«формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований. Грамотность в век информационных технологий:в поисках концептуального единства Понятие грамотный человек относится к

Грамотность – это высокая степень владения навыками письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Однако понятие грамотности исторически имело и другие значения.

Базовое, исторически изначальное определение грамотности – это умение читать и писать (грамота = письмо). Каких-нибудь сто лет назад такое определение было актуально. Ведь в России было много безграмотных, велась борьба за грамотность (От тех времен нам досталось слово ликбез – ликвидация безграмотности.). Людей, причем не только детей, но и взрослых, буквально учили читать-писать.

Само слово грамота (от греческого grammata) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. А уж если мог написать – то и вовсе искусник. Во всех народах в древности умение читать и тем более писать почиталось особо.

Русское название документов грамотами было заимствовано из Византии, где grammata обозначала послания, указы, письменные документы вообще.

С введением всеобщего начального, а потом и среднего образования представление о грамотности как умении читать-писать стало неактуальным. Такая отличительная характеристика попросту оказалась лишена смысла, поскольку людей, не умеющих читать-писать, в современной цивилизованной стране практически нет. Примерно с 50-х годов Xx века понятие «грамотность» в русском языке обрело новое значение. Сейчас мы понимаем под грамотностью не просто умение читать-писать, а умение писать правильно, то есть без ошибок, прежде всего орфографических и пунктуационных (наиболее регламентированных и наиболее заметных).

Соответственно, сегодня грамотность – это соблюдение базовых правил русского языка, прежде всего на письме . Синоним слова «грамотность» в таком понимании – «правописание».

Грамотность человека в этом понимании имеет интересное свойство. Когда она есть, она незаметна. Зато когда человек пишет безграмотно, то это заметно сразу и сразу понижает социальный статус такого человека. С точки зрения личных интеллектуальных качеств человека можно выстроить такую последовательную цепочку: грамотность – образованность – просвещенность. Грамотность является фундаментом образованности.

Сама по себе грамотность не является залогом успеха; однако безграмотность вполне может стать залогом неуспеха, тем более в условиях растущей деловой конкуренции.

Соблюдение каких правил определяет уровень грамотности человека? Что такое правила языка вообще?

Правила – это предписания соблюдать нормы языка. Соотношение понятий «правила» и «нормы» примерно такое: ученые на основании исторических тенденции вырабатывают и фиксируют нормы языка, а педагоги перерабатывают эти нормы в правила и обучают правилам учеников. Норма предписывает правильное употребление каждого речевого выражения, а правила обобщают принципы, заложенные в нормах, и являются наиболее общим, типизированным изложением норм. Например, нормой является написание а после ч в слове чаша . А правилом является предписание, гласящее, что после ч и щ пишется а .

Иными словами, правило – это закон, а норма – это каждый конкретный случай. Обобщение этих случаев и приводит к формированию закона, то есть правила.

Нормы не всегда сгруппированы в правила. Многие нормы требуют запоминания не правила, а самого конкретного варианта правильного употребления. Например, нет правила, согласно которому слово негоциант надо писать через е ; эту норму стоит запомнить в частном порядке.

Как уже показано в предыдущих главах, одной из важных характеристик литературного языка является его нормированность.

Важным признаком нормы литературного языка является ее устойчивость (или стабильность). Благодаря устойчивости норм литературный язык соединяет поколения. Нормы языка обеспечивают преемственность культурных и языковых традиций. Но этот признак является относительным, поскольку литературный язык развивается, допуская изменение норм.

Как же формируется норма? Многие полагают, что основополагающим источником нормы литературного языка является частота употребления речевого варианта. Как говорит большинство – так и правильно. Это неверный подход. Высокая частота употребления может быть характерна и для речевых ошибок. Самый яркий пример – большинство русскоговорящих людей ставят ударение в слове звонит на первый слог. Но это не означает, что большинство право. Нет, большинство говорит неправильно. Ударение в этом слове надо ставить на последний слог. Так что высокая частотность речевого варианта не всегда или не сразу обуславливает его переход в норму.

Это в физике если определенные обстоятельства приводят к одному и тому же результату, то они признаются закономерными – следствием действия некоего закона. А в языкознании повторение результата не связано с проявлением объективных законов. Признаком нормы является не столько частотность (массовость), сколько отобранность, признанность, общеобязательность (Хотя, бесспорно, и частотность употребления рано или поздно может повлиять на признание варианта нормативным.).

Еще одним признаком литературной нормы является соответствие авторитетным источником – чаще всего произведениям известных писателей. Однако тут также следует оговориться, что в произведениях самых великих писателей встречаются и ненормативное словоупотребление, например, фрагменты разговорной, диалектной или даже бранной лексики.

Обобщая эти признаки нормы, можно вывести следующее определение.

Литературная норма – это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества.

Это определение при всей простоте подчеркивает еще одно важное отличие норм языка от законов, например, физики. Нормы языка – это нечто такое, что живет благодаря именно предпочтению людей, людей образованных, лучшей части общества. В других науках, особенно в точных, такой способ установления норм (законов) даже вообразить невозможно. Никогда закон всемирного тяготения не будет признан таковым лишь потому, что на нем настаивает Ньютон со своим авторитетом и яблоком. В языкознании предпочтения авторитетных ученых и мастеров слова имеют решающее значение для установления норм.

Ученые выделяют несколько видов литературных норм (определяющих соответствующие правила).

Фонетические нормы регламентируют правильное произношение звуков, правильное использование артикулярного аппарата для производства звуков русского языка. К примеру, нормативным является твердое произношение звука [г] в слове город , тогда как на юге России многие произносят смягченное [г] – то есть говорят неправильно.

Орфоэпические нормы регламентируют правильное произношение слов в целом. Правильное использование устной речи регламентируют также акцентологические нормы – нормы правильной расстановки ударений.

Морфологические и словобразовательные нормы регламентируют правильное употребление частей слова. На письме эти нормы образуют правила орфографии – правила правильного написания слов.

Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний и предложений. Они определяют, к примеру, уместность использования союзов или предлогов, правила построения предложений и так далее. Для смысловой и интонационной организации речи в русском языке, как и во многих других, применяются знаки препинания. Поэтому синтаксические нормы реализуются в правилах синтаксического сочетания слов, а также в правилах пунктуации .

Правила пунктуации и правила орфографии – наиболее жестко и четко регламентированная сфера правил русского языка. При всем их многообразии они достаточно просты в изучении, им обучают в школе. Несоблюдение этих правил дает самые заметные образцы неграмотности. Можно сказать, что правила орфографии и пунктуации составляют минимум, базу общей языковой грамотности. Если уже человек неграмотен в этой сфере, то он неграмотен вообще.

Лексические нормы предписывают правильное употребление слов для обозначения тех или иных явлений. К примеру, слово нелицеприятный часто употребляют неправильно, говорят: нелицеприятный разговор, нелицеприятные выводы , имея в виду неприятный разговор и неприятные выводы. Слово нелицеприятный не является синонимом слова неприятный , хотя внешне и похоже (это паронимы). Нелицеприятный означает беспристрастный, объективный, справедливый. Нелицеприятные выводы , – это такие выводы, которые сделаны, «не взирая на лица», то есть не учитывая статус того, в отношении кого они сделаны. Это объективные выводы, а вовсе не неприятные.

Такие лексические ошибки нередки – люди иногда неправильно понимают значение слова и неправильно его употребляют. Явление паронимии в русском языке довольно распространено: удачливый – удачный, скрытый – скрытный, патронаж – патронат, представился – преставился, представить – предоставить, лагуна – лакуна , маститый – мастистый и т.п. Эти слова еще называют иногда «ошибкоопасными» – люди часто ошибаются, употребляя один из паронимов, имея при этом в виду значение другого. Например, патронат – это защита, покровительство, шефство. А патронаж – это медицинское сопровождение, чаще всего при беременности. Ну и что означает фраза под патронажем президента ? Она означает, что кто-то путает президента с акушеркой. А мастистый автор – это автор… хорошей четкой масти. Потому что мастистый – это характеристика окраса животных. А вот маститый – опытный, авторитетный, сведущий.

Иногда лексические ошибки связаны с неправильным употреблением устаревших слов, когда слово в памяти языка еще живо, но значение его подзабыто. Пример – неправильное употребление старославянского слова довлеть . В древности было изречение: довлеет дневи злоба его , что означает: «каждый день ему хватает забот». Довлеет означало «хватает, достаточно, вдосталь». Однако по созвучию со словом давить люди стали постепенно употреблять слово довлеть в значении «давить, оказывать давление»: над ним довлеет одна мысль, над ним довлеет бремя ответственности . Вроде как более красивая, возвышенная форма глагола давить . Строго говоря, это неправильно. Однако распознать лексическую ошибку могут уже только большие знатоки языка.

Другой источник лексических ошибок связан с неправильным употреблением иноязычной лексики или научной терминологии. К примеру, корифей российской публицистики Отто Лацис любил при случае напоминать молодым журналистам, что фраза быть в эпицентре событий – нелепая. В самом деле, в геологии эпицентр – это точка на поверхности земли над центром землетрясения. Но никак не центр землетрясения. То есть, если строго следовать переносу значения из геологии, то быть в эпицентре событий – это значит быть… на поверхности событий, а не в их центре. Маститый публицист, безусловно, справедливо указывает на нелепость этой фразы. Однако надо учесть и то, что с шестидесятых годов, когда эта фраза появилась (на волне моды применять научные термины в обиходе), она уже укоренилась и понимается в значении «быть в центре событий». Дело в том, что это словосочетание стало фразеологизмом. А фразеологизм может иметь свое, совершенно другое значение, нежели значения входящих в него слов. Например, фразеологизм стреляный воробей вовсе не подразумевает ни птички, ни ее расстрела. Так что при своем возникновении фраза быть в эпицентре событий , безусловно, была результатом лексической ошибки. Но, став фразеологизмом, скорее всего, уже не является лексической ошибкой.

Стилистические нормы предписывают правильное, уместное употребление языковых средств сообразно с ситуацией. К примеру, стилистической ошибкой является смешение слов разных стилей (если это не художественный прием): Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту. Надо заострить внимание детей на этом вопросе. Павел Власов еще пуще сплачивал своих единомышленников. Стилистической ошибкой, оцениваемой как проявление некультурности, будет употребление социально-заниженной лексики в торжественной речи или в официальной ситуации.

Соблюдение всего комплекса норм литературного русского языка лежит в основе культуры речи .

Термин «культура» (от латинского сultura – возделывание) изначально обозначает некое искусственное создание, возделывание, упорядочивание чего-либо (первоначально речь шла о возделывании земли). Это некое усилие, которое делает дикое культурным. Поэтому культура – это прежде всего ограничение дикой природы человеческим усилием. Культура – это всегда результат усилий.

Культура речи – это возделывание речи, приведение ее к некоему наилучшему образцу, соответствующему литературным нормам и представлению о красивой речи.

Правильность речи обеспечивается соблюдением норм литературного языка. Это во многом действительно технический навык, достигаемый, как и прочие навыки, тренировкой. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, – считал римский оратор Цицерон, – потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».

Однако культура речи предполагает не только технический навык правильного использования средств языка, но и мастерство использования всего того богатства, которое заложено в родном языке. Поэтому культура речи определяется как правильностью речи, так и богатством внутреннего мира человека, уровнем его образованности, его эрудицией, а еще – и прежде всего - его желанием следовать образцам прекрасного и создавать их. Или хотя бы подражать им..

Таким образом, культура речи связана не только с нормативностью, соблюдением правил языка, но и с красотой речи. Если представить себе некий компьютер, выдающий идеально правильную речь (а сегодня это уже реальность), то о таком компьютере вряд ли можно сказать, что он обладает культурой речи. Для реализации представления о культуре речи нужна еще некоторая одухотворенность, некое творческое умение наделять речь особым смыслом, внешней и внутренней красотой.

Высокий уровень культуры речи становится для менеджера конкурентным преимуществом. Необходимо повышать собственный образовательный уровень, уровень владения гуманитарными знаниями, а также приобретать специальные навыки и знания в области риторики, речевого этикета, стилистики, коммуникативистики, психологии, социологии, философии. Об основных положениях этих наук, важных с точки зрения культуры речи и эффективного использования речи в деловой практике, разговор пойдет в следующих главах.

– это ключевая, центральная тематика этого сайта, и поэтому сегодня я решил еще раз остановиться на этой теме и написать статью, которая доступно и наиболее полно раскрывала бы это понятие. Ознакомившись с этой публикацией, вы сложите полное представление о том, что такое финансовая грамотность, что включает в себя это понятие, и для чего это все необходимо каждому человеку.

В статье я буду давать много ссылок на другие материалы сайта, где те или иные вопросы описаны подробнее, поэтому переходите по ним, чтобы узнать больше.

Что такое финансовая грамотность?

Итак, что подразумевается под словосочетанием “финансовая грамотность”, что это такое? Не нужно выдумывать ничего сложного и заумного, достаточно просто заглянуть в словари и посмотреть там, что означают слова, составляющие это понятие.

Финансы – это движение денежных средств, процессы формирования, распределения и использования денежных фондов.

Грамотность – это высокая степень владения человека определенными навыками и умениями.

Соответственно, можно соединить эти понятия и получить вот такое определение:

– это владение человеком принципами формирования, распределения и использования денежных фондов. Другими словами, это умение грамотно распоряжаться личными финансами.

Обратите внимание: нет выражения “денежная грамотность”, ее называют именно “финансовой”. Причина в том, что финансы – это более обширное, более точное, и более правильное понятие, чем деньги (подробнее об этом можно почитать в статье ). Поэтому воспринимать свои поступления и траты как деньги – неправильно и недостаточно, для того чтобы быть финансово грамотным человеком.

Если кратко и доступно обозначить разницу между этими понятиями, то это будет выглядеть так.

Деньги можно:

  • зарабатывать;
  • тратить;
  • использовать для определения стоимости;
  • копить.

Финансы можно:

  • зарабатывать;
  • расходовать;
  • учитывать;
  • распределять;
  • оптимизировать;
  • использовать для создания фондов;
  • резервировать;
  • накапливать;
  • вкладывать.

Отдельно хочу отметить, что финансы можно вкладывать (инвестировать) для того, чтобы они “производили” новые финансы, в этом случае они приобретают уже новое название – .

Финансовая грамотность подразумевает управление именно финансами, а не деньгами: это более широкое и более точное понятие.

Для чего нужна финансовая грамотность?

Для чего вообще нужна финансовая грамотность? Все очень просто. Есть важнейшие сферы человеческой жизнедеятельности, в которых человек просто обязан, на мой взгляд, хорошо разбираться, ориентироваться, быть грамотным. Почему? Потому что на этом основана вся его жизнь, и ему постоянно приходится с этим сталкиваться. И хорошее знание дела, профессиональный подход к решению вопросов – всегда даст лучшие результаты, чем дилетантский и неграмотный.

Если подходить к финансовым делам неграмотно, дилетантски – все эти вопросы так и будут решаться: медленно, не до конца, на “тяп-ляп”. Поэтому и необходима финансовая грамотность: разумный, грамотный, профессиональный подход к распоряжению личными финансами.

Возможно, кто-то думает: “Да что там, я в принципе и так умею распоряжаться финансами. Я зарабатываю деньги, стараюсь зарабатывать их больше, вполне разумно трачу, иногда у меня получается что-то накопить, иногда я беру кредиты, у меня есть пластиковые карты и счета в банках, я отправляю и получаю деньги – я вполне финансово грамотный человек!”. Как правило – это большое заблуждение, которое реально мешает в жизни и тормозит многие жизненно необходимые процессы.

Чтобы было понятнее, я объясню на примере. Вот каждый человек примерно представляет себе, как построить дом. Он знает, что нужно выкопать котлован, заложить фундамент, воздвигнуть стены, положить блоки перекрытия, соорудить крышу, застеклить, установить двери, сделать внешнюю и внутреннюю отделку. Вроде все понятно и всем давно известно. Но сможет ли реально любой человек спроектировать и построить качественный, надежный, красивый дом? Даже если у него будут в распоряжении все необходимые ресурсы? Даже если он будет просто управлять и руководить этим процессом? Нет! Не сможет! То, что он построит, не будет соответствовать нормам и стандартам, где-то будет неправильным, неэстетичным, и даже опасным для жизни: при каком-то малейшем стихийном бедствии дом, построенный дилетантом, может не выдержать и рухнуть! Качественно построить дом может только грамотный, профессиональный прораб!

Точно так же все обстоит и с финансовой грамотностью. Считать себя финансово грамотным – еще не значит быть им! Управление личными финансами должно подчиняться выработанным правилам и стандартам, которые уже на деле доказали свою эффективность и правильность. Это наука, которую необходимо изучать, осваивать и внедрять на практике. Это то, к чему необходимо формировать профессиональный подход.

Что включает в себя финансовая грамотность?

Чтобы было еще понятнее, далее я приведу основные направления, которые затрагивает финансовая грамотность, которые необходимо изучать, знать и применять. Как раз на примере дома я уже однажды разбирал понятие (тоже стоит прочесть), а понятие финансовая грамотность еще немного шире. Итак, что она в себя включает?

Умение зарабатывать деньги. Финансово грамотный человек, в первую очередь, должен знать, . И эти знания и умения не должны ограничиваться единственно возможной традиционной работой. Способов заработка гораздо больше, они предполагают получение . Я не говорю, что надо обязательно использовать их все, но их точно должно быть более одного, потому что доход из одного источника (даже кажущегося очень надежным) – это всегда огромный риск. Нужно уметь видеть возможности для заработка во всем, и использовать то, что вам больше по душе. При этом ориентироваться желательно именно на .

Умение экономить. Это один из компонентов умения тратить, но его я решил выделить отдельно. Наблюдения показывают, что у большинства людей совершенно искаженное представление об экономии: они считают, что экономить – это “жаться”, отказывать себе в чем-то, недополучать что-то жизненно необходимое, и т.д. В общем, многие подвержены влиянию ряда мифов и стереотипов об экономии. На самом же деле экономия – это просто бережливость, а экономить – значит бережно расходовать личные финансы. Больше на эту тему можете почитать тут: и в других статьях сайта на тему экономии.

Умение планировать. Для чего необходим учет? Для того, чтобы наглядно видеть свои прошлые расходы, и на основе этого планировать будущие. Финансовая грамотность подразумевает наличие краткосрочных и долгосрочных финансовых планов и следование им. Как их составлять – можно почитать тут:

Умение оптимизировать. Финансово грамотный человек должен уметь оптимизировать свой бюджет, то есть, грамотно распределять свои траты в порядке приоритета, чтобы исключить вероятность нехватки финансов на что-то действительно важное и срочное. Как это можно сделать – в статье .

Умение инвестировать. Высшее умение, которое включает в себя понятие финансовая грамотность – это умение инвестировать: вкладывать деньги, чтобы они приносили новые деньги, создавать себе источники пассивного дохода. Это непросто, и всегда связано с рисками, тем не менее, это необходимо – это главный инструмент для достижения , высшего финансового состояния человека. Инвестированию на этом сайте посвящен целый раздел, начать можно, например, со статьи

Умение пользоваться банковскими услугами. В процессе управления личными финансами любой человек будет неизбежно постоянно сталкиваться с банками, их продуктами и услугами. И он просто обязан неплохо в них разбираться, уметь отличать выгодные продукты, тарифы, сделки от невыгодных, чтобы не терять, а зарабатывать на услугах банка, чтобы отношения с банком были партнерскими, а не кабальными, как это часто бывает. Банкам и банковским услугам тоже посвящен отдельный раздел на сайте: пользуйтесь поиском по сайту, читайте, изучайте то, что интересно вам в первую очередь – материалов уже очень много.

Базовые знания экономики. И, наконец, финансовая грамотность предполагает знание и понимание основных экономических процессов, происходящих в государстве, в первую очередь – тех, которые оказывают самое прямое влияние на состояние личных финансов: , и т.д. Экономика и ее процессы тоже рассматривается в отдельном разделе сайта – заходите, изучайте.

Где научиться финансовой грамотности?

Ну и в заключение – о том, где можно научиться финансовой грамотности, где узнать обо всем этом, если это так важно. К сожалению, этому сейчас практически нигде не учат. Лично у меня диплом по специальности “Финансы”, но личным финансам там не было уделено ни одного занятия ни по одному предмету. В целом, я уже не раз делал выводы, что финансово грамотные люди невыгодны государству: ими сложнее управлять, их сложнее заставить жить в каких-то нужных рамках.

Государству куда проще держать людей в сильной денежной зависимости – это отличный инструмент управления. Ведь государство наделено функцией производства денег, может производить их столько, сколько посчитает нужным, а его граждане вынуждены эти деньги зарабатывать.

Поэтому обучение финансовой грамотности в учебных заведениях пока не получило широкого распространения. Хотя определенные подвижки в этом есть, что радует, но все равно этого явно недостаточно. Поэтому научиться финансовой грамотности в достаточном объеме сейчас можно только самостоятельно, проявив к этому стремление и интерес. Основных источников обучения я могу выделить три:

  1. Литература по финансовой грамотности (книги отечественных и зарубежных авторов).
  2. Частные курсы, семинары, вебинары, тренинги по финансовой грамотности.
  3. Сайты, обучающие финансовой грамотности.

Что выбрать, на чем заострить свое внимание – каждый вправе решать сам, и хорошо, что в этом случае есть выбор. Я бы хотел остановиться на третьем пункте, поскольку он самый доступный, а главное – бесплатный.

Я сам, увидев проблему низкой , решил внести в ее решение свой вклад, и создал этот сайт – , который на сегодняшний момент уже стал достаточно известным, популярным и авторитетным интернет-ресурсом, одним из лучших в своей тематике (кому интересно – можете почитать, например, – там много наглядной статистики). Уже сейчас здесь опубликованы более 1150 уникальных авторских статей с материалами, которые помогут вам повысить свою финансовую грамотность. Доступ ко всем материалам сайта совершенно бесплатный, платить за что-либо здесь вам не придется, в отличие от многих других похожих проектов.

Здесь собрано все необходимое для того, чтобы развить и повысить свой уровень финансовой грамотности, научиться управлять личными финансами, повысить свое финансовое состояние, а значит, жить лучше в современных реалиях.

Я всегда готов к диалогу со своими читателями в комментариях и на , где уже общается немало интересных людей, для которых финансовая грамотность – не пустые слова, и которые уже достигли хороших результатов в управлении личными финансами, а также те, кто находятся только в начале этого пути. Лично мне всегда интересно читать и обсуждать финансовые истории других людей, где могу – я всегда помогаю советом.

В общем, вот вам реальная и конкретная возможность повысить финансовую грамотность, а как вы ей воспользуетесь и воспользуетесь ли – это уже ваше решение.

В любом случае, хотелось бы, чтобы количество финансово грамотных людей было как можно большим! Так будет лучше для всех и для каждого! Увидимся на страницах сайта!

С давних времен под грамотностью принято было считать степень образованности человека и уровень его культуры. Качества, согласитесь, весьма важные для отдельного человека и для общества в целом.

Каждый, кто осознает свой уровень развития как более низким, чем у окружающих его людей, стремится преодолеть этот барьер, обучаясь и занимаясь самосовершенствованием.

Это свойственно людям честолюбивым, с чувством собственного достоинства и здоровыми амбициями. К тому же, только грамотный и образованный человек способен рассуждать о важных вещах и предметах и более объективно смотреть на мир.

Понятие «грамотность» буквально означает умение писать и читать, соблюдая грамматические каноны и правила правописания. Упрощенно, в бытовом смысле, грамотность толкуется как навык чтения, письма и восприятия небольших текстов.

Сегодня даже начальный уровень грамотности, включающий небольшой словарный запас и знания основных правил грамматики, позволяет человеку двигаться вперед. Поэтому детей стремятся рано научить чтению и письму.

В эпоху Просвещения грамотными были лишь знатные вельможи. Любая девушка из знатной семьи могла изъясняться на французском, знала латынь, умела отлично читать и писать на родном языке. Люди, принадлежащие к бедному классу, были весьма малограмотными.

А в более ранние Средние века даже знать не могла похвастаться своей грамотностью. Письмо и чтение поручалось специально выученным писцам и чтецам. Синьорам и вельможам требовалось лишь произносить напористые и внушительные речи.

До нашей эры разные народы сильно отличались друг от друга уровнем грамотности. В начале нашей эры наибольшей грамотностью отличались иудеи. Каждый иудейский город имел свою школу.

Высокий уровень грамотности для того времени был и у жителей Греции. Мальчиков там отдавали в школы, девочек обучали грамоте няни и матери.

В Индии же считалось позором для женщины быть грамотной. Читать и писать там умели только жрецы и некоторые мужчины.

Но все же грамотные и образованные люди всегда признавались более развитыми и умными в большинстве стран. Поэтому и нам всегда есть к чему стремиться. Совершенству нет предела!

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

грамотность

грамотности, мн. нет, ж. (книжн.).

    Отвлеч. сущ. к грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.

    1. Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области.

      Образованность, просвещенность.

  • Энциклопедический словарь, 1998 г.

    грамотность

    определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

    Грамотность

    (от греч. grammata ≈ чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистических странах ≈ лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия «Г.», его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования, а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира. В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет ≈ 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии ≈ 5 и 6%). Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке ≈ по желанию. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты , широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926≈1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2. Табл.

      ≈ Процент грамотных в возрасте 9≈49 лет

      Население

      Годы переписи

      Городское:

      Сельское:

      Городское и сельское:

    1. ≈ Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте 9≈49 лет (по переписи 1970)

      Союзные республики

      Городское население

      Сельское население

      Городское 11 сельское население

      Украинская ССР

      Белорусская ССР

      Узбекская ССР

      Казахская ССР

      Грузинская ССР

      Азербайджанская ССР

      Литовская ССР

      Молдавская ССР

      Латвийская ССР

      Киргизская ССР

      Таджикская ССР

      Армянская ССР

      Туркменская ССР

      Эстонская ССР

      Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.).

      Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке ≈ около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) ≈ около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах ≈ около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50≈60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных ≈ ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября).

      Термин «Г.» обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.).

      М. П. Кашин.

    Википедия

    Грамотность

    Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст , касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность ) данного народа есть отношение между числом грамотных и численностью всего населения. Отношение это обычно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.

    Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе. Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.

    Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

    Примеры употребления слова грамотность в литературе.

    Сочинитель Михайло Аврамов, обладавший для своего времени достаточной грамотностью , в стихосложении был не весьма искусен.

    И лишь по мере того как грамотность стала распространяться в обществе, литературный рассказ или повесть смогли сравниться в популярности с комедией.

    Но когда китайский паломник посетил Индию, грамотность была уже вполне распространенным явлением.

    Здесь, в библиотеке, Георгий увидел, как высоко развита была грамотность в Киевской Руси и сколь пагубно отразился на ней распад великого государства.

    Нельзя сопоставить и возможность равного и всеобщего доступа к грамотности для тех, кто пользуется иероглифами, и для тех, у кого в ходу простой и удобный алфавит.

    А распространение книг, грамотности и международных связей давало этим малым монархам, этим монархам собственности возможность развивать общность идей и единство сопротивления, чего не было ни в одном из предыдущих периодов мировой истории.

    Потому так настойчиво заботились православные братства о распространении грамотности , о просвещении на родном, русском языке.

    Переводя и печатая библейские книги, он хотел их сделать первыми рассадниками грамотности и науки на Руси.

    Он злобился на новгородских бояр, на посадника, на граждан, изменивших ему, сыну Александра, и не мог забыть этих лиц, этой спокойной осанки вятших, этих уверенных речей и твердых глаз, этого богатства не напоказ, этого достоинства в каждом горожанине, встреченном на тесовой новгородской мостовой, деловитой грамотности посадских людей, строгой красоты иконного письма, гордой свободы горожанок.

    Но спираль судьбы еще не дописала свой причудливый виток, и в тридцать седьмом году понудила милиционера Бойко отколотить на свадьбе рыжего пьяницу и вора Прыжова, сельсоветовского писаря, который наутро, мучаясь от побоев, похмелья и избытка грамотности , сообщил в НКВД, что лично видел, как Бойко горько плакал, узнав о казни матерого троцкиста Ануфрия Беспрозванного, незаконнорожденного подкулачника, симулировавшего душевную болезнь для успешного ведения злостной антисоветской пропаганды.

    У товарища большого ума и грамотности не было возраста - то ли года двадцать три, то ли лет пятьдесят семь.

    Ибо восприятие материала и отношение к нему редактора будут на десять, двадцать, а иногда и на пятьдесят процентов зависеть от внешнего вида и грамотности статьи.

    Впрочем, хороший вкус и грамотность прививало гимназистам не столько затверживание правил, хотя и это давало в итоге положительные результаты.

    Вдруг один из собеседников, человек вполне преданный учению Льва Николаевича, возразил на это, что развитие грамотности ничего особенно радостного представлять не может.

    Только незаурядностью его личности и можно: объяснить тот факт, что малообразованный старик, более чем скромный даже в части элементарной грамотности , всегда был на высоте положения!

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

    Микнис Диана Тугаудасовна

    аспирант МПГУ, Москва

    e-mail: [email protected]

    FUNCTIONAL LITERACY AS A METHODOLOGICAL CONCEPT

    Diana Miknis

    Postgraduate Student

    The Moscow State Pedagogical University

    e-mail: [email protected]

    Аннотация . В статье раскрывается взгляд на функциональную грамотность в методическом аспекте.

    Abstract. The article reveals the view of the consept of functional literacy in the methodological aspect.

    Ключевые слова: функциональная грамотность, методика преподавания русского языка.

    Keywords: functional literacy, methods of teaching the Russian language/

    В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач. В Законе «Об образовании», в образовательной инициативе «Наша новая школа» и других нормативных документах формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

    Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

    В педагогической науке представление о «функциональной грамотности/неграмотности» появилось в конце 60-х г., впервые было обозначено в документах ЮНЕСКО как международная проблема, касающаяся развитых стран мира. На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965 г.) был предложен термин «функциональная грамотность». Согласно новой редакции документа, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общины».

    В 1967-1973 гг. ЮНЕСКО разработала и стала осуществлять Всемирную экспериментальную программу распространения грамотности, в которой концепция и стратегия функциональной грамотности понимались как обеспечение процесса овладения чтением и письмом, приобретение общих практических знаний.

    Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать. Б.С. Гершунский утверждает, что формирование грамотности является прерогативой не только школы, но и общества в целом, так как представление о том, что грамотность сводится лишь к овладению элементарными навыками чтения, счета и письма, устарело. Появление феномена функциональной грамотности существенно расширило временные рамки приобретения тех или иных компонентов грамотности.

    Рассмотрим функциональную грамотность как методическое понятие, способствующее развитию различных компетенций учащихся на уроках русского языка.

    Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности на уроках русского языка :
    - коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменнойречи;
    -
    информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
    -
    деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
    Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации.

    Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. При изучении русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

    Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

    Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является с пособность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции; различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.

    К методическим факторам, которые мы учитываем в первую очередь, включая тексты в учебный процесс, относим: критерии отбора текстового материала; виды работ, целесообразных со стороны включения текста в урок; организация урока с использованием возможностей опоры на текст.

    Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции , но и языковой и лингвистической. Таким образом, языковая компетенция предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности, а лингвистическая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов. Типы заданий должны быть продуктивными. При развитии языковой компетенции это может быть анализ слов и форм, сопоставление одного явления с другим, составление схем и таблиц, создание текста на основе схем и таблиц. Работа со словарем, обращение к памятникам культуры, высказывания о языке, сравнение явлений в разных языках – все это направлено на освоение лингвистической компетенции учащихся.

    Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

    Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе, а грамотность – академическим, связанным с деятельностью образовательных учреждений. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в различных областях. В новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, уже имеет свое место в научной и педагогической парадигме.

    Список использованной литературы

    1. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века [Текст] // Советская педагогика. – 1990. – С.58-64.
    2. Гершунский Б.С. Философия образования [Текст]. – М.: МПСИ, Флинта,1998. – 432с.
    3. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М.: ИТОП РАО,1999. – 228 с.
    4. Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст] // Человек и образование. - 2006. – ном.8,9. – С. 44-49.
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: