятилетий «старая добрая Англия» колонизировала целый континент, создавая военно-каторжные поселения. До 1868 года туда было сослано 155 тысяч человек.

На Сахалине первый каторжник оказался еще в 1858 году. Историкам даже известно его имя - Иван Лапшин. Он служил у одного из горных инженеров, который занимался изучением угольных месторождений. Позднее каторжан доставляли в Дуэ небольшими партиями. Отработав на шахте один-два года, они возвращались на материк.

Александр II утвердил «Положение Комитета об устройстве каторжных работ». Документ официально определил Сахалин как место каторги и ссылки. Именно эту дату принято считать официальным началом каторги, «прославившей» остров в России и за ее пределами на долгие годы.

Сахалин казался властям Империи идеальным местом для каторги - отдаленность и труднодоступность территории сводили на нет все попытки побегов. Неосвоенный остров давал огромный простор для деятельности после освобождения заключенных. А появление здесь большого количества русских усиливало влияние Российской Империи на Дальнем Востоке, что тоже являлось неоспоримым плюсом. Кроме того, рабочие руки давали возможность получить наконец доступ к богатствам острова.

По масштабам ссылки Сахалин, несомненно, уступал Австралии. Первые годы каторжан доставляли сюда небольшими этапами: в 1870 году - 250, в 1871 - 165 человек. Целью ссылки было не столько наказание, сколько добыча угля для Сибирской флотилии. Пост Дуэ стал своеобразной каторжной «столицей» Сахалина. Здесь находилась канцелярия специального чиновника - заведующего ссыльнокаторжными Приморской области, и в 1875 году была построена первая тюрьма.

Наряду с учреждением каторги были и попытки переселения на Сахалин свободных крестьян. В том же 1869 году сюда доставили более 20 семей из Тобольской и Иркутской губерний. На юге острова они основали три селения: Воскресенское, Станционное (Такое) и Новоалександровское. В 1871 году в них побывал ученый-агроном М.С. Мицуль, который описал опыт крестьян по ведению сельского хозяйства.

Переселенцы принадлежали к малоимущей прослойке сибирской деревни. Их обустройство требовало немалых забот, но администрация не смогла создать условий для их закрепления на острове. В 1886 году они сбежали с Сахалина в Южно-Уссурийский край.

Антон Чехов, писатель, общественный деятель

«Итак, вольную колонизацию на юге Сахалина следует признать неудавшеюся. Виноваты ли в этом естественные условия, которые на первых же порах встретили крестьян так сурово и недружелюбно, или же все дело испортили неумелость и неряшливость чиновников, решить трудно, так как опыт был не продолжителен...»

Сначала каторга также не оказывала заметного влияния на заселение острова. С 1868 по 1878 гг. ссыльные основали всего два селения: Мало-Александровку (1869 год) и Ново-Михайловку (1872). Это объяснялось трудностями доставки ссыльных, которые шли этапами из Сибири полтора-два года. Поэтому в МВД возникла идея отправлять каторжников на Сахалин полукругосветным морским путем. Их доставку взяло на себя Общество Добровольного флота. Первый рейс, или, как тогда говорили, «сплав», на Дальний Восток сделал пароход «Нижний Новгород». Он вышел из Одессы 7 июня 1879 года, имея на борту 500 каторжан и казенные грузы для тюремного ведомства.

Начальник государственного тюремного управления М.Н. Галкин-Враской издал распоряжение, которое запрещало переводить на материк людей окончивших срок каторжных работ. Ссылка на Сахалин становилась практически безвозвратной. Каторжане, отбыв наказание в тюрьме, переходили в разряд ссыльнопоселенцев. Они-то и составляли основной «колонизационный элемент» заселения острова.

В дальнейшем «добровольцы» доставляли будущих сахалинских колонистов регулярно - весной и осенью. На линии Одесса - Сахалин курсировали пароходы «Нижний Новгород», «Кострома», «Петербург», «Владивосток». В 1893 году в Англии построили пароход «Ярославль», специально оборудованный для перевозки крупных партий заключенных. Это была настоящая плавучая тюрьма, приспособленная для кругосветных морских переходов.

Подневольное освоение

Выход каторжан на поселение в 80-90 гг XIX века составлял около 800 человек в год, и селения на Сахалине стали появляться одно за другим. Так, если за двенадцать лет (1874 - 1885 гг) было основано 21 селение, то за последующий аналогичный период (1886 - 1897 гг.) - ровно 100. К 1898 году на острове было более 130 русских селений, в том числе в Александровском округе - 37, Тымовском - 28, Корсаковском - 68 селений. После этого «увлечение колонизацией» закончилось, и новые селения почти не появлялись.

Жизнь в сахалинских поселениях, которые возникали среди нехоженой тайги, во многом зависела от дорог и связи. В 1881 году первый телеграфный кабель соединил Дуэ с материком. Через три года линию провели от поста Александровского до селения Рыковского, а в к 1892 году - до поста Корсаков. Но в целом сообщения внутри острова были развиты плохо. К 1900 году лишь 80 из более чем 130 селений соединялись проезжими дорогами - их общая протяженность составляла всего около 600 верст.

Без нормальных дорог, кроме узких лесных просек, оставались 52 селения. Они были отрезаны от цивилизации практически круглый год. Отсутствие дорог тормозило заселение Сахалина и ставило администрацию в безвыходное положение - снабжать поселенцев было практически невозможно.

По «Положению об управлении о. Сахалином» от 15 мая 1884 года главное руководство всеми сахалинскими делами принадлежало генерал-губернатору, а местное вверялось начальнику острова, назначаемому из военных генералов. Административно остров делился на три округа: Александровский, Тымовский и Корсаковский. В ведении начальников округов и окружных полицейских управлений находились поселения и тюрьмы.

По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года на Сахалине проживало 28,1 тысячи человек. В том числе в Александровском округе - 11,1 тысячи, Тымовском - 8,4 тысячи, Корсаковском - 8,6 тысячи человек. Влияние каторги отразилось на демографических характеристиках населения, 72,8 % которого составляли мужчины и только 27,2% - женщины. Этот факт неблагоприятно сказывался на «приживаемости» населения и его бытовом укладе.

По национальному признаку население Сахалина было представлено почти всеми народами империи. Большинство составляли русские - 56,3%, затем украинцы - 8,4%, поляки - 5,8 %. Всего на острове проживали представители 20 национальностей. Около 15% населения составляли коренные малочисленные народности: нивхи - 7,1%, айны - 5,1, уйльта - 2,5%.

Плейлист каторжанина:

  • Ах ты доля - Сергей Садовников
  • Прошальное слово - Сергей Садовников
  • Зачем я, мальчик, уродился - Сергей Садовников
  • Идёт он усталый - Сергей Садовников
  • Песня каторжника - Николай Шевелев
  • Скажи мне товарищ, как попал ты в рудник - Дмитрий Ершов
  • То не ветер ветку клонит - Хор каторжников тобольской каторги

Экономика стальных кандалов

Основной деятельностью каторжан была рубка угля. В начале XX века с Сахалина вывозилось 45-47 тысяч тонн угля, что составляло четверть его годового потребления в Приамурском крае. Развитие отрасли сдерживалось недостатком рабочей силы и отсутствием портов. Ввоз иностранных рабочих правительство не разрешало. Для расширения трудовых ресурсов использовалась все та же каторга.

Хотя хватало и других забот - заключенные трудились над строительством дорог, мостов и заготовке древесины. Каторга не отдыхала практически никогда - работы начинались с рассветом и могли продолжаться до глубокой ночи. Заключенным был положен один выходной день - воскресенье, но при наличии срочных работ им вполне могли пренебречь. Трудились даже на Пасху - православные в этот день, естественно, получали выходной - но на Сахалине хватало и представителей других конфессий.

Обилие дешевой и бесправной рабочей силы приводило к тому, что на Сахалине большинство шахт использовали исключительно ручной труд - механизация или отсутствовала полностью или была минимальна. Это порождало чудовищные условия труда - вырубка и подъем угля в шахтах велись вручную. За смену каторжник добывал 10-15 пудов твердого топлива. Основным местом угледобычи на Сахалине был Дуйский рудник - здесь трудилось 400 каторжан. Рабочей силой шахты обеспечивали две расположенные рядом тюрьмы - Воеводская и Дуйская. Современники отмечают крайне жестокое отношение к каторжанам и ужасающие условия их труда - за малейшее нарушение дисциплины заключенных наказывали - отправляли в карцер или избивали.

Следующей по значению отраслью экономики Сахалина была добыча рыбы и морепродуктов. Во второй половине 19 века сложился сахалинский рыбодобывающий район, который активно втягивался в общероссийский рынок. Но по сравнению с другими регионами Приамурского края доля его поставок на внутренний рынок была ниже. Причина проста - засилье японского капитала, вывозившего продукцию сахалинских морских промыслов в Японию.

Пытались развивать на острове и собственное сельскохозяйственное производство. Несмотря на огромные затраты в период каторги, прочной базы на Сахалине так и не сложилось. Местные хозяйства давали только 30% потребного количества зерна, и население почти полностью зависело от завоза продовольствия. Но несмотря на это, опыт ведения сельского хозяйства в условиях Сахалина был очень важен для последующих поколений.

Труд десятков тысяч ссыльных, крестьян, солдат, матросов, представителей интеллигенции стал материальной предпосылкой закрепления острова за Россией. Но Сахалин так и не стал российской «Австралией», то есть процветающей колонией могучей империи. Печален, прежде всего, итог заселения Сахалина с помощью каторги. Объяснялось это не столько географическим положением и природно-климатическими условиями, сколько плохой организацией переселенческого дела и неблагоприятным влиянием внешнеполитических факторов.

Кругом море, а посередине - горе

Ссыльная колония наложила неизбежный отпечаток на все стороны жизни острова. Ее мрачная слава отразилась в судьбе нескольких поколений сахалинцев, сложивших о том времени горькие пословицы: «Кругом море, а посередине - горе»; «Вокруг вода, а посередине - беда».

Но было бы неправильно воспринимать Сахалин той поры как сплошное «темное царство». Зачатки культурной жизни отмечались и здесь. Первая школа на острове появилась в 1875 году в посту Корсаковском (на год раньше, чем здесь появилась первая тюрьма). Ее учащимися были дети солдат и ссыльных, а учителями - офицеры местного гарнизона и священник Симеон Казанский.

Даже на каторге находились люди, которые пытались облегчить участь ссыльных. Так, например, в 1888 году в посту Александровском состоялась постановка пьесы Гоголя «Женитьба». Спектакль был благотворительным - вырученные средства распределили поровну на три школы: в Александровске, Дуэ и Рыковском, где обучались дети ссыльных.

В середине 90-х XIX века на острове было 39 школ, из них 23 сельских (5 двухклассных и 18 одноклассных). Только около половины детей имели возможность постоянно посещать школу. Тем не менее уровень грамотности сахалинцев был выше, чем в других регионах империи. Об этом свидетельствует и перепись 1897 года. Согласно документам 26,8% жителей Сахалина были грамотны. В то время как в Сибири грамотных было всего 11 процентов.

Ссыльные революционеры оставили глубокий след в истории Сахалина. Они преподавали в местных школах, занимались просветительством и медициной. Досуг поселенцев скрашивали вечерки, посиделки, да еще церковные праздники. Своеобразным народным театром были святочное ряжение, проводы масленицы и другие традиции, уходящие в глубь веков. Иногда по праздничным дням в окружных центрах устраивались гулянья с качелями и балаганами кукольных театров, привлекавшие зрителей из всех слоев населения.

Например, в конце 1890-х годов театральный балаган в селении Рыковском содержала лавочница Софья Блювштейн, более известная как «Сонька Золотая ручка».

Не наши Курилы

Во второй половине XIX века Курильские острова полностью выпали из сферы влияния Российской империи. От части Курильских островов Россия отказалась еще в 1855 году - тогда был подписан Симодский договор о границах на Дальнем Востоке.

Симодский договор, 1855 год

«Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итуруп и Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается Карафуто (Сахалина), то он остается неразделенным между Россией и Японией».

В 1875 году был подписан еще один договор о границах - Санкт-Петербургский. Теперь Россия полностью отказывалась от Курил - более важным для империи было закрепление на Сахалине.

Санкт-Петербургский договор, 1875 год

«Его величество император Японский, за себя и своих наследников, уступает его величеству императору всероссийскому часть территории острова Сахалин (Карафуто)... отныне означенный остров Сахалин (Карафуто) весь вполне будет принадлежать Российской империи и пограничная черта будет проходить в этих водах через Лаперузов пролив...

Взамен... император всероссийский, за себя и своих наследников, уступает его величеству императору японскому группу островов, называемых Курильскими... пограничная черта между империями Российскою и Японскою в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу...»

После этого на Сахалин с удвоенной силой началась каторжная экспансия. Курилы же на первых порах Японией осваивались с трудом - особенно тяжело шло заселение центральных и северных островов. Тем не менее к концу XIX века на Курилах возникло множество поселений - были тут и небольшие деревеньки, и поселки-призраки, оживавшие лишь на время путины. Со временем на островах возникло мощное рыбоперерабатывающее и китобойное производства, колонисты занимались разведением пушного зверя. В начале XX на юге гряды появились первые подобия городов - Сяна (Курильск) и Томари (Головино). С ростом активности США и России на в Тихом океане Курилы стали важным стратегическим форпостом Японии.

Страна восходящего солнца использовала их как базу агрессии во Второй мировой войне - острова стали опорой для атаки на американские военные базы в Тихом океане.

В начале 20 века население Сахалина превысило 40 тысяч человек. При этом доля ссыльных уменьшилась и выросло число свободных крестьян и мещан из ссыльных, которыми становились бывшие каторжники. В 1904 году пришлось закрыть тюрьмы в Дуэ и Онорах. Каторга как средство освоения острова явно себя изжила, и правительство готовилось ее упразднить. 18 августа 1904 года наместник на Дальнем Востоке Е.И. Алексеев поручил Приамурскому генерал-губернатору подготовить вопрос об открытии Сахалина «для волной колонизации». Разработку мероприятий по отмене каторги поручили губернатору Сахалина М.Н. Ляпунову с участием представителей министерств юстиции, внутренних дел, финансов. Однако события русско-японской войны опередили планы бюрократической машины царизма - летом 1905 года японская армия оккупировала Сахалин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: