III. Запятая между однородными членами предложения

Существуют разные способы осложнения простого предложения, среди которых различают однородные члены, обособленные и способы осложнения, грамматически не связанные с предложением: обращение, вводные и вставные конструкции. Рассмотрим последовательно каждый из них.

Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, относятся к одному и тому же члену предложения, связаны друг с другом бессоюзной или союзной, сочинительной, связью и произносятся с интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами.

Все члены предложения, как главные, так и второстепенные, могут быть однородными. Они обычно выражаются словами одной части речи, т.е. являются морфологически однородными, но могут быть выражены также словами разных частей речи, т.е. быть морфологически разнородными, например:

1. Воздух был редок, неподвижен, звучен (Л. Т.); 2. Пушкин изумительно, с блестящим юмором изложил: мудрые сказки русского народа (М.Г.)

Однородные члены быть нераспространенными и распространенными. Например, в следующем предложении Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке: (Н. Заболоцкий) распространенными являются однородные дополнения.

Однородные члены предложения нужно отличать от следующих случаев внешнего сходства:

  • 1) когда повторяются одни и те же слова с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д.,
  • например:Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.);
  • 2) в цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п.;
  • 3)при сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли одного сказуемого, например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п.

Однородность сказуемых

1. Сложным является вопрос об однородности и неоднородности сказуемых. В одних случаях несколько сказуемые при одном подлежащем рассматриваются как однородные в пределах простого предложения.

Например: Он вспомнил уже, прислушался к смеху Дымова и почувствовал к этому человеку что-то вроде ненависти (Ч.); а в других - как сказуемые, включенные в разные части сложного предложения , например: Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.),

2. Более очевидны случаи, где подобные сказуемые оказываются дистантно расположенными:

Левин смотрел пред собой и видел стадо, потом увидел свою тележку, запряженную Вороным, и кучера, который, подъехав к стаду, поговорил что-то с пастухом; потом он уже вблизи от себя услышал звук колес и фырканье сытой лошади, но он так был поглощен своими мыслями, что он и не подумал о том, зачем едет к нему кучер (Л. Т.).

Учитывая весь контекст, такие сказуемые вполне можно разместить в разных частях сложного предложения: смотрел... видел... потом увидел (в последнем случае даже легко вставляется местоимение - потом он увидел...).

Форма сказуемого при однородных подлежащих

Форма сказуемого при однородных подлежащих зависит от ряда условий:

  • 1) от положения сказуемого по отношению к однородным подлежащим (препозиция или постпозиция),
  • 2) от значения союзов, соединяющих подлежащие (соединительные, разделительные, противительные или сопоставительные),
  • 3 ) от лексического значения существительного в роли подлежащего (отвлеченные понятия или названия лиц; вещественно близкие или далекие и т.д.).

Постпозитивное сказуемое

Постпозитивное сказуемое, как правило, имеет форму множественного числа: Зала и гостиная были темны (П.); Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову (М. Г.). Сказуемое, расположенное после однородных подлежащих, может иметь форму единственного числа только в исключительных случаях, например при значительной вещественной близости подлежащих: ...Нужда, голод настает (Кр.); или при подлежащих, расположенных по системе градации: Каждый день, каждый час приносит новые впечатления; или при подчеркнутой расчлененности подлежащих: Темницы мертвое молчанье ни стон, ни вздох не нарушал (Рыл.); или, наконец, при наличии разделительных отношений между подлежащими: Не то крик птицы, не то взмах крыльев рассек тишину раннего утра.

Форма препозитивного сказуемого

Форма препозитивного сказуемого определяется дополнительными условиями.

1. Если подлежащие соединяются соединительными союзами или интонацией перечисления, то сказуемое имеет форму, соответствующую близстоящему подлежащему (форму единственного числа).

Например: Встретит нас забота и нужда (Н.); Слышно было сопенье паровоза, свистки, рожок стрелочника (Фад.); На глинистой отмели стояла кучка туземцев и человек пять европейцев (Грин); У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные, инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад (М. Г.);

2. Форма множественного числа обязательна, если подлежащие обозначают лица, а сказуемое - действие этих лиц: Кричали Витя, Павлик, Кирилл... (Фед.); множественное число возможно и при некоторых других подлежащих, в таком случае сказуемое подчеркнуто относится к каждому из подлежащих: Ей нравились его прямота и непринужденность (Т.).

Примечание 1

Если подлежащие соединяются разделительными союзами, то препозитивное сказуемое имеет форму единственного числа: В гармонии соперник мой был шум лесов, иль вихорь буйный, иль иволги напев живой, иль ночью моря гул глухой, иль шепот речки тихоструйной (П.); На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и обида (Гонч.).

Примечание 2

При подлежащих, соединенных противительными, а также сопоставительными союзами, препозитивное сказуемое тяготеет к первому подлежащему и потому имеет форму единственного числа: Но тут была не стачка, а просто физическая и умственная невозможность вызубрить все это (Помял.); Детей вводит в мир сказки не только народная поэзия, но и театр (Пауст.).

Примечание 3

Сказуемое, разорванное однородными подлежащими, имеет форму множественного числа: Были и лето и осень дождливы (Жук.). Если при однородных подлежащих имеется обобщающее слово, то сказуемое оформляется соответственно форме этого обобщающего слова: Все было серо и мрачно - и небо, и залив, и город, и лица жителей, прятавшихся по домам (Пауст.); И отец, и тетка, Любовь, Софья Павловна - все они учат его понимать жизнь... (М. Г.).

Структура однородных членов

Однородные члены в структуре предложения образуют структурно-семантический блок, который связан с другими членами предложения подчинительной связью, кроме однородных подлежащих, которые сами подчиняют себе сказуемое или общие второстепенные члены предложения .

Например: Раскаленные камни и песок обжигали босые ноги (В. Конецкий).

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Обычно обобщающее слово выражает родовое понятие по отношению к видовым, которые обозначаются однородными членами, имеет ту же грамматическую форму, что и однородные члены, и является тем же членом предложения, что и однородные члены, например:

Всякий день стал приносить старый грамотей Моисеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей и окуней (Акс.)

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения связаны каждое непосредственно с определяемым словом и находятся в одинаковых отношениях к нему. Между собой однородные определения связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией или только интонацией перечисления и соединительными паузами.

Использование однородных определений

1. Однородные определения употребляются в двух случаях: а) для обозначения отличительных признаков разных предметов, б) для обозначения различных признаков одного и того же предмета.

В первом случае перечисляются разновидности предметов одного и того же рода, например: Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам (Кат.).

Во втором случае перечисляются признаки предмета, причем чаще всего предмет характеризуется с одной стороны, например: Любил Чапаев сильное, решительное, твердое слово (Фурм.).

2.Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, но при этом контекст создает условия для сближения выражаемых ими признаков (объединяющим признаком может служить отдаленное общее понятие, сходство производимого признаками впечатления, внешний вид и т.д.),

например: Наполеон сделал вопросительный жест своею маленькою, белою и пухлою рукой (Л. Т.). В условиях контекста однородные определения синонимически сближаются, например: Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь (Г.).

3. Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты), например: Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук (Т.).

4. В ряду однородных определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, в результате чего создается смысловая градация , например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.)

Способы выражения однородных определений

1. Обычно в роли однородных определений выступают прилагательное и следующий за ним причастный оборот , например: Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду (Горб.).

2. Согласованные определения, стоящие после определяемого существительного, как правило, однородны, что объясняется большей самостоятельностью каждого из них и непосредственной связью с определяемым словом.

например: Дома высокие, каменные построены здесь недавно.

Примечание

Однако в сочетаниях, имеющих терминологический характер, постпозитивные определения остаются неоднородными, например: брюки серые суконные, астра ранняя махровая, груша зимняя позднеспелая.

3. Однородными становятся определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове, например: Раньше в этом квартале были узкие, грязные улицы, а теперь - широкие, чистые.

Неоднородные определения

1. Определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного,

например: Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком (Л. Т.).

2. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, например: большой кожаный портфель (размер и материал), продолговатое бледное лицо (форма и цвет), красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. При возможности подвести такие признаки под общее родовое понятие определения могут стать однородными, например: По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.) (объединяющийпризнак - болотистый).

3. Не являются однородными определения со значением пояснения . Например: другой, опытный, врач (до этого был неопытный врач).

В этом случае между обоими определениями можно вставить не союз и, а слова то есть, а именно.

Например: Совсем другие, городские, звуки слышались снаружи и внутри квартиры (Кат.)

4.Не являются также однородными уточняющие определения (второе определение, часто несогласованное, уточняет первое, ограничивая выражаемый им признак), например: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л. Т.)

Однородные дополнения

Однородные дополнения относятся к одному и тому же слову, находятся в одинаковых отношениях к нему и имеют форму одного и того же падежа: В тот вечер Александр Блок отмечал в своем дневнике этот дым, эти краски (Наб.); Спрятаться от дождя и ветра было почти негде (Сим.).

Примечание

Однородные дополнения могут быть выражены и инфинитивом: Приказано было явиться на экзамен вовремя и отчитаться перед группой.

Однородные обстоятельства

1. Однородные обстоятельства, обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т.д.):

Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины

Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток... (Т.) - два обстоятельства места.

2. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь.

3. Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.).

4. Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.); Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.); ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.); Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).

Союзы при однородных членах

Как уже было отмечено, связь при однородных членах предложения может быть бессоюзная (тогда единственным способом соединения является интонация) и союзная. В последнем случае в этой роли выступает группа сочинительных союзов. Какие же конкретно?

1.Соединительные союзы: и, да (в значении "и"), ни... ни . Союз и может быть одиночным и повторяющимся.

Одиночный союз показывает, что перечисление имеет исчерпывающий характер и ряд однородных членов законченный,

Например: Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арс.).

Повторение союза и перед каждым однородным членом предложения делает ряд незаконченным и подчеркивает перечислительную интонацию.

Например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).

Функция соединительных союзов при однородных членах

  1. 1. Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).
  2. 2.Повторяющийся союз ни... ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.).
  3. 3.Союз да (в значении "и") употребляется преимущественно в разговорной речи, а употребление его в художественных произведениях придает речи стилистическую окраску просторечья. Н-р: А Васька слушает да ест (Кр.); Открой окно да сядь ко мне (П.).

2. Противительные союзы при однородных членах

1. Противительные союзы: а, но, да (в значении "но"), однако, зато и др. Союз а показывает, что вместо одних предметов, признаков, действий устанавливаются другие, т.е. что одно понятие утверждается, а другое отрицается.

например: Наделала Синица славы, а моря не зажгла (Кр.).

При отсутствии отрицания союз а указывает на противопоставление,

Например: На смелого собака лает, а трусливого кусает (посл.).

2. Союз но вносит оттенок ограничения, например: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы (Л. Т.).

3. Союз да вносит разговорный оттенок, например: Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Кр.)

4. Подчеркивают противопоставление союзы однако и зато, например: Я немного поколебался, однако сел (Т.); Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут (Кр.) (последний союз имеет значение "заместительности").

Примечание

В роли противительного союза может выступать многозначный соединительный союз и, например: Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (Гр.).

3. Разделительные союзы при однородных членах

Разделительные союзы: или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то и др. Союз или (одиночный или повторяющийся) указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга,

  1. 1. Например: Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто усталости или скуки (Гонч.).
  2. 2. Союз либо с тем же значением (обычно повторяющийся) имеет разговорный характер, например: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой (Т.)
  3. 3.. Повторяющийся союз то... то указывает на чередование явлений, например: Звезды то мигали слабым светом, то исчезали (Т.).
  4. 4. Повторяющийся союз ли.. .ли имеет разделительно-перечислительное значение, например: Гуж ли, селедка ли, замокли, шкворень ли или подороже что - все у Поликея Ильича место себе находило (Л. Т.).
  5. 5. Повторяющиеся союзы не то... не то, то ли... то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора, например: На сердце не то лень, не то умиление (Т.)

4. Градационные союзы при однородных членах

Градационные союзы как... так и, не так... как, не только... но (а) и, не столько: сколько, насколько: настолько, хотя и... но, если не... то выражают значение усиления или ослабления значимости одного из членов однородного ряда, поэтому они всегда существуют, как составные.

Например: 1. Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь (С.-Щ.);

2. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное, но и страшное и поразительное зрелище (Акс.). При этом запятая перед первой частью двойного союза как не ставится (в 1 предложении).

Примечание

Во избежание грамматической ошибки при употреблении двойных союзов нужно ставить запятую.

Предлоги при однородных членах

  1. 1. Предлоги могут повторяться перед всеми однородными членами, например: Смерть рыщет по полям, по рвам, по высям гор... (Кр.).
  2. 2. Возможно опущение одинаковых предлогов, но разные предлоги не могут опускаться; ср.: На пароходах, в поездах, на автомашинах они проехали огромный путь... (Семушкин).
  3. 3.При распространенных однородных членах предлог обычно повторяется, например: Уже год носился породной стране Павел Корчагин на тачанке, на орудийном передке, на серой с отрубленным ухом лошадке (Н. Остр.).
  4. 4. Нельзя опускать предлог, если однородные члены соединены повторяющимися союзами, например: Большую еще недостачу испытывали колхозы и в машинах, и в тягле, и в инвентаре... (Лаптев).
  5. 5. Не опускается также предлог, если однородные члены соединены двойными сопоставительными союзами, например: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (Гонч.).
  6. 6. При наличии противительного союза предлог обычно повторяется, например: Не по словам судят, а по делам (посл.).
  7. 7. При наличии разделительного союза предлог может опускаться или повторяться; ср.: Не могли увлекаться этим общим движением только те, кто не мог уехать по болезни или слабости... (М.-С.).

Обобщающие слова и однородные члены

  • 1. Часто при ряде однородных членов предложения есть обобщающее слово, т.е. слово, которое является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения, и выступает в роли более общего обозначения понятий, выраженных однородными членами. (В актовый зал пришли все: учителя, ученики, родители.)
  • 2. Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также смысловые отношения целого и части, например: Но я как будто вижу перед собой эту картину: тихие берега, расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей (Кав.).
  • 3. Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выражаемого обобщающим словом, поэтому грамматически выступают в функции уточняющих слов по отношению к обобщающему слову. Между последним и однородными членами устанавливается пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или в возможности вставки слов а именно, то есть, например, как-то. Например: Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая, бани.
  • 4. В целях усиления перед обобщающим словом ставится одно из подытоживающих слов: словом, одним словом и др., например: Ложки, вилки, миски, - словом, все то, что необходимо в походе, было уложено в рюкзаки.
  • 5. Однородные члены согласуются в падеже с обобщающим словом, например: Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и заказчиков (Ч.).

I. Основная формулировка: одиночный союз «и» , который соединяет два однородных члена или две однородных придаточных части, не требует постановки запятой .

Если «и» соединяет две части сложносочиненного предложения , запятая обычно ставится, хотя есть ряд исключений. Сама формулировка предполагает, что именно в случае одиночного «и» необходимо провести синтаксический разбор предложения.

Очевидно, сначала надо вспомнить, как выявить однородные члены и однородные придаточные с одной стороны и сложносочинённое предложение с другой.

Два однородных компонента всегда выполняют синтаксически одинаковую функцию в предложении, они отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову (члену предложения), от которого вопрос к ним и задается.

Между собой однородные члены и однородные придаточные связаны сочинительной связью, которая в нашем случае выявляет себя при помощи сочинительного союза «и».

Например: Я тебе ничего не скажу и тебя не встревожу ничуть. - Соединенные одиночным «и», сказуемые в данном предложении не разделяются запятой.

Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы . - Оба придаточных отвечают на вопрос (какое? ), относятся к существительному «известие » в главной части, поэтому запятой перед «и» нет.

II. Много проблем доставляет пишущим такое построение предложения, когда при однородных компонентах есть осложняющие предложение конструкции, которые необходимо дополнительно выделить . В этом случае нам надо отдельно применить два разных правила – обособить вставной компонент постановкой двух выделяющих знаков (запятых или тире), а о знаке перед «и» подумать отдельно.

Сравните предложения:

1. Мама пришла домой, еле волоча неподъемные сумки с продуктами, и стала готовить праздничный ужин.

2. Мама вернулась с работы только в семь вечера и, вынув приготовленные с вечера закуски, начала сервировать праздничный стол.

И в первом, и во втором примере «и» соединяет однородные сказуемые и не требует постановки знака препинания. Запятые до и после «и» объясняются включением в наши примеры обособленных обстоятельств , которые необходимо было выделить.

То же самое может быть при однородных придаточных, если в одном из них есть обособленный член или придаточное предложение:

Например: Когда наступило 31 декабря и, перебрав все пакеты с подарками , я не обнаружил ничего для друга Васи, денег на покупку еще одного подарка не осталось. Второе придаточное начинается обособленным обстоятельством, которое мы отделили от «и».

ГРУБЕЙШЕЙ ошибкой является смешение правил, которое ведет к пропуску закрывающей обособленный член запятой или к постановке открывающей запятой не в том месте.

Неправильный вариант постановки запятой: Сергей нащупал крошки махорки, и осторожно стряхнув его содержимое в руку, завернул толстую неуклюжую цигарку. В предложении допущены целых две ошибки: запятая перед «и» не нужна, так как союз стоит между однородными сказуемыми, а после «и» необходимо её поставить, чтобы открыть деепричастный оборот. К сожалению, такой тип ошибки встречается очень часто.

Правильный вариант постановки запятой: Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку, завернул толстую неуклюжую цигарку

III. Следует специально оговорить использование «и» в предложении с двумя деепричастными оборотами .

Во-первых, они сами могут оказаться однородными, тогда запятая перед «и» не нужна.

Например: Когда он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, правой тихо дергал свой ус.

Другой случай расстановки знаков будет в предложении с двумя однородными сказуемыми, к каждому из которых относится деепричастный оборот, в этом случае "вокруг союза" будут две запятые: одна закрывающая оборот, другая открывающая новый.

Например: Он стоял, прислонясь к груде цибиков чая, и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте (он стоял и барабанил).

IV. Запятая будет стоять перед «и» , когда союз соединяет две части сложносочиненного предложения .

В каждой части будет своя грамматическая основа, то есть своя комбинация подлежащего и сказуемого (или будет присутствовать лишь один главный член).

Например: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей.

Ошибки в этом случае чаще всего связаны с непониманием структуры предложения, с неумением отличить простое предложения от сложного. Мы бы рекомендовали тщательно находить главные члены, думать о пропущенных членах предложения, то есть проводить синтаксический анализ. При соблюдении этого условия расстановка знаков препинания будет правильной.

Рассмотрим, к примеру, такое предложение: Прозвенел звонок, и урок закончился . Постановка запятой здесь логична и вряд ли требует пояснения. Такой же структурой обладает предложение: Звонок, и урок закончится . В последнем примере перед нами не двусоставное предложение (первая его часть), а назывное, но предложение остается сложным.

По правилам есть несколько ситуаций, когда постановка запятой между частями сложносочинённого предложения перед «и» не нужна.

Запятая НЕ СТАВИТСЯ , если:

Обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение.

Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края.

Объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены.

Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.

Общим для соединенных сочинительным союзом «И» двух частей может оказаться придаточное предложение.

Например: Когда взошло солнце , роса высохла и трава позеленела

Данный пример обычно при самостоятельной работе оказывается очень каверзным, ведь достаточно сложно угадать, общим или нет будет придаточное для двух частей. Мы советуем проверять так: если часть после «и» имеет оттенок следствия, вывода, то есть в нее можно вставить "поэтому", лучше рассмотреть её как отдельную часть и поставить запятую. Заметим, что в сочинениях таких примеров будет больше, чем фраз с общим придаточным.

Сравните: Когда Онегин приезжает в деревню , он недолго радуется новизне, и (вскоре, потом) хандра быстро возвращается к нему .

Части сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово . Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения.

Например: По словам странницы Феклуши , люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать.

Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой).

Например: К счастью , внизу шумела вода и слышалось падение камней.

Две соединенных союзом «и» части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью .

Например: Останавливаться было нельзя : ноги засасывало и следы наливались водой.

Если частями сложносочинённого предложения оказываются два неопределенно-личных предложения , то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий.

Например: "Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни" - так начиналось сочинение "Образ Катерины в "Грозе".

Более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных.

Например: "Кто Вы и откуда приехали? "- спросил у иностранца Берлиоз. Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый!

Запятые в предложениях с двумя и более союзами «и», то есть с повторяющимся союзом

Давайте сначала проанализируем, что эти «и» могут соединять и какие варианты постановки знаков вообще возможны:

I. Очень часто наличие нескольких «и» вообще не имеет отношения к правилу повторяющихся союзов: одно «и» соединило однородные сказуемые, другое – однородные части в составном сказуемом , третье – однородные обстоятельства . То есть перед нами не повторяющиеся союзы, а несколько одиночных, которые соединили разные однородные конструкции. Тогда никаких запятых при них не будет!

Например: Мы встретили праздник и были веселы и счастливы . - первое «и» соединило сказуемые, второе – однородные именные части второго сказуемого.

В лесу под зелеными и пушистыми елочками и сосенками зайцы и белки находят приют и спасение от лесных хищников . – первое «и» связало два определения, второе – подлежащие, третье – дополнения.

Мы догадались, что на улице холодно и ветрено и к полуночи станет совсем морозно . В последнем примере первый «и» стоит между однородными частями сказуемого, а второй соединяет однородные придаточные.

II. Наличие двух и более «И» может быть при таком перечислении однородных членов предложения или однородных придаточных, когда каждый из однородных компонентов соединен с предыдущим "попарно", то есть при целом ряде однородных конструкций перед нами ситуация перечисления пар, где каждая пара соединена одиночным «и».

Например: Я купила в подарок маме духи и косметику, книгу "О вкусной и здоровой пище" и календарь. Вася понял, что все друзья хотят встретить Новый Год на даче и они мечтают о белоснежном снеге и морозном воздухе , что его предложение о покупке путевки в Турцию будет отклонено и никто не хочет наслаждаться морем и южным солнышком .

В этих и подобных примерах знаки перед «и» подчиняются правилу расстановки запятых при одиночном сочинительном соединительном союзе, а между парами запятая стоит по правилу бессоюзной перечислительной связи.

III. Легче всего расставить знаки, если перед вами сложносочиненное предложение , части которого соединены более чем одним «и».

В этом случае перед каждой новой частью стоит запятая, исключений не бывает. Такие предложения в учебниках для вузов иногда характеризуются как «сложносочиненные предложения открытой структуры», число входящих в них частей не ограничено никакими рамками, при использовании «и» мы можем продолжать фразу сколь угодно долго.

Например: "Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит", и по заснеженному полю несутся сани, и весело звенят на них бубенцы, и всех тотчас охватывает предчувствие праздника…

Обнаружив, что первое «и» соединило части сложного предложения, не надо поддаваться искушению решить, что и дальше будет то же правило. КАЖДОЕ «И» НАДО АНАЛИЗИРОВАТЬ ОТДЕЛЬНО!!!

Например: Вчера семиклассники написали итоговую контрольную по математике, и сегодня учитель объявил результаты и огласил список тех, кто не может себе позволить отдохнуть в праздники и должен позаниматься алгеброй и кто может немного расслабиться и забросить учебники на все новогодние каникулы.

В примере первое «и» стоит между частями сложного предложения, причем нет ни одной из перечисленных возможностей отказаться от запятой, второе «и» соединило два однородных сказуемых, третье стоит между однородными придаточными, а четвертое соединило однородные инфинитивы в составном глагольном сказуемом. Поэтому и запятую при «и» мы поставили только одну – между частями сложного предложения, то есть перед первым.

IV. При использовании повторяющегося «И» между однородными членами или придаточными предложениями действует такое правило: запятая ставится перед каждым однородным членом, кроме первого.

Сказанное означает, что только ПЕРВЫЙ в ряду однородных компонентов не отделяется от основного предложения запятой. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ однородные члены и части требуют отделения при помощи запятой.

Например: Мама подарила любимой дочке куклу, и одежду для этой новой куклы, и конструктор для сборки дома для куклы, и набор кукольной посуды.

В этом примере четыре однородных члена – "куклу, одежду, конструктор, набор" - соединены повторяющимся «и» . Запятая не ставится только перед первым в этом ряду однородным членом (в нашем случае – "куклу" ), перечисление каждого нового однородного члена требует запятой. Наиболее распространенной ошибкой в предложениях такой структуры будет непостановка запятой перед первым «и» , хотя правило говорит об однородных членах, а не о соединяющих их союзах. В нашем примере ошибочно не поставить запятую перед "и одежду".

Пишущий обычно видит начало однородных конструкций не с первого в ряду однородного члена или предложения, а именно с первого «и» . Советуем искать однородные компоненты, добавляя союз «и» перед первым в ряду (вот тогда-то запятая будет не только перед первым «и» , но и перед первым однородным членом!).

Например: На столе у них был [и] салат "Оливье", и "Сельдь под шубой", и заливная рыба , но были еще [и] суши разных видов, и блюда китайской кухни, и даже лягушачьи лапки .

В самостоятельных работах школьников такие фразы встречаются довольно часто, причем иногда начинают их писать как конструкции с двумя однородными, а в процессе создания фразы однородные элементы увеличиваются.

Например: В романе "Война и мир" подобное поведение демонстрируют Борис и Берг… - так начинает свою фразу пишущий, но потом он вспоминает о других подходящих персонажах и продолжает: - и большая часть штабных адъютантов Кутузова . Начало фразы не предполагало запятой, так как перед нами два однородных члена с одиночным «и» . Но продолжение переводит однородные члены в ряд попадающих в перечисление, «и» становится повторяющимся союзом, значит, запятую нужно ставить не одну – не только перед новым компонентом "и большая часть… ", но и перед "и Берг ", так как изменился не конец фразы, а вся фраза целиком. Помните об этом!

V. По этому же правилу расставляют запятые в предложениях с рядом однородных придаточных, при соединении которых использован повторяющийся союз.

Наличие запятой перед первым придаточным здесь не вызывает сомнения, хотя отсутствие запятой перед вторым (то есть перед первым «и») встречается часто.

Например: Друзья решили, что не поедут на Новый Год в жаркие страны, и что довольно странно отмечать зимний праздник без снега, и что лучше поехать покататься на лыжах и санках.

В данном случае придется также отметить, что ошибки чаще возникают при создании собственного текста, когда начинает школьник создавать одну конструкцию, а в итоге создает другую.

Например: Я начну с того, что автор не сопоставляет себя со своим героем и что Пушкин постоянно подчеркивает "разность" Автора и Онегина – закончив фразу здесь, пишущий не ставит запятую перед "и" ; но, продолжив её, например: - и что именно такое разделение Автора и героя было новаторским подходом – пишущий должен поставить целых две запятых – перед вторым и перед третьим придаточными предложениями.

Можно сформулировать такое обобщающее правило по трем предшествующим пунктам: если в предложении больше двух «и» и использованы они при перечислении (отдельных ли членов, придаточных или частей предложения), то запятой отделяется каждый следующий в ряду элемент от предыдущего , то есть каждая новая часть сложносочинённого предложения отделена от стоящей перед ней, каждый новый однородный член от предшествующего ему . Запятых на одну меньше, чем соединенных повторяющимся союзом элементов (но может быть не равно количеству союзов, ведь где-то в ряду перечислений может быть и пропуск соединяющего союза!).

Например: 1) На улице зажглись фонари, и пошел легкий снег, и обычный пейзаж быстро превратился в сказочный. 2) Он выглянул в окно и увидел , как на улице зажглись фонари, и пошел снег, и обычный пейзаж превратился в сказочный. 3) Даже самый обычный пейзаж, и легкий снег, и мерцание фонарей способны превратить особенное праздничное настроение в сказку.

В данных примерах соединены по три перечисляющихся элемента, в первом примере они организованы как сложносочинённое предложение, во втором они стали однородными придаточными, в третьем однородными подлежащими. При этом пунктуация осталась одинаковой – три элемента и две запятые (нет перед первым; но вот здесь накладывается правило знаков в сложноподчинённом предложении: во втором предложении "лишняя" запятая – перед первым придаточным – пришла к нам из другого правила).

VI. Очень сложным моментом будет применение такого пункта правил: "если два однородных члена предложения с союзом «и» образуют тесно связанную по смыслу пару, соединенную союзом «и» с третьим однородным членом, запятая не ставится " .

Правило предполагает, что при тесной связи двух членов (как правило, сказуемых) они образуют пару с одиночным «и», к которой при помощи второго одиночного «и, присоединен новый элемент.

Например: Маша пришла домой и переоделась и стала раскладывать купленные подарки по пакетикам.

Первые два сказуемых описывают действия героини, не связанные с третьим, поэтому первые два глагола можно рассмотреть как пару, описывающую совместные действия, а сказуемое "стала раскладывать" считать присоединенным непосредственно к этой паре.

Подобные примеры бывают и в сочинениях: Катерина устала от жизни в семье Кабанихи и не могла примириться с ней и решила бросить вызов всем нормам морали ненавистного ей общества. Первые два сказуемых описывают отношение героини к своей жизни, а третье сказуемое вводит новую тему, то есть присоединено к паре предшествующих сказуемых. Именно так объясняется отсутствие запятых в нашем примере. Многие в приведенном нами примере поставят запятые по разобранному выше правилу о перечислительных союзах, то есть: Катерина устала, и не смогла, и решила… Такая расстановка знаков также не является ошибочной.

Следовательно, если в вашей фразе три однородных компонента (НО НЕ ТРИ ЧАСТИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ!) и два союза «и» , то в зависимости от смысла фразы вы имеете право поставить либо две запятые (перед каждым «и» ), либо ни одной. Постановка только одной запятой – грубейшая ошибка .

Например: 1) Пушкин предоставляет герою право выбора единственно верного в жизни пути и ставит его в предполагающую такой выбор ситуацию и гордится тем, что выбор Петруши совпадает с его собственным . (первые два сказуемых говорят о работе по созданию текста произведения, а второе "и" при сказуемом "гордится " вводит новую тему – оценку автором своего героя).

2) Катерина боится грозы и воспринимает любое знамение на свой счет и в панике признается в своем грехе при большом скоплении народа. По знанию ситуации ясно, что третье сказуемое здесь вводит новое действие герои, постановка двух запятых (то есть создание ситуации перечисления) здесь будет скорее всего ошибочной. Но при создании авторского текста (школьного сочинения) приоритетная позиция в расстановке знаков препинания принадлежит автору, следовательно, в обеих фразах может оказаться по две запятых (перед каждым «и» ). Однозначно ошибочной будет постановка лишь одной запятой – перед вторым союзом.

Реже такая расстановка знаков бывает в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными.

Например: Пушкин догадывался, что поэма "Медный всадник" содержит много крамольных высказываний (,) и далеко не всякий цензор пойдет на риск дать ей "зеленый свет" (,) и что публикация произведения во многом зависит не только от его художественных достоинств, но и от необразованности главного цензора. В приведенном примере можно поставить две запятые (даны в скобках), а можно не ставить ни одной.

Избежать трудности при расстановке знаков препинания в таких предложениях при самостоятельном создании текста очень легко. Надо лишь продолжить фразу, добавив еще один однородный член и еще один «и», тем самым вернувшись к основной (обобщающей) формулировке правила расстановки знаков при повторяющемся союзе.

В этом задании проверяются умения учащихся отличать структуру сложносочиненного предложения от простого с однородными сказуемыми или подлежащими. Обычно требуется определить, есть ли запятая перед союзом и.

Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д. )

Простое предложение – предложение с одной грамматической основой. Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.

Жара и усталость взяли , однако ж, свое, и я заснул мертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение).

Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).

В сложносочиненном предложении грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

Ловушка!

Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится.

Алгоритм действий:

1) В предложении выделить грамматическую(-ие) основу(-ы).

Следует помнить, что основа может состоять только из подлежащего или сказуемого.

Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (Два односоставных предложения: в первом есть только сказуемое, во втором – только подлежащее).

Туман редел , и становилось темнее . (Два предложения: одно двусоставное, второе – односоставное, только сказуемое).

Мне жаль с тобой расстаться , и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо . (Два односоставных предложения, только сказуемые).

2) Если предложение простое, то запятую ставить не нужно.

3) Если предложение сложное, то необходимо посмотреть, нет ли в нем общего члена предложения. Есть – запятая не нужна, нет – запятая нужна.

Разбор задания.

На море не видно ни одного огонька () и не слышно ни одного всплеска.

Выделим основы в предложении: На море не видно ни одного огонька () и не слышно ни одного всплеска. Это предложение сложное, состоящее из двух односоставных предложений. Определяем, есть ли у этих основ один общий член предложения. Есть – на море (где?) .

Таким образом, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Снег согнало () и старые мхи у оврага набухли.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу () и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Вода расступалась () и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 4.

§ 143. Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов, например:

Со всех сторон слышались смех , песни , веселье (Л. Толстой). В комнате всё смотрело уютно , чисто , светло (Салтыков-Щедрин). У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести , молоток , подпилки (М. Горький).

Примечание 1. Два или несколько прилагательных, согласованных с одним и тем же существительным и не соединённых между собой посредством союзов, являются однородными только в том случае, пока каждое из них непосредственно относится к этому существительному, например:

По мшистым , топким берегам темнели избы здесь и там (Пушкин). С бодрым чувством надежды на новую , лучшую жизнь он в девятом часу ночи подъехал к своему дому (Л. Толстой). Где жаркое волненье, где благородное стремленье и чувств, и мыслей молодых , высоких , нежных , удалых? (Пушкин). Стал накрапывать редкий , мелкий дождь (Чехов).

Но прилагательные не являются однородными, если предшествующее прилагательное относится ко всему последующему словосочетанию, а не непосредственно к существительному, например:

Шёл длинный товарный поезд (Чехов). За дорогой – стриженая липовая аллея (Л. Толстой). Были в конторе старые висячие стенные часы (Л. Толстой).

Примечание 2. Не являются однородными членами предложения и, следовательно, не разделяются запятыми два одинаковых по форме глагола, следующие один за другим и образующие единое смысловое целое, например: Пойду узнаю. Пойти посмотреть. Возьми отнеси. Сядем потолкуем. Посидели поговорили.

§ 144. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов а, но, да (в значении «но» ), однако, хотя и т.п., например:

Не род , а ум поставлю в воеводы (Пушкин). Она говорила мало , но толково (Тургенев). На взгляд-то он хорош , да зелен (Крылов). Неодолимая , хотя и тихая сила увлекала меня (Тургенев).

§ 145. Запятая ставится между парными однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов как – так и, не столько (не столь) – сколько (сколь), столько же (столь же) – сколько (сколь), не только – но и, если не – то, хоть (хотя) – но (а) и т.п. (запятой же перед как, не столько, если и т.п. в этих случаях ставить не следует), например:

А я не только впредь не трону здешних стад , но сам за них с другими грызться рад (Крылов). Он с виду хоть и прост , а свойство чудное имеет (Крылов). Как недостатки , так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой (Белинский). Необходимо побывать если не во всех , то по крайней мере в большинстве районов.

§ 146. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов и...и, да...да, то...то, ли–ли, или–или и т.п., например:

Вот уж и стука , и крика , и бубенцов не слыхать (Тургенев). Лёгкий ветерок то просыпался , то утихал (Тургенев). Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд , и собственность , и время земледельца (Пушкин). Ни побоища , ни стана , ни надгробного кургана не встречает царь Дадон (Пушкин). Долго ль мне гулять на свете то в коляске , то верхом , то в кибитке , то в карете , то в телеге , то пешком? (Пушкин). Овсяников разъезжал либо на беговых дрожках , либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом (Тургенев). Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд , или в рощу , или на сенокос , или к жнецам (Достоевский).

Примечание. Если повторяющимися союзами и, ни соединены два однородных члена с противоположными значениями, образующие одно цельное выражение, то запятая между ними не ставится, например: ни то ни сё, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.

Запятая не ставится также между двумя однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом и образующими тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов), например:

Были и лето и осень дождливы (Жуковский).

§ 147. Запятая ставится между всеми однородными членами предложения и в том случае, когда только часть их имеет впереди себя повторяющиеся союзы, например:

Татьяна верила преданьям простонародной старины , и снам , и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (Пушкин). Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину , и ночь , и звёзды , и луну (Пушкин). Ты внемлешь грохоту громов , и гласу бури и валов , и крику сельских пастухов (Пушкин). Буду ли я пеною в море , или голубою мглой на горах , или вечерней тенью степной – я всегда буду помнить о тебе (М. Горький). Нет, пускай послужит он в армии , да потянет лямку , да понюхает пороху , да будет солдат, а не шаматон (Пушкин).

§ 148. Запятая ставится между парными группами, на которые могут распадаться однородные члены предложения (внутри таких пар не ставится), например:

Русский народ смышлён и понятлив , усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский). Когда мы были студентами, мы всюду втискивали науку, кстати и некстати , с умыслом и без умысла , искусно и неискусно (Писарев).

Для того чтобы было проще донести до слушателя смысл сказанного, в русском языке используются однородные члены предложения. Сравните: «Тенистый лес зовет путника. Тенистый лес манит путника. Тенистый лес обещает прохладу». Или то же, но поданное в одном предложении: «Тенистый лес зовет, манит путника и обещает прохладу».

Предложение с однородными сказуемыми, примерыкоторого вы увидите в этой статье, помогает упростить смысловую нагрузку, исключая при этом необходимость нагромождать в тексте несколько синтаксических конструкций.

Особенности состава простых предложений

Вы, наверное, знаете, чем простые предложения отличаются от сложных. У первых есть только одна в которую, как правило, входят подлежащее и сказуемое (или один из этих членов). А у сложных предложений таких основ может быть и две, и более.

Но кроме вышеназванных способов выражения мысли в русском языке имеются еще и так называемые осложненные конструкции. То есть такие, в которые входят, например, однородные члены. А значит, простое предложение с однородными сказуемыми «Эта лекция интересна и познавательна» - не совсем простое. Оно в русской грамматике будет считаться осложненным.

Кстати, еще существует осложнение вводными словами или предложениями, а также обособлениями, обращениями и т. д. Мы же остановимся на первом варианте осложненных конструкций.

Основные признаки однородности для членов предложения

Но прежде чем начать обсуждать однородные подлежащие и сказуемые, давайте вспомним общие правила, относящиеся ко всем членам предложения.

Основным признаком однородности как для главных, так и для второстепенных членов любого предложения является то, что в этой конструкции они будут равноправными, выполняя одну синтаксическую функцию, относясь к одному члену в предложении и, соответственно, отвечая на один и тот же вопрос.

Между ними, независимо от части речи, существует или сочинительная, или бессоюзная синтаксическая связь, подчеркивающая их равноправие. Первая выражается, как правило, при помощи интонации перечисления и а бессоюзная связь выражается лишь интонационно.

Какие сказуемые могут быть однородными

И второстепенные члены, и в русском языке, становясь в ряд однородных, тем не менее могут иметь зависимые слова (впрочем, то же относится и к второстепенным членам). Например: «Девушка поглядывала в окно и вздыхала». В этом предложении есть два однородных сказуемых (поглядывала и вздыхала), но при этом первое их них распространено дополнением (в окно), а второе не имеет зависимых слов.

Чаще всего все однородные члены предложения - сказуемое, подлежащее или другие - относятся к одной части речи, но встречаются и такие конструкции, в которых они могут относиться к разным грамматическим классам, выражаться фразеологизмами или словосочетаниями.

Например, в предложении «Андрей шутил и смеялся до слез» сказуемые выражены глаголом (шутил) и (смеялся до слез), что не мешает им при этом быть однородными.

Как грамматически выстраивается ряд однородных членов

Для грамматического объединения однородных членов в предложении используется как перечислительная интонация, так и союзы. Последние могут быть соединительными (и, да), противительными (а, но), а также разделительными (или, либо). В примере «Она или говорит по телефону, или бежит к подругам» главный член предложения - сказуемое - соединен разделительным союзом «или». А в примере: «Этот мальчик мал, но умен» их соединяет противительный союз «но».

Запятая между однородными подлежащими и сказуемыми

Главным пунктуационным правилом при написании однородных членов предложения является то, что при отсутствии союзов между ними ставится запятая. Не являются исключением и однородные сказуемые. Примеры «Дождь нашептывал, баюкал, навевал истому», «Под солнцем капли блестели, переливались и казались серебряными» подтверждают это.

Но обратите внимание, что во втором предложении между двумя из трех сказуемых стоит сочинительный союз «и», который исключает запятую. Правда, это возможно лишь в случае, если он не повторяется, иначе придется обращать внимание на тонкости.

Когда ставится запятая в предложениях с повторяющимися союзами

В конструкции «И его руки, и лицо, и одежда были покрыты густым слоем копоти» однородные подлежащие соединены повторяющимся союзом «и», а этот случай уже требует поставить между ними запятую.

В ситуации же, когда союз разбивает однородные члены на смысловые пары, каждая из них принимается за единую составляющую из однородного ряда: «Визг и крики, смех и топот ног были слышны сквозь растворенное окно и манили во двор».

Обратите внимание, что однородные подлежащие и сказуемые в этой конструкции соединены по-разному: подлежащие «визг и крики», «смех и топот» собраны в пары, и между ними стоит запятая. А между сказуемыми «были слышны» и «манили» есть сочинительный союз, поэтому запятая там не нужна.

Запятая ставится и в предложениях, где однородные члены соединяются так называемыми двойными союзами (не только…, но и…; не столько…, сколько…; если не…, то… и т. п.).

Обратите внимание, что в предложении «Снег покрыл не только лужайку перед домом, но и повис на деревьях белым одеялом» и подобных ему запятая в двойном союзе ставится перед его второй частью.

Запятая в предложениях с несколькими рядами однородных членов

Предложение с однородными сказуемыми (примеры вы можете видеть в статье) в некоторых случаях имеет несколько рядов однородных членов. Их нужно отличать от конструкций, где есть лишь один такой ряд, а между однородными членами - повторяющиеся союзы.

В предложении «В этом доме мирно жили и не ссорились кошка и собака» имеется 2 ряда однородных членов (подлежащие - «кошка и собака», а также сказуемые - «жили и не ссорились»). Они объединены по парам соединительным союзом «и», а в данной конструкции не ставится.

Предложение с однородными сказуемыми: примеры двоеточия при главных членах предложения

Предложения, независимо от части речи, которой они выражены, может иметь при себе слова, обладающие обобщающим значением и одинаково относящиеся к каждой лексической единице из этого ряда. К примеру, в предложении «На прилавке яркими ворохами были насыпаны фрукты: яблоки, груши, сливы и персики» обобщающее слово «фрукты» несет в себе родовое понятие.

Если в простое предложение с однородными сказуемыми или другими членами предложения входит после него ставится двоеточие. При чтении, как правило, в этом месте делается пауза: «Мама успевала все: готовить обед, стирать, вытирать пыль и петь песни».

Между прочим, обобщающее слово всегда оказывается тем же членом предложения, что и находящиеся при нем однородные члены, так как синтаксическая функция у них одна.

Примеры тире при главных членах предложения

Если же однородный ряд заканчивается обобщающим словом, то оно отделяется тире: «И молоко, и ягоды, и грибы - все в деревне казалось особенно вкусным». «Ее тонкие руки, завитки у висков, даже цветы на платье - все вызывало восторг и казалось прекрасным» - однородные сказуемые здесь отделяются от однородных подлежащих тире, так как после них стоит обобщающее слово.

Вместе с обобщающим словом может употребляться еще и вводное (то есть, одним словом, а именно, как-то и т. п.), тогда между ними ставится запятая: «Ни мимолетные взгляды, ни внезапный румянец, ни вздохи - словом, ничто не ускользнуло от его внимательных глаз».

Некоторые случаи, когда ставится тире

Тире при однородных членах может стоять не только в случае перечисления. Так, если однородные сказуемые несут в себе резкое смысловое противопоставление одного по отношению к другому или внезапное присоединение, между ними ставится тире: «Я вышел в сад - и замер, увидев белку на крыше беседки». Тире в таких предложениях подчеркивает неожиданность, внезапность действия: «Принц встретил Золушку - и сразу же полюбил ее».

Кстати, если однородные члены не имеют между собой союзов, но при этом выражают противопоставление, они также разделяются тире: «Он свет - он тьма, он вера - он безверье».

Как распознать неоднородные и однородные сказуемые: примеры

Если в предложении употребляются слова, чтобы подчеркнуть множественность предметов, продолжительность действия или его повторяемость, такие члены предложения принадлежат к однородным.

Обратите внимание: «Мы плыли, плыли, плыли в густом непроглядном тумане». Сказуемое в русском языке в такой конструкции рассматривается в качестве единого члена предложения.

Не могут быть однородными членами и части составного сказуемого, которое выражается сочетанием глаголов (пойду отдохну, дай посмотрю, возьму и пожалуюсь и т. п.). Конструкция с ними не может рассматриваться как предложение с однородными сказуемыми.

Примеры предложений с фразеологическими оборотами (ни дать ни взять, ни рыба ни мясо, и смех и грех и т. п.) классифицируются по тем же критериям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: