Использование икт в развитии речи дошкольников. Роль икт в развитии речи учащихся при обучении русскому языку

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи в детском саду

Кива Ирина Юрьевна , учитель-логопед,
МОУ детский сад № 278 , Волгоград

В своей практике по работе с детьми я также использую электронный учебник, который можно найти в системе Интернет на сайтах для дошкольных учреждений или составить самим.

Детский электронный учебник или детская электронная книга (ДЭК) имеет ряд принципиальных отличий от книги, изготовленной типографским способом:

1. Возможность мультимедиа
2. Обеспечение виртуальной реальности
3. Высокая степень интерактивности
4. Возможность индивидуального подхода к ребенку.

Создание электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя, но необходимо придерживаться определенных методических требований (возрастные особенности, требования программы, индивидуальные особенности).

Электронный учебник состоит из основного материала с текстом или словесным сопровождением.

1. Раздел (художественная литература)
2. Выбор источников (книги, раскраски, фотоматериалы, рисунки)
3. Работа над текстом.
4. Составление презентаций, включение текста.
5. Анимация
6. Вопросы по тексту.

Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашего дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Богатырева Ю.И., Косарев Информационные технологии в научной деятельности.-
2.Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.
3.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации
4.Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 2000г.
5.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.
6.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г.
7.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

Другие интересные статьи.

Одна из актуальных проблем формирования школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.

Сегодня на уроках русского языка все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

Известно, что обучаемый с первого раза запоминает 25% услышанного и 35% увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается 50%. А при вовлечении обучаемого в активные действия доля усвоенного может составить 75%. Эти факты доказывают необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения для эффективности и повышения качества образования.

Специфика предметов «русский язык» и «литература» в том, что они связаны, прежде всего, с формированием культуры речи, развитием духовно-нравственных и творческих качеств личности ученика, что предполагает работу с текстом, художественным словом, поэтому использование компьютерной поддержки на наших уроках должно быть уместным, продуманным и целесообразным.

Конечно, не на всех уроках возможно и уместно применение мультимедийных средств. Однако в курсе русского языка начальной школы предусмотрены часы для уроков развития речи по описанию картины. В данном случае вполне целесообразно использовать компьютерную презентацию. Потому что одна из главных целей данных уроков - развитие творческих способностей учащихся. Очень важно создать атмосферу творчества, показать красоту и гармонию живописных произведений, чтобы вызвать желание у обучающихся проявить свои творческие способности. Иногда это бывает довольно трудно, поскольку качество репродукций в учебнике оставляет желать лучшего. А вот спроецированные на большой экран репродукции картин в хорошем качестве и дополнительная информация будут способствовать созданию необходимого эмоционального фона, развитию творческого потенциала обучающихся и навыков написания сочинения-описания по картине.

Компьютер в урочной деятельности можно использовать на любом типе урока, на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Не обойтись без компьютера на уроках развития речи - здесь можно показать все: и ключевые понятия темы, и портрет художника, и репродукцию картины, причем гораздо лучшую, чем предлагает учебник. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может оказаться приложение PowerPoint, входящее в состав пакета MicrosoftOffice. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами. К преимуществам этой программы можно отнести доступность, легкость в освоении, простоту создания презентаций, возможность переноса данных из других приложений, значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Программа PowerPoint позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени. Презентация эффективно используется на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. Так, при изучении стилей речи ИКТ дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов, например, художественного стиля речи.

При подготовке к написанию сочинения по картине компьютер является незаменимым инструментом для обучения. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе MicrosoftPowerPoint. И здесь презентация не ограничивается только показом портрета художника. Целесообразно познакомить учащихся с другими работами творца, также на слайд можно поместить заранее продуманный план сочинения. Он будет виден детям на все время работы над текстом. Все этапы работы над сочинением по картине можно показать наглядно. На слайды можно поместить работу над словом. Тогда дети при выполнении работы смогут, например, выбрать нужное слово из ряда синонимов, а предметы изображения (например, на картине «Март») описать с разных сторон.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. При написании сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» слайды, рассказывающие историю создания картины, представляют не меньший интерес для учащихся, чем сама картина. История создания картины заставляет детей размышлять о задумке автора и ее умелом воплощении. А беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь.

Компьютер является незаменимым помощником при работе над сочинениями - описаниями. Сейчас можно найти любую информацию о городах, в том числе и о достопримечательностях любого города. Из этих сведений можно составить презентацию о любом памятнике, архитектурном сооружении. Такая работа не только даст детям знания по определенной теме, но и расширит их кругозор, заставит вспомнить материал других предметов. Дети и сами могут сделать подобную работу: найти фотографии памятников, красивых архитектурных сооружений, а также воспользоваться личным архивом. Детские презентации на уроках имеют большое воспитательное значение. Ученик чувствует себя творцом, помощником учителя, осознает свою значимость на уроке. Такие уроки, как правило, проходят на едином дыхании. И дети, единожды почувствовав себя полноценным участником работы, начинают к другим урокам по развитию речи собирать необходимый материал.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале. Кроме того, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Учителю презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, делает уроки яркими и привлекательными. Компьютер, конечно, на уроке развития речи не может заменить живое слово учителя, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Результатом творческой деятельности стало понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствовал формированию мотивации к творческой деятельности. Творческими заданиями были как речевые высказывания по восприятию и осмыслению текста, так и письменные тексты, созданные обучающимися; групповые и индивидуальные формы работы; выполнение работы по алгоритму; работа со словарем: с ресурсами Интернета. Все формы работы на уроке способствовали развитию универсальных учебных действий.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации.

Умения логически мыслить, своими словами формулировать правило, определение, воспринимать и понимать материал являются общеучебными, необходимыми школьникам для овладения материалом программ. Они формируются у ребенка только в личном опыте, приобретение которого должно быть организовано учителем.

Необходимо развивать речь как у «сильных» учащихся, так и у «слабых». Без специального обучения мышление и речь у слабоуспевающих школьников не развиваются, самостоятельно учащиеся на базовый уровень знаний и умений не выходят, они отстают от своих сверстников.

От развития речи и умения анализировать и обобщать зависит способность человека общаться, понимать окружающих, разнообразно, точно и логично выражать свои мысли. Отсутствие у детей этих умений приводит к сужению круга общения, замкнутости, одиночеству. Развить речь учащихся помогут ИКТ на уроках русского языка и во внеурочное время. Данная программа предусматривает увеличение количества часов на развитие речи учащихся. Решить проблему развития речи обучающихся поможет и уместное использование ИКТ.

Технология развития мышления и речи у слабоуспевающих школьников опирается на следующие этапы:

а) создание проблемной ситуации; б) обсуждение общего направления решения, так как слабые учащиеся не всегда могут определить последовательность выполнения задания; в) организация поиска решения; задавание наводящих вопросов, стимулирующих интеллектуальную деятельность; г) обсуждение результатов и способов решения для усвоения новых приемов мыслительной деятельности; г) рефлексия, так как слабоуспевающие ученики, получая новые способы познания, не осознают, каким конкретно новым приемам мышления они научились. И опять нам здесь помогает применение ИКТ.

Опытное обучение позволило выявить эффективные приемы создания проблемной ситуации:

  • - создание учителем противоречия;
  • - выявление разных точек зрения, нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
  • - постановка конкретных вопросов, стимулирующих обобщение, логику рассуждения.

Большое количество упражнений при изучении грамматики в учебниках ориентировано на логическое мышление и развивается с помощью речевых заданий, что обеспечивает развитие речи как мотивированных, так и слабоуспевающих школьников:

  • - объем сочинений увеличился по сравнению с начальным этапом эксперимента в среднем на 35 слов, 2 предложения;
  • - в сочинениях учащиеся уместно употребляют 4-5 глаголов интеллектуальной направленности;
  • - на 31% увеличилось количество школьников, научившихся раскрывать основную мысль сочинения;
  • - количество логических ошибок уменьшается на 17%, грамматических на 21%;
  • - затруднения в создании своего письменного текста испытывают 22% учащихся, что в 3 раза меньше, чем в начале года. Для совершенствования у школьников умения устанавливать связи между предложениями в тексте требуется дальнейшая работа.

Позиция «первооткрывателя»- исследователя или путешественника позволила учащимся выйти на творческий уровень, создавать проекты, в том числе и мультимедийные, писать сочинения.

Примерно 41% четырехклассников вышли на уровень обобщения материала, 50% выступили перед классом, что примерно в 4 раза выше, чем до опытного обучения.

Каждый урок русского языка и литературного чтения - это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся.

Вывод по главе 2

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся. Очевидно, что ИКТ - мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих уроках.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках русского языка должно носит щадящий характер. Планируя урок, нужно тщательно продумываю, место и способ использования ИКТ.

Приоритетным направлением нашей работы является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель нашей работы – научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.

Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме образовательной деятельности в целом.

Применение компьютера мотивирует наших воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

С детьми ИКТ используем как в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала, так и вне занятий.

Так же компьютерные игры используются для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.

Использование компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками имеет множество преимуществ:

1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала;

2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем;

3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста;

4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;

5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;

6) способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом);

7) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха.

Внедрение ИКТ осуществляется по трём направлениям:

- использование ресурсов Интернет;

- использование готовых обучающих программ;

- создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.

В своей работе по развитию речи детей с применением ИКТ мы используем следующие варианты:

- мультимедийные презентации;

- интерактивные игры на компьютере.

Наиболее доступным средством для создания компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Мультимедийные презентации мы создаём и подбираем в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В процессе работы нами были созданы презентации с элементами игры «Путешествие по сказкам», «Занимательные рассказы», «Красота русской природы в произведениях художников» (по временам года), «Весёлый огород», «Обитатели нашего леса».

Иллюстрационный материал для создания презентаций подбирается с помощью интернет ресурсов, дополняется интересными фактами, загадками, занимательными заданиями для детей.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всеми детьми, подгруппами, индивидуально.

Предлагаем насколько игр, направленных на развитие речи детей с применением ИКТ:

Игра «Цепочка слов »

Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.

Ход: На компьютере представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Педагог предлагает выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести компьютерной мышкой выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.

Игра «Назови детёнышей »

Цель: Упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Ход: На экране представлены картинки животных и их детенышей. Ребенку предлагается выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и назвать, кто у кого есть» («У белки – бельчата, у белки много бельчат» и т. д.).

Игра «Зайчонок считает »

Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа неодушевленных существительных

Ход: На экране картинка с зайчонком. Ребятам предлагается задать зайчонку, который умеет считать, вопросы типа: «Сколько, у тебя носов, хвостов, лап, глаз, бровей, ушей, ртов, усов, щек». На правильно заданный вопрос зайчонок отвечает (записан голос – включатся педагогом с помощью гиперссылки), неверный ответ – молчит.

Игра «Найди лишнее »

Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

Ход: на экране расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить – почему. Ребенок выбирает картинку и кликает на нее мышкой (если ответ правильный, она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объясняет, почему он сделал такой выбор.

Игра «Подбери пару »

Цель: Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь-рассуждение.

Ход: Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и установить связь между первой парой картинок, и, исходя из этого, подобрать картинку во второй паре из трех предложенных (перенести ее к стрелке на пустое место) и объяснить свой ответ. («Собака живет в будке, а птица в гнезде, поэтому я подберу к слову «птица», слово «гнездо» и т. д.) Если слово подобрано верно, его можно перенести, если нет, картинка зачеркивается крестиком и ее перенести невозможно. В игре 4–5 заданий.

В процессе работы дети стали более самостоятельными, общительными. Многие дети перестали стесняться задавать вопросы, рассуждать, у них обогатился активный словарь.

Данная работа интересна всем участникам. Результат, который мы получили, ещё раз доказывает эффективность применения и использования ИКТ в развитии речи детей.

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми;

С родителями;

С коллегами;

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме. Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей. Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Применение ИКТ усиливает:

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка):

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

способствует повышению качества образования.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

ПМК по «Развитию речи» А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми. Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы:

1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.

3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая. Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности. Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!» разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас. Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

наталья николаева
Доклад для педсовета «Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника . Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие . Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи , поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы , ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи , бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи , отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера , Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе :

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Именно дошкольникам , с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и , что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет :

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников .

Применение ИКТ усиливает :

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность :

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

способствует повышению качества образования.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами :

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос : Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

ПМК по «Развитию речи » А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей :

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы :

1. неречевые звуки : Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

2. звукоподражание : Знакомство со звуками животного мира.

3. речевые звуки : Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. развитие связной речи : обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

5. специальный «Интерактивный раздел» , позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей : речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др ., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!» разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи , пополняет словарный запас.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: