Почему родителей первоклассников не пускают в школу? Запрет на гаджеты в школе – закон или произвол? Имеет ли право учитель обязан.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса . Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

Вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

Длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

Кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской - если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Как известно, Конституция Российской Федерации регламентирует неотъемлемое право ребенка на получением им дошкольного и среднего образования бесплатно в соответствии с государственными стандартами. Но, это не означает, что в образовательном учреждении не возникнет обратных требований к учащимся и их родителям.

Каждое образовательное учреждение, будь оно государственное или частное, обладает Уставом ОУ, в котором регламентирован порядок функционирования предприятия, права и обязанности его участников, в данном случае - учащихся и сотрудников.

В данной статье мы рассмотрим права и обязанности детей в школе, какие накладываются ограничения на каждого, а также подскажем, как защитить права ребенка в школе, если они нарушаются членами данного ОУ.

Как говорилось выше, законодательство РФ устанавливает обязательное получение среднего образования ребенком по стандартам качества ФГОС. Для этого, каждый родитель обязуется обеспечить получение знаний для своего чадо. Это может быть общая образовательная программа, либо подготовленная индивидуально при необходимости (согласно медицинским заключениям).

Учебная нагрузка определяется Уставом ОУ, он же регламентирует порядок и режим занятий в соответствии с регламентом Департамента Здравоохранения населенного пункта.

Вся информация, получаемая детьми, должна соответствовать их возрасту и интеллектуальному развитию.

Конечно, ребята могут превышать своих сверстников в развитии, в таком случае, для одаренных детей существует усложненная программа и различные олимпиады.

В соответствии с Уставом возможно оказание дополнительных платных услуг по образовательным направлениям для желающих.

Напротив, изучение Канта для детей начальных классов не совсем целесообразно. Для отстающих учеников должны быть созданы специальные условия: с учетом графика работы ОУ учитель обязан помочь ребенку сдать материал по теме.

Главное неотъемлемое право каждого человека - быть выслушанным (еще лучше - услышанным), а также свободное волеизъявление и самовыражение.

Все оценки работ, проделанных обучающимися должны быть объективными и отражать реальный уровень знания и умений ребенка по данному предмету. Исключается субъективное отношение учителя к ученику, которое провоцирует отметку не соответствующую этим показателям.

Также, ученики должны быть осведомлены о своих оценках, их сокрытие недопустимо. Перед проведением контрольных или проверочных работ, обучающиеся должны быть заблаговременно предупреждены, а результаты проведения могут быть как конфиденциальными, так и обозримыми, в зависимости от требований ученика.

В школе ребятам не может быть навязана никакая религия, верование или убеждения. Каждый ученик имеет право на свободу волеизъявления и вероисповедания, поэтому они легко могут отказаться от участия в мероприятиях, носящих религиозный характер и никто не вправе их заставить посещать подобные курсы, также дети не обязаны озвучивать и высказываться по поводу своих религиозных предпочтений.

Как и все люди при занятии интеллектуальной образовательной деятельностью, ребята утомляются и должны иметь возможность отдыхать в каникулярное время, установленное каждой школой индивидуально, либо по государственной инициативе. Между уроками и сменами предполагаются перерывы для отдыха и обеда.

Любой учащийся имеет возможность принимать участие в общественной жизни школы, выступать на олимпиадах и конференциях, других образовательных и развлекательных мероприятиях.

Любое ограничение инициативы ребенка чревато его деградацией и снижением успеваемости.

При соблюдении вышеописанных прав процесс обучения будет приносить радость обучающимся и чувство уважения их человеческого достоинства.

В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.

Обязанности ребенка в школе

Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям. Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности.

Кратко перечислим основные обязанности детей в школе:

  • появление на занятиях вовремя без опозданий;
  • опрятный внешний вид и деловая форма одежды;
  • сменная обувь;
  • наличие необходимых учебных материалов и канцелярских товаров;
  • нельзя употреблять ругательных слов и непристойные жесты;
  • нельзя без разрешения медицинского работника или классного руководителя покидать заведение в учебное время;
  • если ребенок отсутствует в школе более трех дней, он должен предоставить справку;
  • запрещено курение на территории школы и употребление стимулирующих веществ;
  • каждый обучающийся должен уважать достоинство окружающих его педагогов и детей;
  • запрещено применение любых насильственных действий;
  • запрещается приносить на территорию школы взрывчатые, колющие-режущие, спиртные, огнеопасные, наркотические вещества.
Если обучающимся не соблюдаются права и обязанности сторонних людей, к нему будут применяться меры дисциплинарного характера со стороны руководства.

Каждый ученик должен бережно относиться к имуществу заведения, где он обучается и имуществу других детей.

За это он несет материальную ответственность, в отдельных случаях может применяться уголовное наказание за порчу чужого или казенного имущества.

В обязанности также входит участие в благоустройстве образовательного учреждения и его территории, в пределах разумных физических усилий без принуждения сверстников или учителей.

Любое нарушение дисциплины на уроках, невыполнение домашних заданий или других требований преподавателей в отношении учебного процесса может повлечь наказание.

Часто родителей интересует вопрос о том, обязан ли ребенок питаться в школе
. Ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

Законодательством Российской Федерации возлагается на образовательное учреждение обязанность организации питания воспитанников. То есть, предусматривается помещение для столовой и выбор продуктов питания в ней.

Но, если вас или вашего ребенка не устраивает качество питания в школьной столовой, вы вправе отказаться от него, написав заявление на имя директора.

Никто из преподавателей или управленческого персонала школы ни в праве понуждать вашего ребенка питаться вместе со сверстниками в столовой.

Защита прав ребенка в школе

Каждый ребенок имеет право развивать свои таланты и умения, физические и интеллектуальные способности в образовательном учреждении и, любое посягательство на прекращение или ограничение этих полномочий со стороны педагогов или других ребят должно быть наказуемо.

При допущении насилия любого характера в отношении воспитанников применяется уголовное наказание в отношении обидчика.

Как защитить права ребенка в школе?

Для этого необходимо сформулировать жалобу на имя директора школы и документально оформить ее. Если ваша просьба будет проигнорирована, вы вправе обратиться в прокуратуру или департамент образования населенного пункта, а также непосредственно с иском в суд.

Заключение

Знание своих прав поможет ученику и его родителям отстоять вое достоинство в лице образовательного учреждения при возникновении разногласий. Для этого, мы советуем досконально изучить вышеизложенные положения.

Нельзя забывать о том, что на каждого ученика возлагается определенный уровень ответственности на момент прибывания в школе.

Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Что делать?

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные дополнительные занятия, факультативы

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка . Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам». Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

А вот теперь обратимся к вам, уважаемые родители.

Многих из вас наверняка волнует, какие же права вы имеете по отношению к школе? Можно ли вам присутствовать на уроках? Имеете ли право смотреть классный журнал? Могут ли вам отказать в помощи, когда вы не знаете, как помочь своему ребёнку? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в этой статье.

Традиционно будем обращаться к законам – «Об образовании в РФ» , да и эта статья написана на основании именно этого закона.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (закон «Об образовании в РФ», ст. 44, п.1).

Если вы считаете, что воспитывать вашего ребёнка должна школа, то это не так. Именно вы, родители, обязаны заложить основы в ребёнке. С нынешней переполненностью школ и детских садов педагоги просто не имеют возможности уделять достаточно времени детям, как бы они не старались. Образование постараются дать, потому что это входит в их должностные обязанности и проверяется министерством, ГОРОНО, администрацией школы, а вот про воспитание всё равно будут спрашивать с вас.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (закон «Об образовании в РФ», ст. 44, п.2).

С вопроса «Может ли школа помочь родителям?» я начала эту статью. Помощь вам обязательно должны оказать, какая она может быть :

  • помощь в освоении программы по одному или нескольким предметам (чаще всего учителя в этом не отказывают, но всё зависит от их желания помочь, терпеливости и наличия свободного времени). Если вы хотите попросить своего учителя быть репетитором, то знайте, что он на это не имеет право. Позаниматься бесплатно можно, всё зависит от учителя, но за деньги – попросите другого (можно из этой же школы).
  • Психологическую (как ребёнку, так и вам). Если у вас возникла проблема в воспитании, недопонимание и т.д., вы можете обратиться к классному руководителю, а также к школьному психологу. Даже завуч и директор вполне могут оказать вам такую помощь и попробовать решить ваш вопрос. Если же вы по каким-то причинам не хотите обращаться за помощью в школу, то можете отправить свой вопрос на электронный адрес нашего сайта admin@сайт , мы обязательно постараемся вам ответить в ближайшее время.
  • ПМПК . Эти страшные 4 буквы очень пугают родителей в начальной школе. Ребёнок не успевает по предметам, у него плохое поведение, неусидчивость – всё это может стать причиной обращения педагога и администрации школы к ПМПК (Психолого – медико – педагогическая комиссия). Пугаться её не нужно, во многом она может вам даже помочь. Ели вам предстоит эта комиссия в ближайшее время и волнуетесь, то прочитайте В Германии, если в начальной школе у ребёнка есть какие-то отклонения, он уже вряд ли сможет поступить в колледж и учиться среди умных ребят. В России каждый ребёнок имеет второй шанс, и если у него есть какие-то проблемы, ПМПК может определить его в коррекционный класс или в класс с упрощённой программой, но это не закроет ему пути в получении даже высшего образования.
    Просто успокойтесь, занимайтесь ребёнком и всё получится.

Какие права для родителей обещаны законом «Об образовании в РФ» (далее по ст. 44 закона «Об образовании в РФ»)?

  • выбирать школу, формы обучения (в разных школах могут быть разными, например, в гимназиях и лицеях), язык обучения, факультативы и элективные курсы (дополнительные курсы по определённому предмету);
  • дать ребёнку образование в семье (семейное образование) и в любое время продолжить образование в школе;
  • ознакомиться с уставом школы (сделайте это обязательно, опора на пункты устава может помочь в решении многих конфликтов, потому что у вас есть законные основания (статьи устава)), программой, по которой учатся дети, лицензией и т.д.;
  • узнать методы обучения и воспитания детей в школе, а также оценки ;
  • защищать права и интересы своего ребёнка (вы его представитель);
  • знать обо всех обследованиях детей в школе (медицинских, психологических и т.д.), для этого вам за несколько дней обязаны дать листки, в них вы подписываетесь, что согласны или не согласны; вы также имеете право знать результаты этих обследований;
  • принимать участие в управлении школой (для этого нужно как минимум посещать , а как максимум быть в составе родительского комитета).
    Для того, чтобы родители знали, что происходит в школе, организуются общешкольные родительские собрания. На них выступают обычно завуч или директор, могут и учителя. Также есть собрания председателей родительского комитета. Они решают насущные школьные вопросы (ремонты, организация праздников, решение общешкольных проблем, например, наркомании и т.д.)

Родители обязаны:

  • обеспечить получение среднего образования (9 классов). Сюда входит: обеспечить одеждой (в том числе форменной школьной), место для приготовления уроков, благоприятная обстановка (в конфликтах и ссорах ребёнку сложнее хорошо учиться), обеспечение канцтоварами и другими нужными для учёбы вещами;
  • соблюдать внутренний распорядок школы (режим занятий), требования устава и другие документы, связанные со школой и родителями;
  • уважать честь и достоинство учащихся и работников школы.
    Все дети школы – такие же дети, как и ваш ребёнок. Представьте на месте других своего ребёнка, и вам вряд ли захочется, чтобы к нему было плохое отношение. Любые конфликты в школе следует решать только с классным руководителем и администрацией, но ни в коем случае не самому. Также и работники школы (учителя, техперсонал, работники столовой и т.д.) такие же люди, как и вы. Школа – это их работа и если возникают какие-то разногласия, стоит их решать в спокойном тоне. Им ведь потом с детьми взаимодействовать. Вам же не хочется, чтобы на вашего ребёнка сливали всю отрицательную энергию?

На что в школе родители имеют право? (ст. 45 закона «Об образовании в РФ»)

  • Направлять обращения в высшие органы образования, если школа несправедливо нарушила ваши права или права вашего ребёнка. Такие заявления обязательно должны рассмотреть. Но как всегда сначала советую разобраться в ситуации, выяснить причины такого отношения и т.д. И если вы уверены в своей правоте, то обращайтесь в высшие органы.
  • Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (создаётся в самой школе). Пишется заявление директору школы (как написать – смотрите , в заявлении укажите причину обращения и просьбу собрать по этому делу комиссию с участием виновников и пострадавших); если потребуется образец, то сообщите об этом, пожалуйста, в комментариях к статье.

Что может родитель делать в школе?

  • Вы можете присутствовать на уроках вашего ребёнка , но только заранее попросив об этом учителя и назначив время.
    Очень полезно данное посещение уроков (почаще и в течение всего года) родителями трудных детей. Зачастую они не знают, какой их ребёнок вне дома. Дома он может быть душкой и лапочкой, а в школе тираном, непоседой, двоечником. Посмотрите на своего ребёнка, на других, поговорите с учителями. Вы намного лучше узнаете своего ребёнка, и это только сблизит вас. Почитайте совет одной мамы в конце , которая посещала уроки своего ребёнка в течение года, я считаю его очень мудрым.
  • Узнать оценки своего ребёнка (но не других, так как это нарушает закон «О персональных данных».
  • Получить разъяснения о том, почему ребёнок получил ту или иную оценку, замечание.

Что школа не имеет права делать по отношению к родителю?

  • отказать в получении информации об его ребёнке;
  • не пускать родителей в школу (всякие отмазки, типа «у вас нет медосмотра» и пр. незаконны!);
  • оскорблять.
    К счастью, такие случаи в школе случаются нечасто. Школа всегда рада тому, что родители интересуются своим ребёнком. Ведь идеал воспитания и образования – когда школа и родители делают это вместе и не противоречат друг другу.

И последнее, что я скажу – про отношение родителей к учителям и школе.

Частая ошибка родителей – ругать учителей и школу за какие-то недочёты в их работе:

1) «Ваша училка по биологии какая-то тупая – за две ошибки уже ставит «тройку»!»

2) «Ненавижу нашу дибильную школу, что за отвратительное место!»

3) «Я умнее вашего классного руководителя!»

И прочее и прочее.

Все эти негативные отзывы о школе в ребёнке формируют негатив к месту, где он учится. Учителей он перестаёт уважать. Какой результат? – Плохая успеваемость, нет дисциплины, ребёнок может стать «изгоем» для злопамятных учителей. К чему это ведёт? – К комплексам неполноценности, недостаточности знаний и т.д.

Если учитель хороший – скажите ребёнку: «Как тебе повезло с учителем!», а если нет, то не высказывайте свой негатив вслух при ребёнке. Учителя и школа – вторая семья для ребёнка, его работа. А нелюбимая работа сами знаете к чему приводит. А мы ведь хотим только самого лучшего своему ребёнку!

Читайте законы, устав школы. Посещайте родительские собрания и уроки. Не ругайте учителей при ребёнке. У него не будет неприязни к школе, а вы будете в курсе всех дел. Добрых вам благ, до новых встреч.

Каждый имеет право на образование – так написано в Конституции, там же изложено, что бесплатное. Но тут же стоит уточнить – речь идет только о государственных школах. Естественно, если ребенок учится в какой-либо частной школе, ему необходимо платить за свое обучение. Но, учась в обычной, муниципальной, школе, ученик не обязан сдавать деньги на что-либо. Частыми на родительских собраниях бывают просьбы учителей и администрации сдать деньги в фонд школы, на ремонт или покупку новой техники и оборудования. Нужно помнить, что это не является обязательным: сдавать или не сдавать – решает только сам ученик и его родители.

Дополнительные занятия

Данный пункт касается различных факультативов, которые могут быть добавлены в учебный план. Каждая школа составляет определенный учебный план для каждого класса: в нем детально изложены все предметы, которые должны пройти в этом году, и количество часов, которое выделяется на эти предметы. Если администрация решила ввести какой-либо факультатив – это право школы, но ходить на него или нет – решает ученик, так как эти занятия добровольны.

Труд

Закон «Об образовании», а именно статья 50, гласит, что принудительный труд учащихся запрещен. То есть ученик вправе не согласиться выполнять какую-либо трудовую деятельность. Никто из администрации не имеет права заставить учащихся, например, взять грабли и пойти на субботник. На это должно быть получено согласие не только учеников, но и их родителей. Конечно, часто школе действительно бывает нужна экстренная помощь, но тогда администрация должно просто попросить, а ни в коем случае не приказывать.

Дисциплина

Весьма распространено, что учитель не пускает ученика в , причем он может аргументировать это разными причинами: во-первых, это может быть , во-вторых, некорректный внешний вид. Но нигде не указано такое право учителя, как не пускать ученика на урок. Это его прямая обязанность, работа, за которую он получает зарплату. Если даже ученик опоздал, зайти в класс он имеет право, но учитель может его наказать: обычно меры наказания указаны в уставе школы – оставление ученика после уроков и др. Когда ученик сталкивается с такой проблемой, он должен заявить об этом администрации школы. Если проблема после этого не решилась, он имеет право обратиться в инстанцию выше – комитет образования, где этим делом займутся детально.

Образование в школе закладывает базовое сознание у учащихся. Это касается как духовных и моральных ценностей, так и, конечно, знаний. Но случаи о несправедливом отношении учителей и администрации школ к учащимся – не просто слух. Поэтому нужно знать свои права и отстаивать их при необходимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: