Психологические структурные образования личности самосознание. Самосознание – что это в психологии

Самосознание – относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом. Но что интересно: построение взаимоотношений зависит от самосознания человека. Как это противоречие объяснить и как развивается самосознание – читайте в статье.

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его .

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию . Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним . На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее . Выражается в трудности цели .

Структура Я-концепции

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей , отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Зачаточное самосознание

Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

Ошибки в развитии самосознания

Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
  3. Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.

Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:

  • низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
  • реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
  • неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.

К другим нарушениям в развитии самосознания относится:

  • неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
  • искаженный образ Я;
  • (искаженное представление своей роли в мире);
  • патологии (психические расстройства и заболевания).

Функции самосознания

Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.

Среди других функций можно выделить:

  • обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не пропускать во внутренний мир некоторые внешние факторы, если те не соответствуют чему-то из Я);
  • интерпретация индивидуального опыта, то есть характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепция объясняют, почему два человека могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, то есть Я-концепция не только трактует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
  • определение ожиданий, то есть того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также видением ситуации).

Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.

Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлением о себе («образ "Я"») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа "Я"» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Один из ведущих отечественных исследователей проблемы самосознания В.В. Столин, анализируя место самосознания в психической организации человека, пишет: «Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата...».

Понятия «Я» и самосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Тем не менее А.Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в целом как нерешенную, «ускользающую от научно-психологического анализа».

Проблема самосознания человека чрезмерно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает и как объект для самого себя.

Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И.С.Кон дает следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ "Я"».

Психологическую сущность «Я» другой видный отечественный исследователь А.Г. Спиркин охарактеризовал следующим образом: «Под понятием "Я" имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. "Я" -- это регулятивный принцип психической жизни, сам о контролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании. "Я" предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя».

И.С.Кон также считает, что «образ "Я"» - это не просто отражение в форме представления или понятия, асоциальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента:

  1. познавательный (когнитивный) - знание себя;
  2. эмоциональный (оценка своих качеств);
  3. поведенческий (практическое отношение к себе).

И.И. Чеснокова в структуре самосознания также выделяет 3 взаимосвязанных компонента: самопознание; эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной И.С.Коном.

Мы уже отмечали, что образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности. Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Но образ «Я» вместе с тем и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и «фантастическое Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в конце концов, может его жестоко травмировать, ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности...

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в том случае, когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа, с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Экспериментально показано, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Исследование уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее позитивные качества личности.

Самосознание - это осознание человеком самого себя. Осознание своей непохожести ни на кого другого. Осознание своих эмоций, чувств, переживаний, своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, мотивов, инстинктов, действий.

Самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ «Я».

«Образ «Я» -- это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

  • 1. Познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;
  • 2. Эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;
  • 3. Поведенческий - особенности регуляции поведения.

Самосознание не рождается вместе с человеком: у ребёнка нет такого свойства. Ребёнок не воспринимает себя самостоятельным субъектом. Скорее, он смотрит на себя глазами окружающих как будто со стороны. По наблюдениям учёных приблизительно с двух-трёх лет ребёнок начинает пользоваться местоимениями «я», «мой» и осознавать свою «единственность», особенность. Чем старше ребёнок, тем больше он осознаёт свои личные качества, тем большее значение приобретает его самооценка. Значит, самосознание появляется и проявляется в результате развития человека.

Выделяют несколько стадий развития самосознания:

Первая стадия - это осознание своего «Я» ребёнком от года до двух лет.

Вторая стадия - ребёнок от 2 до 3 лет осознаёт себя создателем, делателем; он понимает разницу между своими и чужими действиями.

Третья стадия - к 7 годам человек уже может оценить себя и свои поступки.

Четвёртая стадия - это возраст подростков и юношей, когда молодые люди активно ищут себя, свою манеру поведения. В 10-11 лет человек начинает проявлять особый интерес к самому себе, к своему внутреннему человеку; это самый активный «самопознавательный» этап.

На становление и развитие самосознания влияют следующие факторы:

В первую очередь, это оценки окружающих: друзей, родных, знакомых.

Во-вторых, это собственная оценка (самооценка), причём, имеет значение соотношение реальной оценки и идеальной. Ведь не всегда человек может объективно оценить себя. Мы часто преувеличиваем свои достоинства и стараемся «спрятать» недостатки. Трудно быть объективным, особенно если речь идёт о самом себе. И наконец - это собственная оценка итогов своей деятельности. эмоциональный оценивание самосознание психология

Все составляющие взаимно связаны: самосознание состоит из познания самого себя и из отношения к самому себе. Благодаря самосознанию человек прогнозирует и регулирует своё поведение. Без него не достигнешь внутренней гармонии и согласованности, учитывая и прошлое, и настоящее, и будущее. Оно определяет характер и даёт оценку приобретённому жизненному опыту. Также, даёт направление ожидаемому в будущем поведению. Самосознание не всегда объективно. Иногда, оно передаёт жизнь и окружающую действительность не совсем так, как это осознаётся другими, то есть человек воспринимает себя так, как ему удобно или хочется. Взрослея, приобретая жизненный опыт, переосмысливая жизнь, становясь более мудрым, человек начинает понимать своё предназначение - кто он, зачем пришёл в этот мир, какова цель его жизни. Он осознаёт себя не отдельно взятой личностью, а человеком, имеющим отношения с другими людьми, коллективами, группами. Если поменять окружение, поменяешься и сам. Значит, и отношение к себе тоже поменяется.

При изменении жизненных ситуаций или обстоятельств, в новых коллективах, при изменении семейного положения или социального статуса, у человека меняется сознание, самоотношение, самооценка; меняется его внутренний мир, взгляды, отношения с другими.

Самосознание продолжает формироваться (и может меняться) всю жизнь. Появляются новые отношения, новые виды деятельности, новые знакомства, которые могут существенно поменять сознание человека.

Отношение человека к самому себе зависит от отношения к нему других людей и их оценки. Одна встреча с новым человеком может радикально изменить жизнь. При этом и сам человек меняется. Наиболее подвержены влиянию дети (их сознание открыто для любой информации), поэтому их так легко «перевоспитывает» дурной пример (телевизор, интернет, друзья с улицы и т.п.).

В самосознании соединились три линии отношений:

  • 1. - отношение к самому себе;
  • 2. - отношение к окружающим;
  • 3. - отношение окружающих.

Значит, самосознание определяет наши отношения с самими собой, с людьми и отношение людей к нам.

Формирование отношения к самому себе происходит в самую последнюю очередь, после того, как самосознание уже определилось с отношениями к событиям, явлениям, предметам, другим людям. После приобретения жизненного опыта самосознание начинает «работать» с собственной структурой сознания, изучать его, анализировать, оценивать (самоанализ, самооценка).

Самооценка может меняться, становиться лучше. Самооценка регулирует поведение человека, уравновешивает его желания и возможности. Адекватную самооценку может сделать зрелое сознание.

Самосознание помогает ставить цели и достигать их, помогает наполнять жизнь смыслом и делать человека ценным.

Самосознание помогает контролировать наше поведение, даёт нам чувство ответственности. Самоконтроль требует усилия воли.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя, в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток тождественности сознания появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г. Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но, в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то есть знание о другом, то самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание, является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальнось в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Понятие о самосознании. Взаимосвязь между сознанием и самосознанием
Нейропсихологические механизмы развития сознания и самосознания

Самосознание личности

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
· сознание отличия себя от остального мира;
· сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Критерии самосознания:
· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
· осознание своей активности - «Я управляю собой»;
· осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
· моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
· осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
· познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человек а:
· отношение к себе;
· отношение к другим людям;
· ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
· эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»);
· группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к нашей группе, он - хороший»);
· просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»);
· эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром и с богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в ношении к другому человеку»).

Понятие о самосознании. Взаимосвязь между сознанием и самосознанием
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение |к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания:
· построение отношений;
· познание;
· переживание.
Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность человека по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность человека по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
· биодинамические свойства движений, опыт действий;
· чувственные образы.
Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
· значение;
· смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.
Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание :
· рождается в бытии,
· отражает бытие,
· творит бытие.
Функции сознания :
· отражательная,
· порождающая (творчески-креативная),
· регулятивно-оценочная,
· рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

· отражение мира,
· мышление о нем,
· способы регуляции человеком своего поведения,
· сами процессы рефлексии,
· свое личное сознание.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:
· образ,
· операционное и предметное значение,
· осмысленное и предметное действие.
Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые мы и овладеваем через использование языка.
Взаимодействие сознания и подсознания
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализировать. Выделяют:
· подсознательное - те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
· собственно бессознательное - такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.
Фрейд считал, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него возрастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать, сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.
Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил её в основу терапевтической практики психоанализа.

Психоанализ — это поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожная помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает:
· поиск очага (его вспоминание);
· вскрытие его (перевод информации в словесную форму);
· переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью;
· ликвидацию очага возбуждения;
· нормализацию психического состояния человека.
Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.
Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Психические состояния человека
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения :
· мотивационно-побудительное;
· эмоционально-оценочное;
· активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).
Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т. е. психические состояния определенных общностей людей (микро и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний - общественное мнение и общественное настроение.
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.
Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).
Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.
Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.).
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

· в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;
· в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.;
· в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;
· в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;
· в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
· в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;
· в зависимости от причин, их вызывающих;
· в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
Можно выделить типичные положительные (стенические) – любовь и т.д. и отрицательные (астенические) – горе, например, психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации, в экстремальных условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.
В состоянии психической напряженности следует выделить состояние сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т. е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями.
Состояния сна. Роль сна
Традиционно психология признает два состояния сознания , присущих всем людям:
· сон, рассматриваемый как период отдыха;
· состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков.
Таким образом, бодрствование - это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.
В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон - это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Так, недостаток сна существенно сказывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыслительная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после 2-3 дней лишения сна. Сейчас известно, что сон - не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый, парадоксальный сон» в зависимости от особенностей мозговой активности.

Согласно гипотезе Хартмана (1978) , отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации.
Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность, вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971) показали, что сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание.
Согласно гипотезе Френча и Фромма , в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, т. е. сновидения представляют собой механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеобразным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное бессознательное способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных событиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душевных болевых точках и т. п.).

Список рекомендованой литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
2. Асмолов А. Г. Психология. - М., 1990.
3. Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.
4. Зинченко В. П. Мифы сознания и структура сознания // Вопр. психологии. - 1991. - № 2. - С. 15-36.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
6. Рубинштейн С. Л. Основи общей психологии. - М., 1948.
7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.
8. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М., 1977.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресе, 1990.

  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • Структура самосознания личности.

    Существует несколько концепций. Наиболее простое толкование представлено у В.С. Мухиной, в соответствии с которым самосознание формируют:

      Идентификация с телом и именем

      Самооценка

      Представление о себе, как о представителе определенного пола

      Представление о себе настоящем, прошлом и будущем

      Оценка себя в социуме

      Сознание своего «Я» как активного начала

      Сознание тождества своей личности

      Осознание своих психических свойств

      Социально-нравственная оценка своих психических свойств.

    Согласно этой концепции все компоненты самосознания связаны между собой, потому что определяются направленностью личности. А также, компоненты самосознания связаны с познанием внешнего мира, и, прежде всего социального мира.

    Сравнивая эти две модели структуры самосознания, можно выделить то, что их объединяет. Все компоненты самосознания формируются в процессе субъективной активности, направленной на осознание того, что позволяет человека идентифицировать себя.

    По мнению В.В. Столина (1983) единицами самосознания являются:

      На органическом уровне образ самого себя (схема тела и самочувствие);

      На индивидном уровне – воспринимаемая оценка себя другими и самооценка;

      На личностном уровне – конфликтный смысл «Я», который включает в себя когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты.

    Конфликтный смысл «Я» появляется после совершения поступка, или в результате его предвидения, так как поступок всегда предполагает выбор человека как субъекта деятельности. Именно конфликтный смысл «Я» запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.

    Функции и процессы самосознания.

    Изучению функций самосознания в отечественной психологии так же уделено много внимания. По мнению И.И. Чесноковой (1977) основными функциями самосознания являются:

      Самопознание

      Эмоционально-оценочное отношение к себе

      Саморегуляция поведения

    Процесс самопознания происходит на двух уровнях:

    1. На уровне самовосприятия и самонаблюдения, когда складывается единичный образ самого себя и своего поведения

    2. На уровне внутренней речи как внутреннем механизме самопознания.

    Таким образом, на основе интеграции единичных «Я» образов личности возникает обобщенный образ своего «Я», который прочно усваивается человеком. Любое уточнение или обновление этого образа может переживаться как потеря внутреннего комфорта и равновесия, и приводить к активации психологических защитных механизмов.

    На основе самопознания личностью себя и различных переживаний, возникающих в ходе этого, формируется отношение личности к себе , которое сопровождается либо определенными эмоциями в свой адрес, либо оценочными суждениями.

    Существует ряд исследований, в которых самоотношение рассматривается в качестве эмоционально-оценочной системы, включающей в себя такие параметры как самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, ожидаемое отношение других людей, и все вместе интегрируется в глобальное отношение к себе. Устойчивое эмоционально-оценочное отношение личности к себе становится характерологической особенностью личности.

    Каждый акт самосознания – это взаимодействие самопознание и самоотношения. Отношение личности к себе формируется в процессе самопознания, а сформированное самоотношение влияет на весь процесс самопознания, определяя его направленность и придавая ему личностный оттенок.

    Своего высшего развития самосознание достигает при формировании планов, целей и мировоззрения личности в процессе индивидуации. Самосознание личности может определять успех и неуспех деятельности, оно обеспечивает адаптацию и эффективную реализацию потенциала личности.

    Завершая обсуждение предмета, структуры и функций самосознания, следует подчеркнуть, что оно вторично по отношению к деятельности и познанию внешнего мира. Это сложный психологический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью себя через других людей посредством идентификации и рефлексии. Это способствует возникновению внутреннего диалога с собой и формированию самооценки. Основной особенностью самосознания является осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, целей, поступков, мотивов, интересов и положения в обществе.

    Основным продуктом самосознания является обобщенный и целостный образ себя, называемый «Я - концепция». При этом «Я – концепция» личности является таки внутренним образование, которое определяет направление деятельности человека, стратегии его поведения и стили взаимодействия с окружающими.

    ПОНЯТИЕ И ТЕОРИЯ «Я – КОНЦЕПЦИИ».

    Сам термин «Я - концепция» не имеет строго определенного терминологического значения. Часто он заменяется такими понятиями, как «самосознание», «самоотношение», «самооценка», «Я – образ», «Я».

    В исследованиях отечественных и зарубежных психологов признается наличие в структуре личности устойчивого сущностного ядра, которое формируется в процессе жизни.

    Обычно под «Я – концепцией» понимается относительно устойчивая система представлений индивида о себе самом, в определенной степени осознанная и переживаемая как неповторимая. Ее формирование происходит постепенно в процессе развития и социализации личности. Важно отметить, что «Я – концепция» является не статичным, а динамичным психологическим образованием.

    Формирование, развитие и изменение Я – концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Внешними факторами является социальное окружение и, прежде всего семья. Причем это влияние не только сильно воздействует в период ранней социализации, но продолжает играть важную роль в подростковом и юношеском возрасте.

    «Я – концепция» в трудах зарубежных ученых.

    По мнению Р. Бернса (1986), Я – концепция представляет динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность и включающую в себя убеждения, оценки и тенденцию поведения. Ее формирование происходит в процессе социальных контактов индивида. Я – концепция действует как своеобразный внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, его ожидания от этой ситуации и соответственно поведение.

    Согласно теории З. Фрейда, человеческое «Я» включает в себя три генетически и функционально различных компонента: Эго – представляющее собой актуальное «Я». СуперЭго – идеальное «Я». А так же Оно – бессознательное «Я», ощущаемое человеком как чужеродное, но, однако присущее ему.

    К. Роджерс (1994) определяет «Я – концепцию» как интеграцию «Я – образов» личности, возникающих в процессе взаимодействия с окружающей средой. Она включает идеальный и реальный Я – образы. Понятие «реальная» не означает, что это концепция реалистична. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником совершенствования личности.

    Э.Г. Эриксон связывает формирование целостного представления о себе с развитием Эго-идентичности в случае положительного прохождения кризиса на пятой стадии жизненного цикла. В отрочестве и юности происходит интегрирование многочисленных знаний о себе и Я – образов в личную идентичность.

    «Я – концепция» в трудах отечественных ученых.

    Изучением структуры Я – концепции и содержания ее функциональных элементов занимались многие отечественные ученые.

    С точки зрения И.И. Чесноковой, «Я – концепция» личности, возникает благодаря работе внутренних процессов самосознания и появлению обобщенного образа своего «Я», включающего понятие о себе, о своей истинной сущности и ценности. Это представление в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятие и обуславливает основную линию поведения.

    По мнению И.С. Кона (1989) понятие «Я» определяется как некое структурное единство личности, связанное со всеми другими ее аспектами. «Я» включает в себя:

      Представление о своем теле и внешности

      Осознание своей особенности, индивидуальности и непохожести на других

      Социальное и мировоззренческое самоопределение

      Формирование жизненных планов

      Самореализацию и самоопределение

    Оно состоит из множества «Я – образов» личности, оставаясь при этом целостным и тождественным самому себе.

    Структура «Я»:

    Реальное «Я» является отражением реальных качеств и свойств.

    Идеальное «Я» включает социальные нормы и образцы, усвоенные личностью, уклонение от которых снижает самоуважение.

    Целостное «Я» влияет на приспособление к среде, ее познание, самореализацию и творческую активность, выбор психологических защит.

    Динамическое «Я» определяется социальным положением человека.

    Понимание «Я» И.С. Кон связывает с рассмотрением системы установок человека относительно собственной личности. Представляя собой иерархическую систему «Я» включает в себя:

      «элементарные» установки, формирующиеся на основе витальных потребностей в простейших ситуациях и проявляющиеся как готовность к действию;

      «социальные» установки, формирующихся на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций;

      базовые социальные установки, определяющие общую направленность активности личности;

      систему ценностных ориентаций, определяющую цели личности и средства их достижения, обусловленные социальными установками жизни данного индивида.

    В процессе развития личности ее «Я» обогащается различными новыми качествами, преломляющимися в системе самооценок и в сознании своей индивидуальности. При этом «Я» образ постоянно соотносится с окружающими и включает множество социальных характеристик.

    Ю.М. Орлов (1987) понимает «Я- концепцию» как относительно жесткую структуру, которая частично осознается (косвенно, через поведение), а частично существует в бессознательной форме. Ее возникновение обусловлено стремлением к эффективной жизни и деятельности. Она дает нашему поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его. А через понимание и осознание своих поступков личность постигает свое «Я».

    Согласно его точке зрения, «Я – концепция» включает:

      формальное «Я» - как осознание индивидом своей индивидуальности, и

      действующее, истинное «Я», которое управляет поведением.

    Именно действующее «Я» осуществляет сравнение «Я – концепции» с реальным поведением и реагирует на это удовлетворением, или страданием, стремясь при этом откорректировать свое поведение.

    Согласно исследованиям А.М. Иваницкого традиционный подход является одноплановым, и он вводит понятие базисного, биологического «Я», которое представлено в виде глубинных чувствований, связанных с первичным ощущением своего тела и воли.

    Е.С. Шильштейн (1999), анализируя специфику «Я» и ее уровневую организацию, формулирует представление о «Я» как о вертикально организованной части психического опыта, являющей собой единый континуум, разворачивающийся от глубинных самоощущений до вербализованных, концептуализированных представлений о себе. При этом «Я» играет структурирующую и организующую роль в системе субъективного опыта личности.

    В результате своих исследований Е.С. Шильштейн (1999, 2000) приходит к выводу, что можно говорить о двойственной природе «Я»: позитивной и проблемной. Появление проблемного «Я» происходит в подростковом возрасте, и именно оно определяет нравственный рост личности. Таким образом, первый ценностный аспект «Я» является прочной основой для личностного роста, а второй – «инстанцией развития». Функция «Я» при этом заключается в связывании ценностного и проблемного измерений личности.

    Компоненты Я – концепции.

    Существует несколько подходов к рассмотрению структуры «Я – концепции». Р. Бернс представляет «Я – концепцию» как иерархическую пирамиду, на вершине которой располагается «глобальная Я – концепция». Она включает в себя всевозможные грани индивидуального самосознания (самооценку и Я – образ). В совокупности этих установок вычленяется «реальное Я», зеркальное или социальное Я, идеальное Я. В каждой из форм «Я – концепции» можно выделить когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие.

    Когнитивный компонент «Я – концепции» отвечает за рефлексивную переработку и хранение наиболее значимой информации о себе.

    Эмоционально-оценочный (или аффективный) компонент отвечает за формирование отношения к себе в форме оптимального уровня самоуважения и самопринятия, а также набор оценочных эталонов в соответствии с социально значимыми критериями.

    Поведенческий компонент включает в себя оперативный самоконтроль и саморегуляцию как внутри, так и вовне системы. Он обеспечивает текущую коррекцию процессов самопознания и самооценивания. А так же он обеспечивает выбор поведенческой стратегии и тактики, согласованность поведения с «Я – концепцией» и актуальными требованиями ситуации.

    Отечественными учеными В.В. Столиным (1983) и С.М. Петровой(1995) отмечено, что поведенческие компоненты , входящие в структуру «Я – концепции», выполняют еще и мотивирующую функции, побуждая личность к определенной деятельности. Пусковым механизмом в этом процессе является рассогласование реального и идеального Я – образов, настоящего и будущего Я. Эти компоненты являются формой самоконтроля человека в деятельности.

    Когнитивные и эмоциональные компоненты Я – концепции обуславливают отношение с окружающими и развитие личности в целом. По мнению авторов эмоционально-оценочный компонент проявляется в виде внутреннего диалога между «Я» и «не – Я».

    «Я – концепция» личности может быть позитивной и негативной. При этом человек всегда стремиться к определенной внутренней гармонии, испытывая потребность в положительном отношении к себе. Отрицательное отношение к себе и неприятие собственного «Я» переживается личностью очень болезненно.

    Позитивная «Я – концепция» помогает человеку переработать жизненный опыт, успешно адаптироваться в обществе и достичь самореализации.

    Сложившуюся «Я – концепцию» человек всячески оберегает от информации, которая сможет внести рассогласование в ее структуру. Травмирующая для личности информация приводит к нарушению функционирования какого-либо компонента «Я – концепции» личности и переживается как потеря внутреннего контроля и равновесия.

    Внутренняя гармония «Я – концепции» восстанавливается в результате бессознательного использования защитных психических механизмов, которые, искажая или отвергая травмирующую информацию, нарушают адекватную рефлексивную переработку текущего опыта.

    В современной психологии (Каменская, 1999) психологические защиты характеризуют как механизмы, которые включаются в ситуациях реального конфликта, или неудачи, и искажают поступающую информацию, образ реальной действительности и представление о себе, но снимают внутриличностное напряжение. Ослабляя напряжение, защита сохраняет внутреннюю гармонию и регулирует поведение человека. Защита, таким образом, выполняет свою основную функцию – поддерживает позитивный «Я – образ» и сформированную картину мира. Но, в тоже время, искажая образ реальности, психологические защиты снижают уровень сознательного понимания реальности и, все дальше уводят от адекватного восприятия реального мира.

    Однако в отечественной психологии выделяются и позитивные аспекты работы психологических защит. Разрабатывается понятие «развивающего конфликта», то есть внутреннего противоречия как источника личностного развития. Согласно этой концепции защитные механизмы определяются не как искажающие реальность, а как постоянно действующие феномены, выполняющие функцию помощи в работе над собой. Изменяется взгляд на критерии эффективного защитного поведения: защита признается эффективной, если она не редуцирует конфликт, а обостряет его для дальнейшей проработки.

    Понятие целостного «Я – образа» личности предполагает интеграцию частных Я – образов в единое целое.

    Об адекватности «Я – образа» свидетельствует самооценка личности.

    САМООЦЕНКА .

    Она является компонентом самосознания и центральным образованием личности, представляет оценку личностью самой себя, своих возможностей, способностей и социальной роли.

    Основой для формирования самооценки и осознания себя субъектом деятельности является осмысление своих действий посредством оценки окружающих.

    Б.Г. Ананьев выделяет две функции оценочных воздействий в процессе обучения и воспитания:

      ориентирующая функция – способствует осознанию собственных знаний и результатов обучения;

      стимулирующая функция – побуждает к деятельности на основе переживания успеха.

    В результате сочетаний этих функций происходит самопознание, развивается самоотношение и появляется адекватная самооценка личности.

    Самооценка личности включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, формируется в результате самопознания и оценивания себя, в процессе деятельности и личностного взаимодействия.

    Когнитивный компонент самооценки представляет собой комплекс убеждений личности относительно себя, которые могут быть как обоснованными, так и не обоснованными. Эмоциональный компонент – это эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений, сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. В процессе оценивания личностью себя данные компоненты функционируют в неразрывном единстве.

    Таким образом, самооценка – это сплав когнитивных представлений о свойствах личности, их критическое осмысление и отношение к ним.

    Формирование самооценки, по мнению Б.Г. Ананьева происходит постепенно в результате осознания оценки окружающих, последующего отделения себя от оценки других людей, составление мнения о себе в процессе сравнения и сопоставления себя с другими, возникновения большей устойчивости в оценочных представлениях о других людях и о себе.

    Ожидаемая оценка других и оценка личностью окружающих, так же как и самооценка, является одним из составляющих структуры личности, и представляет собой своеобразный индикатор самочувствия личности в социуме.

    Основная функция самооценки состоит с регуляции поведения, деятельности личности и ее взаимоотношений с окружающими.

    На каждом этапе развития личности самооценка отражает уровень развития самопознания, самоотношения и включается в процесс его дальнейшего формирования. При этом самооценка может быть адекватной или неадекватной, завышенной или заниженной.

    Схема ответа.

    Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

    Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С. Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

    Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

    Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

    Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: