Создание государственной системы образования петром 1. Образование и учебные заведения императорской России

К концу XVII в. - началу правления Петра I-педагогичес­кая ситуация в России заметно изменилась по сравнению со средневековым периодом. Быстро растущие потребности Рос­сийского государства в деловых людях, специалистах не могли быть удовлетворены медленным ходом реформирования. Гран­диозные планы царя Петра I Великого (1672-1725) по переус­тройству России подтолкнули его к решительным действиям. Начался новый период в развитии отечественного образова­ния. Государство, заинтересованное в хорошей профессиональ­ной подготовке специалистов, взяло значительную часть обра­зования в свои руки и усилило контроль над просвещением.

Просвещение в России в начале XVIII в

Путешествия молотого царя за границу и те впечатления, которые он там получил, также способствовали его желанию переустройства России. Вместе с тем положение обострялось внутрироссий- скими проблемами: церковным расколом и общественно- политическими распрями. Это способствовало тому, что Петр I в конце XVII - начале XVIII в. значительно активи­зировал реформаторские процессы, охватившие многие сто­роны жизни и направленные на укрепление государствен­ного устройства.

В первую очередь Петр I коренным образом изменил от­ношения церкви и государства. Так было упразднено пат­риаршество и учрежден Святейший Синод. Этот этап ре­формирования явился определенным условием для осуще­ствления царем всех последующих серьезных изменений в государстве.

Строительство мануфактур, заводов, развитие промышлен­ности в целом, внутренней и внешней торговли, усиление ар­мии и флота для проведения военных действий за выход к морю против Турции и Швеции сразу же потребовали большого ко­личества специально обученных людей. Стала очевидной необ­ходимость активизации реформы просвещения, создания боль­шого количества школ для быстрой подготовки офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей и др. Поэтому, организуя в новых условиях процесс обучения, государство

сделало его разнообразным. В Петров­скую эпоху воспитание в целом со­хранило цеЯЬ-формирования челове- ка-христианина, что находило под­держку у православной церкви. Но изменение задач обучения как удов­летворения потребностей государ­ственной службы не только придало образованию светский, профессио­нальный характер, но и способство­вало появлению идеала нового чело­века: служивого гражданина, рели­гиозно мыслящего и обладающего широким взглядом на мир, сохра­няющего свои национальные тради­ции, готового встать на защиту ин­тересов Отечества.

Осуществление преобразований в России было бы невоз­можно без той поддержки-, которую оказывали царю его еди­номышленники. Вбольшинстве своем петровские реформы в области образования проводились выпускниками Киево-Мо- гилянской и Московской Славяно-греко-латинской акаде­мий, людьми, получившими широкое образование. Особое место в кругу «ученой дружины» Петра I занимал Феофан Прокопович (1681-1736). Он также получил образование в Киево-Могилянской академии, затем учился за границей в Коллегии Св. Афанасия в Риме, жил в Швейцарии и Герма­нии.

Молодые годы, проведенные в западноевропейской ат­мосфере университетов Лейпцига и Йены, оказали на него большое влияние, сделав сторонником научного обучения. Вместе с тем по духу он всегда оставался глубоко верующим человеком, истинным православным христианином. В 1704 г. Ф. Прокопович, вернувшись в Киев, принял монашеский постриг и начал преподавательскую деятельность в Киево- Могилянской академии. В 1715 г. Петр I пригласил его в Санкт- Петербург.

Именно Ф. Прокоповичу принадлежит одна из тлавных ролей в проведения реформы церкви и образования. Фигура Ф. Прокоповича крайне интересна и важна тем, что он был православным священником, с одной стороны, и европей­ски образованным человеком -с другой. Прежде всего по поручению царя и при его личном участии в 1721г. Ф. Про­копович составил «Духовный регламент», незамедлительно утвержденный Петром I. Согласно «Духовному регламенту» произошло упразднение патриаршества и изменение поло­жения церкви. Как одно из государственных учреждений был создан «Духовный коллегиум», лишенный права инициати­вы и самостоятельного развития с членами, обязанными приносить присягу царю. Признавая необходимость нрав­ственно-религиозного воспитания народа, Ф. Прокопович полностью разделял идею Петра I о главенстве государства над церковью.

Ф. Прокопович стремился придать школьному обучению научный характер. Согласно «Духовному регламенту», учеб­ный план Московской академии включал: 1) грамматику с историей и географией; 2) арифметику и геометрию; 3) ло­гику и диалектику; 4) риторику с учением о стихосложе­нии; 5) физику с краткой метафизикой; 6) краткую поли­тику; 7) богословие; 8) иностранные языки (латынь, гре­ческий и еврейский). Он советовал при обучении использовать наглядность; так, географию преподавать с помощью карт и глобуса, чтобы ученик «мог перстом показать: где Азия, где Африка, где Европы, и к которым сторонам под нами ле­жит Америка». В академии непременно должна быть библио­тека, ибо «без библиотеки как без души академия». В целом, обучение было рассчитано на 8 лет, после чего выпускник мог поступать на духовную или гражданскую службу,

Серьезную проблему в этот период представляла нехват­ка учительских кадров: Ф. Прокопович считал, что перед началом работы учителей надо испытывать, насколько хо­рошо они знают науку, умеют ли рассказывать, заинтересо­вать учащихся.

В 1721 г. он открыл в собственном доме школу, для кото­рой собрал несколько тысяч книг. Предпочтение при приеме отдавалось детям-сиротам или детям из бедных семей. Всего за 15 дет существования ее окончили только 160 человек. Устав этой школы, написанный Ф. Прокоповичем, по стро­гости внутреннего распорядка напоминал монастырские школы Древней Руси. Но по сути эта школа была русской, стремившейся решать одновременно задачи православного воспитания и широкого общего образования. Она ориенти­ровалась на подготовку образованного человека, способного применить свои знания в выбранной сфере деятельности, поэтому в отличие от многих школ Петровской эпохи не ставила целью осуществить профессиональную подготовку.

Для обучения священнослужителей Ф. Прокопович пред­лагал создавать при епархиальных храмах школы и учить в в первую очередь детей священников. Однако идеи и Рокоповича первоначально не находили поддержки у части духовенства, которая препятствовала петровским ре­формам, считала «еретиком» и «антихристом» и проклинала его «Духовный регламент».

Одним из тех, кто поддержал преобразования Петра I, был Иван Тихонович Посошков (1652-1726), выходец из се­мы! ремесленника, впоследствии - владелец ряда крупных мануфактур в Новгороде, Он предложил ряд интересных идей, из которых видно, что его интересовало не только просве­щение, но и быстрая подготовка людей к конкретному виду деятельности, их профессиональные качества и сноровка.

Идеи И.Т. Посошкова изложены им в сочинении «Книга о скудности и богатстве» (1724), в котором он, в частности, писал о том, что распространение грамотности среди насе­ления, создание различных учебных заведений - путь к про­свещению народа, а следовательно, к подъему русской пра­вославной культуры.

Особенно видно это в его «Завещании отеческом к сыну своему» (1705), где он размышлял и об обучении детей. Глав­ной задачей, по его мнению, было «книжное научение» на латинском и польском языках. Правда, он требовал от уча­щихся критического отношения к латинским учебным кни­гам, а достижения светской западной науки признавал необ­ходимым рассматривать с позиций православных традиций.

Среди авторов образовательных проектов Петровской эпо­хи выделялся Федор Салтыков (?-1715) - представитель той части боярства, которая поддерживала реформы царя, видный придворный и дипломат, получивший образование в Голландии и Англии. Ему принадлежит проект учреждения Академии наук в России и ряд предложений по развитию просвещения. Согласно его идеям, во всех губерниях страны на доходы монастырей должны были быть открыты высшие училища для обучения детей разных сословий от 6 до 23 лет, по окончании которых выпускники переходили бы на граж­данскую и военную службу. Он говорил о том, что если бы ежегодно академию оканчивали по 200 студентов, то через 17 лет Россия могла бы сравняться по образованности с ев­ропейскими странами, а в дальнейшем и опередить их.

По существу, академии мыслились Ф. Салтыковым как общеобразовательные учреждения. Содержание обучения дол­жно было включать изучение древних и современных евро­пейских языков, русскую грамматику, риторику, поэтику, философию, богословие, историю, математические науки, навигацию, фортификацию, музыку, скульптуру и др. Инте­ресным было его предложение относительно специальной организации женского обучения.

Преобразования царя-новатора шли с невиданным размахом: стремительно развивалась промышленность (особенно – металлургия), военное и морское дело; наука, дипломатия. Россия укрепляла свои позиции «на всех рубежах и фронтах», переходя от старозаветного застоя к положению мощной державы, с которой отныне все в мире вынуждены будут считаться всерьез.

Петр I | wikimedia commons

Все это требовало огромного притока молодых, энергичных и образованных людей. Но этих людей – людей новой формации – еще надо было обучить. Старые системы образования и воспитания для таких масштабных задач совершенно не годились, и потому нужно было придумывать новые схемы.

Это поразительно, но Петру Великому в очень сжатые сроки удалось найти и «мобилизовать» целую плеяду блестящих педагогов и наставников с такими же незашоренными взглядами, как и у него самого. Эти новаторы, по сути, и стали основателями современной педагогики.

Семь педагогических фактов, которые потрясли Россию

Факт 1. В стране впервые появилась периодическая пресса, в частности – вышла в свет первая газета «Ведомости», был налажен достаточно массовый для тех лет выпуск светской оригинальной и переводной литературы. Для того чтобы печатное слово стало доступно всем желающим, был введен гражданский алфавит.

И, пожалуй, самое главное и неслыханное – контроль над образованием переходит от церкви к государству. Это касается даже созданных впоследствии архиерейских школ, где обучались служители церкви.

wikimedia commons

Факт 2. В 1698 году государство открывает первую «русскую» или гарнизонную школу в Преображенском полку. Отныне дети самых простых солдат и матросов получают возможность научиться грамоте, счету, артиллерийскому делу. С 1721 года такие школы были созданы в каждом полку. То есть, по сути, каждый ребенок «низшего сословия» получал неплохие стартовые возможности. Школы назывались «русскими» потому, что преподавание там велось на русском языке.

Факт 3. В 1701 в Москве открылась артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил ею математик и астроном Яков Брюс. Школа делилась на две ступени: в нижней обучались письму, чтению и счету, а в верхней изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение, фортификацию и артиллерию.

По сути это было первое реальное училище в Европе, причем – государственное и бесплатное, в котором ежегодно обучалось до 500 человек. Таких училищ в России затем было создано еще немало. Для сравнения: открытое в 1708 году в Галле (Германия) подобное заведение было частным и имело всего 12 слушателей.

Факт 4. В 1707 в Москве открыта Хирургическая школа при военном госпитале. Там впервые за всю историю Руси начали выпускать дипломированных врачей. В курс дисциплин входили: анатомия, хирургия, фармакология, латынь и рисование. Обучение велось преимущественно на латыни, а теоретическая подготовка сочеталась с практикой в госпитале.

Трудно переоценить это событие для страны, где до того население было начисто лишено квалифицированной медицинской помощи. Кстати, сначала будущих врачей обучали иностранцы, но очень скоро им на смену пришли «отечественные кадры».

Фотобанк lori.ru

Факт 5. В начале XVIII века открываются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 году по всей империи рассылается указ об открытии «цифирных училищ», задача которых – подготовка квалифицированного персонала для государственной и военной службы. Дети всех сословий (за исключением крепостных) проходили там грамоту, письмо и арифметику, а также начала точных наук.

В 1718 году подобных училищ было уже 42. Неплохой прогресс для страны, в которой еще недавно о светских школах никто и не слыхал… Правда, зачисление в «цифирки» нередко шло в добровольно-принудительном порядке: нужное количество желающих постигать книжную премудрость набиралось не всегда.

Факт 6. В 20-х годах XVIII века создается прообраз современных профтехучилищ. В 1721 году на Урале открывается первая горнозаводская школа под руководством ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева. Сюда принимали и детей обедневших дворян, и люд попроще.

Юноши, уже работающие на заводе или в шахте, могли при желании приобрести хорошую рабочую специальность и стать мастерами, а еще они получали приличную общеобразовательную подготовку. Позже подобные школы были открыты при всех уральских государственных заводах.

Факт 7. Для жизнеспособности системы образования Петром I было сделано еще немало нужного и актуального для своего времени: проведена реформа духовного обучения, открыты школы для подготовки канцелярских служащих, кадетские корпуса для дворянских детей, широко распространились иностранные пансионы и т.д.

Это важно. Конечно, жизнь в России никогда не была легкой и безоблачной для всех, но благодаря усилиям царя-реформатора и его единомышленников дети всех сословий, кроме крепостных, получали реальную возможность обеспечить себе лучшее будущее, чем у своих родителей. Для этого требовались лишь способности и желание учиться. При этом в вопросах образования Петр I был так же крут нравом и нетерпим, как и во многих других.

Фотобанк lori.ru

Яркий пример тому – Школа математических и навигационных наук в Москве. Будущих моряков, инженеров и артиллеристов не только учили бесплатно, но и выплачивали им «кормовые» деньги, то есть стипендию, однако за прогулы грозил немалый штраф, а за побег – и вовсе смертная казнь.

«Птенцы гнезда Петрова» в образовании

Те люди, которые создавали новую педагогику России, имели взгляды, очень схожие с идеями французского Просвещения: они задумывались о воспитании и обучении свободного и счастливого гражданина своего Отечества, который служит стране и народу, благодаря своему осознанному выбору. Каждый из таких педагогов привнес в систему образования свои ноу-хау.

Так, Иван Тихонович Посошков (1652-1726), автор педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну» и «Книги о скудости и богатстве», стремился объединить идеи современной государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания.

«Книга о скудости и богатстве» | wikimedia commons

Он же создал весьма смелый для своего времени проект об открытии общедоступных школ для крестьянства. Талантливый мыслитель-самоучка был уверен, что просветить русский народ невозможно без всеобщей грамотности, и настаивал на создании системы доступных каждому общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Другой соратник Петра – Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739) – произвел настоящую революцию в точных науках. В 1703 году он написал самый популярный в России учебник «Арифметики», и постоянно разрабатывал свои собственные оригинальные методики обучения. Именно благодаря Магницкому математика в русских школах изучалась последовательно – от простого к сложному, причем теория тесно увязывалась с практикой, а математические расчеты – с профессиональной подготовкой.

Кроме того, именно Магницкий предложил широко использовать в процессе обучения наглядные средства (макеты, таблицы, схемы и т.д.). Известный математик и теоретик был еще и практикующим педагогом – долгое время он преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве.

Глава «ученой дружины» Петра I, Феофан Прокопович (1681-1736), был известным церковным деятелем, что совершенно не помешало ему стать активным проводником петровских реформ вообще и светского образования в частности.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I


К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал решительно. Российское образование в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I. Именно Петр I придавал образованию первостепенную государственную значимость. Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей. Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии промышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в., имели разносторонний характер.

С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной науки: организуется ряд крупных географических экспедиций (по изучению берегов Каспийского моря, островов Северного Ледовитого океана, Камчатки, Курильских островов), проводятся важные работы по разведке полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железных, серебряных, медных руд), кладется начало астрономическим наблюдениям. В это же время приступили к организации Академии наук, устройству первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, к основанию архивного и музейного дела. В 1719 г. открывается Петербургская Кунсткамера— первый в России естественноисторический музей. С 1703 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Взамен устаревшего церковнославянского шрифта вводится более совершенный и доступный для изучения гражданский шрифт российского языка, на котором с 1710 г. печатаются книги светского содержания, а также вводится арабское обозначение цифр вместо буквенного.

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования.Большое прогрессивное значение имели мероприятия по организации школьного образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». Столичные города, Москва и Петербург, стали крупными центрами школьного образования и научной мысли.



Школа математичес ких и навигацких наук. Морская академия.


Важным событием в развитии науки и просвещения явилось открытие в Москве Школы математических и навигацких наук. Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан Петром I 14 января 1701 г. В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17—20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами. Первые годы школа находилась в ведении Оружейной палаты и постоянное наблюдение за ее работой осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г. школу передали приказу морского флота, а затем - Адмиралтейской коллегии.

Для преподавания специальных математических и навигационных наук в Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А. А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших» (т. е. отстающих).


«Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.


В 1715 г. высшие (мореходные, или навигаторские) классы школы были переведены в Петербург, где на основе их образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специалистов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным училищем Морской академии и обучала главным образом математике. В таком виде школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе. Ее воспитанники стали также организаторами и первыми учителями многих новых школ, создаваемых в стране.


Открытие в 1715 г. в Петербурге Морской академии было важным шагом в развитии школьного образования в России. Морская академия создавалась по образцу французских морских училищ — как привилегированное военное учебное заведение. Принимать в нее полагалось исключительно «молодых шляхтичей» (дворянских детей), но при ПетреI в академии обучались дети и других сословий. Учащиеся считались призванными на военную службу и составляли, «морскую гвардию», разделенную на шесть бригад по 50 человек. Во главе бригад стояли офицеры, называемые «командирами морской гвардии». Воспитанники имели ружья, обучались строю и несли караульную службу. Вся жизнь академии была организована на основе составленной для нее инструкции, которая требовала соблюдения твердого режима и строгой военной дисциплины. Учащихся за проступки подвергали телесным наказаниям. При отпусках с них брали подписку, что в случае неявки в срок виновный будет отправлен на каторжные работы, а за побег подвергнется смертной казни.


Содержание образования в Морской академии определено официальным распоряжением ПетраI от 11 января 1719 г.: «...учить... арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии». По инициативе А. Л. Нарышкина в Морской академии было введено практическое изучение корабельной архитектуры, для чего учащиеся построили модель корабля. Для практического изучения морского дела учащиеся принимали участие в морских походах.


Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ. При участии Морской академии снаряжались первые географические и гидрографические экспедиции.

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих.


Школы по изучению иностранных языков.

В начале XVIII в. были созданы специальные школы по подготовке артиллеристов, инженеров и врачей.


В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Артиллерийско-инженерная школа делилась на нижнюю и верхнюю «школы» (классы, или ступени). В нижних классах, или «русской школе», учили чтению, письму и счету, в верхней школе — арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Преподавателями в основном были русские офицеры.


В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук. В марте 1719 г. открылась Петербургская инженерная школа, с которой в 1723 г. слилась вышеупомянутая московская. После этого слияния число учащихся школы доходило до 176 человек. Заведовал школой известный инженер Де-Кулон, преподавателями работали русские офицеры. В школе последовательно изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию. Окончивших направляли в воинские части.


В 1721 г. была учреждена Петербургская артиллерийская школа.


В первой половине XVIII в. положено начало и медицинскому образованию. Первая школа для подготовки врачей, известная также под названием хирургической, была открыта при Московском военном госпитале в 1707 г. Во главе ее поставлен известный врач - голландец Николай Бидлоо. Учащиеся жили при госпитале, их обучали анатомии, хирургии, фармакологии, латинскому языку, рисованию. Теоретические занятия сочетались с практической работой, в госпитале. При нем был устроен «аптекарский огород», на котором выращивались лекарственные растения. Учащиеся собирали лекарственные травы, выращивали их на «аптекарском огороде», помогали в приготовлении лекарств.


При изучении анатомии и хирургии использовался анатомический атлас, составленный анатомом Г. Бидлоо, отцом Николая Бидлоо. При госпитале был свой анатомический театр. Теоретические занятия велись преимущественно на латинском языке. Первый выпуск из школы состоялся в 1713 г., последующие происходили регулярно через каждые пять лет.

Цифирные (арифметические) школы.


28 февраля 1714 г. ПетрI издал указ об открытии во всех губерниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некоторую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет». Вскоре к обучению в цифирных школах стали привлекаться дети духовенства и купечества.


Для преподавания в открываемых цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии.


Организация школ натолкнулась на большие препятствия. Сохранившаяся обширная переписка по этому вопросу говорит о том, что очень многими это воспринималось как тяжкое бремя. Местные власти нередко отказывались предоставлять помещения для них и выделять средства на содержание учителей.


Большие трудности возникли и с набором учащихся, так как родители, чаще всего дворяне, отказывались отдавать мальчиков в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места жительства. Жестоие дисциплинарные меры, применяемые в школах, также не располагали к ним детей и родителей. Учителям предлагалось выдавать ученикам по окончании школы «свидетельствованные письма за своею рукою» и следить, чтобы без таких свидетельств им не давали «венчаных памятей» (то есть разрешения жениться).


Суровые меры не принесли желаемых результатов, и учителя цифирных школ постоянно жаловались на отсутствие учащихся. Число детей, подлежащих обязательному обучению в цифирных школах, все уменьшалось. В 1722 г. в связи с изданием «Духовного регламента» (1721) и организацией архиерейских школ Сенатом было указано обучать детей духовенства в этих новых школах. Таким образом, в конце концов все сословия, за исключением тех, кого именовали разночинцами, были освобождены от обязательной посылки детей в цифирные школы. Цифирные школы не смогли утвердиться. Они не получили поддержки в кругах дворянства и духовенства, стремившихся обособить своих детей от других сословий. Для посадских жителей школы были очень неудобными, так как находились далеко от торговых центров и посадов, общежитий и интернатов при них не имелось. Эти школы не имели достаточных средств на содержание учителей и учащихся. Грубые принудительные меры, применяемые при наборе в школы и в процессе обучения, создавали также отрицательное отношение к ним.


Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели важное значение. Они являлись первыми светскими государственными школами в провинциальной части России. Их сеть была относительно разветвленной. В них велось обучение арифметике, начальной геометрии, географии. Опыт цифирных школ послужил основанием для организации учебной работы светских школ других типов — адмиралтейских гарнизонных и горнозаводских. Многие учителя цифирных школ перешли на работу в эти школы и продолжали плодотворно трудиться в области начального обучения.

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы.




Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации обра­зования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы. Про­фессиональная направленность новой организации образова­ния являлась его главной характеристикой. В новых учебных за­ведениях главное место занимали специальные предметы: ма­тематика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т.д.

Другой важнейшей чертой образования стало преоблада­ние сословности. Внутренняя политика Петра I характеризо­валась стремлением к возвышению дворянского сословия. В итоге все создававшиеся государством средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян, гото­вившихся к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышлен­ностью и торговлей. Однако нередко в эти школы принима­ли детей и из других сословий. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство, ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо образования. Все школы создава­лись по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных до­статочно широким народным слоям, было открытие цифир­ных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к госу­дарственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовитель­ный этап для последующей профессиональной подготовки. Поэтому первоначально предполагалось, что эти школы бу­дут посещать не только дети солдатские и посадские, но и дети духовенства, дворян, приказных. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В каче­стве учителей использовались ученики московской школы ма­тематических и навигацких наук. Однако организация и рабо­та этих учебных заведений столкнулись с трудностями, по­скольку они располагались на большом расстоянии от домов учеников. Для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом, приме­няли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу си­лой. Поскольку военная и гражданская служба дворянина с этого времени требовала первоначального обучения, своего рода прохождения учебной повинности, без которой ему зап­рещалось даже жениться, то родители изыскивали причины, по которым дети могли бы не посещать эти школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или в сто­личных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал синод. Таким образом, цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудно­сти материального плана постепенно привели к почти повсе­местному их закрытию. Однако опыт их создания, безуслов­но, обогатил отечественную педагогическую практику.

Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. от­крывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель кото­рых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 г. при ар­тиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали гра­моте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу, а в 1721 г. вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г., затем аналогичные школы – в Ревеле и Кронштадте. Все эти новые школы назывались «русскими», так как там препода­вали чтение, письмо и счет на русском языке, в отличие от других – «разноязычных», где главным образом изучались ино­странные языки с целью подготовки переводчиков.

В это же время создавались горнозаводские школы, в ко­торых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Каре­лии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению, письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу. Здесь же учили горному делу юно­шей, уже работающих на заводах, а воспитанников Москов­ской школы математических и навигацких наук – доменно­му, кузнечному, якорному.

В 1701 г. в Москве под руководством широко образованно­го ученого-математика, астронома, географа и видного го­сударственного деятеля Якова Вилимовича Брюса (1670–1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чи­нов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Однако постепенно школу ста­ли посещать почти исключительно дворянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или «русская», учила пись­му, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, три­гонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.

В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения, та­кие как Московская инженерная школа (1703), Петербургс­кая инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийс­кая шкода и др.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей – хирургическая школа. В со­держание обучения входили анатомия, хирургия, фармако­логия, латынь, рисование; обучение велось преимуществен­но на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся «ап­текарский огород», на котором учащиеся выращивали ле­карственные растения. Был свой анатомический театр.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и го­сударственного аппарата. Для удовлетворения этой потреб­ности открывались школы, где готовились канцелярские слу­жащие (1721).

Все эти и другие новые «петровские» школы развивались, играя положительную роль в распространении грамотности и определенных профессиональных знаний и умений среди низших и высших сословий России.

Образцом для большинства из них служила Школа мате­матических и навигацких наук, открытая в Москве в поме­щении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 г. здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. За прогулы взимали денежные штрафы, которые пополняли школьную казну. В случае не­уплаты штрафов применялись телесные наказания; за побег из школы предусматривалась смертная казнь, за ходатайство об отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. Вообще принудительный характер обучения в петровскую эпоху, когда казарма, канцелярия и школа одинаково явля­лись местом службы, подкреплялся еще и жесткой солдат­ской дисциплиной, применением к школам уголовного ко­декса. Такими варварскими методами Россия приобщалась к западноевропейской культуре. В 1715 г. школа была переведе­на в Петербург и переименована в Морскую академию.

При достаточно поспешном учреждении школ в петровс­кую эпоху организация их зачастую не была удовлетворитель­на. Часто это были, по сути, школы полурусские, так как русских учителей было мало и для преподавания приглаша­лось большое число иностранцев. Кроме того, первые про­фессиональные школы, несмотря на свою конкретную обра­зовательную задачу, выпускали «служилых людей на всякую государственную потребу», т.е. одновременно и военных и граж­данских чиновников, как, например, Навигацкая школа. От­сюда энциклопедичность образования, многопредметность, граничившая с хаотичностью: учебный курс мог включать ма­тематику, историю, географию, статистику, философию, тех­нологию, рисование и т.д. При этом сами по себе предметы были весьма обширны, в философию, например, одно время входила логика, психология, эстетика, риторика, нравоуче­ние, право естественное, право народное. Такое положение приводило к тому, что курс за недостатком времени прохо­дился не полностью, уровень образования тем самым сни­жался. Вместе с тем акцент на профессиональную подготовку в начале XVIII в. привел к тому, что государственных школ действительно общеобразовательного характера в России долго не создавалось.

Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовав­шиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.

Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заве­дениях, через которые еще в XVII в. в страну стало прони­кать западноевропейское образовательное влияние. Именно оно способствовало расширению целей обучения и измене­нию образовательных курсов и тем самым косвенно положи­ло начало российским просветительским реформам. Однако жесткая политика Петра I по отношению к церкви, стрем­ление полностью подчинить ее царской власти и государ­ству, желание иметь духовенство, поддерживающее преоб­разования в стране, а также появление нового, светского направления в обучении и воспитании не могли не отра­зиться на духовно-церковных учебных заведениях.

Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семина­рии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения ста­ли восприниматься как профессиональные. Кроме того, прави­тельство стало требовать, чтобы в духовные школы принима­лись лишь дети духовенства, для чего даже составлялись специ­альные списки. Наборы в школы происходили в неопределенные сроки в зависимости от количества учеников. Поступившие ис­пытывались в течение года, а затем решался вопрос об их воз­можности учиться, однако исключали крайне редко: «буде по­кажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки ско­рый клеветник, непокорна». Принятый ученик должен был оставаться в школе до конца учения, о чем давал письменное обязательство. В школах были распространены суровые наказа­ния, однако ученики, несмотря ни на что, часто убегали. За укрывательство беглецов из школы духовенство подвергалось денежным штрафам, лишению места и телесным наказаниям. Таким образом, постепенно устанавливался новый порядок образования духовенства: все дети этого сословия должны были учиться в духовных школах, в ином случае по указу 1708 г. их ведено было отдавать в солдаты.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духов­ных школ. Они получили название архиерейских, были толь­ко начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в госу­дарстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы. Она давала ученикам широкий курс об­разования и, по сути, являлась повышенной школой. Она была открыта в 1706 г. братьями Лихудами, которые работали в ней учителями. По примеру Московской славяно-греко-латинской академии в Новгороде изучали греческий и латинский языки. Петр I использовал эту школу для подготовки к государствен­ной службе дворянских детей. За 20 лет работы в ней было обучено большое количество православных россиян.

Новгородская школа являлась образцом при создании но­вых духовных школ и одновременно готовила учителей для них. В 20-е гг. XVIII в. под началом этой школы было открыто 15 «мень­ших школ», в которых работали ученики из Новгорода.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701--1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но, тем не менее, в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Заключение

Преобразования носили прогрессивный характер. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России -- она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры.. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства.

Реформы неотделимы от личности Петра I -- выдающегося полководца, политического и государственного деятеля, поставившего свой талант и способности на службу дворянскому классу. Это “действительно великий человек”,- сказал о Петре I Ф. Энгельс. Противоречивая, во многом объясняемая особенностями своего времени фигура Петра постоянно привлекала и привлекает внимание писателей, художников, деятелей театра и кино, композиторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: