Конспект урока на тему " мир накануне второй мировой войны". Презентация на тему "мир накануне второй мировой войны" План проведения урока

После 1933 года в мире стали всё чётче вырисовываться два противоборствующих между собой лагеря. С одной стороны - это фашистские режимы с явно завоевательскими целями во главе с Германией. С другой стороны - это антифашистские силы во главе с СССР. Особую нишу в системе противоречивых международных отношений занимали капиталистические страны Запада - Франция и Великобритания. О противоречиях и международных отношениях развитых стран мира накануне Второй мировой войны пойдёт речь на этом уроке.

С третьей стороны был Советский Союз, который создавал в Европе «систему коллективной безопасности », не желая также втягивать себя в военный конфликт на чьей-либо стороне, но постоянно следящий за действиями германского фашизма и англо-французской политикой.

В конце 1930-х гг. мир потрясло невиданное до этого времени пренебрежение международным правом и законами.

В марте 1938 года немецкие войска перешли границу с Австрией и оккупировали эту страну, присоединив её к Германии. Произошёл аншлюс Австрии, на что мировое сообщество в большинстве своём закрыло глаза. Тогда же Гитлер предъявил претензии на чехословацкую область Судеты, где большинство населения составляли немцы. Чехословакия оказалась под угрозой военного вторжения. СССР предложил Праге помощь, но для этого ему надо было провести свои войска через Польшу, отношения с которой были очень плохими. В итоге, мировое сообщество сначала заставило Прагу отдать Судеты, а затем, осенью того же 1938 года , расчленило саму Чехословакию. Осенью 1938 года в Мюнхене собрались главы 4 государств - Германии, Франции, Италии и Англии. Следуя «политике умиротворения », Англия и Франция отдали на откуп Гитлеру независимую Чехословакию, предопределив, тем самым, её судьбу. Это соглашение вошло в историю как «Мюнхенский сговор ». Чехословакия была поделена между Германией (большая часть), Польшей и Венгрией. Вернувшийся в Лондон британский премьер Чемберлен самоуверенно заявил англичанам: (Рис. 2).


Рис. 2. «Я привёз вам мир» ()

На Дальнем Востоке японская армия оккупировала восточное побережье Китая и устраивала провокации против СССР в 1938 году на озере Хасан , а в 1939 году на реке Халхин-Гол в Монголии, которую Советский Союз пообещал оборонять от японцев. Обе военные провокации были сломлены Красной Армией.

Видя накаляющуюся обстановку в Европе и мире, СССР предлагает странам Запада - Англии и Франции - пойти на сближение, противостоя, тем самым, как и в Первую мировую войну, Германии, понимая, что она не сможет воевать на два фронта. Такое предложение не могло удовлетворить англичан и французов, т.к. их политика была направлена на то, чтобы развернуть захватнические устремления Гитлера на Восток - Польшу, СССР, Балканы. Делая уступку за уступкой, веря, что Германия за «закрытие глаз» на нарушение всех международных законов, никогда не повернёт против них силу, англичане и французы крепко ошиблись.

Видя, что Англия и Франция не желают заключать договоры о взаимопомощи, СССР начинает вести свою политику, не оглядываясь на страны Запада. В одночасье он меняет свою внешнеполитическую ориентацию и 23 августа 1939 года подписывает Договор о ненападении с Германией (Рис. 3), тем самым, разворачивая Гитлера с Востока на Запад, выигрывая для себя пару лет для подготовки к войне, т.к. в Москве мало кто сомневался, что рано или поздно война с Германией произойдёт. Это был решающий ход в мировой политической системе. Страны Запада, потворствуя Германии, сами стали заложниками такой системы.

Рис. 3. После подписания Договора о ненападении между СССР и Германией ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 11 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 3-6 на с. 122.

2. В чём была суть «политики умиротворения»?

3. Почему стало возможным сближение Германии и СССР?


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Западный мир накануне Второй мировой войныУтверждение фашистских режимов10 класс всемирная история ЦЕЛИ учебного занятия1.Изложить условия и причины возникновения фашистской идеологии.2. Продолжить формировать понимание закономерностей исторического развития в послевоенных условиях3.Воспитать отрицательное отношение к войне как к средству решения мировых экономических и политических проблем. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ Какие лозунги выдвигала НСДАП?2. Какие социальные слои поддерживали нацистов?3. Согласно результатам выборов, в 1932 г. НСДАП теряла популярность. Так почему же в 1933 г. нацисты пришли к власти? С. 38 - 39 Националистические лозунги: За возрождение «Великой Германии» Борьба с неарийской расой (прежде всего с евреями).Социалистические лозунги: Ликвидация нетрудовых доходов. Национализация трестов. Запрет на спекуляцию и т.д. Нацистов поддерживали следующие социальные слои:Городская беднотаЛюмпеныРемесленникиМалоземельные крестьянеВоенныеКрупные предприниматели Нацисты пришли к власти:Представители немецкой политической элиты правой ориентации испугались, что к власти могут прийти левые силы. Поэтому они противопоставили социалистам и коммунистам А. Гитлера. Приход Гитлера к власти «Ночь длинных ножей» - июнь 1934 г. Расправа Гитлера над штурмовиками СА во главе с Эрнстом Рёмом (30 июня арестован и растрелян). 77 человек казнены как заговорщики. Поджог рейхстага. Февраль 1933 г. НАЦИСТЫ СЖИГАЮТ КНИГИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЗАКОНЫ НАЦИСТОВУтверждение однопартийного господства НСДАП.Ликвидация Веймарского федерализма и создание централизованного фашистского государства.В марте 1933 были распущены правительства большинства немецких земель.В апреле нацисты ввели посты имперских штатгальтеров (наместников), которые получили право контролировать и смещать земельные правительства. Штатгальтерами становились, как правило, гауляйтеры – руководители провинциальных организаций НСДАП.В начале 1934 г. были упразднены ландтаги (парламенты) земель. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЗАКОНЫ НАЦИСТОВВ мае 1933 г. вместо профсоюзов был образован Немецкий трудовой фронт.Упразднены фабзавкомы, вместо них на предприятиях были введены «советы доверенных»В 1935 г. с целью контроля над рабочими были введены «трудовые книжки». Трудовая повинность для взрослых немцев стала обязательной.Летом 1933 г. были ликвидированы политические партии. Закон «Об обеспечении единства партии и государства» (декабрь 1933 г.)Утверждал однопартийную систему НСДАП в Германии. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ Дайте характеристику фашистской модели экономической жизни? С. 40 Черты фашистской модели экономической жизниМИЛИТАРИЗАЦИЯПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУДИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОЙ СИЛЫ ЗАКЛЮЧЁН -НЫХ КОНЦЛАГЕРЕЙ РАСОВАЯ ПОЛИТИКА В ГЕРМАНИИВ сентябре были приняты Нюрнбергские законы: По закону об имперских гражданах евреев лишили всех политических и гражданских правПо закону о защите о защите немецкой крови и немецкой чести евреям запрещались браки и даже дружеские отношенияс немцами – арийцамиВ ночь с 8 на 9 ноября 1938 г. нацисты спровоцировали всегерманский антиеврейский погром. Более 30 тысяч были отправлены в концлагеря. Это событие получило название «хрустальная ночь». ПОЛИТИКА ГЕНОЦИДА – преследование и уничтожение народов по расовым признакамВ ночь с 9 по 10 ноября 1938 года в Германии произошла «Хрустальная ночь» - ночь разбитых витринХрустальную ночь» устроили рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, начальник главного управления имперской безопасности Райнхард Гейдрих и начальник гестапо Генрих Мюллер. ГЕТТО – СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЁННОЕ ДЛЯ ЕВРЕЕВ ИЗОЛИРОВАННОЕ МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕКАК НАРОДНОМУ ФРОНТУ ВО ФРАНЦИИ УДАЛОСЬ ПОБЕДИТЬ ФАШИЗМС. 41 - 42 ПОЧЕМУ НАРОДНЫЙ ФРОНТ ПОТЕРПЕЛ ПОРАЖЕНИЕ В ИСПАНИИ? С.42 - 43ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНАПОБЕДА Ф.ФРАНКО Создание единого антифашистского Народного фронта и единого национального антиимпериалистического фронтаVII КОНГРЕСС КОМИНТЕРНА УТВЕРДИЛ НОВУЮ ТАКТИКУ КОММУНИСТИЧЕ-СКОГО ДВИЖЕНИЯЛЕТО 1935 г. ЗАКРЕПЛЕНИЕНАЙТИ В АТЛАСЕ СТРАНЫ, В КОТОРЫХ УСТАНОВИЛСЯ ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ РЕФЛЕКСИЯПОЧЕМУ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ В 30-х ГОДАХ XX ВЕКА ПРОИЗОШЛО УСТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ?


Приложенные файлы

Слайд 2

Внешняя политика Германии была направлена на подготовку и развязывание войн для установления мирового господства. Продолжалось вооружение. Фашистские руководители уверяли, будто Германия вооружается ради ограждения других государств от угрозы большевизма.

Слайд 3

«Мне придется играть в мяч с капитализмом и сдерживать Версальские державы при помощи призрака большевизма, заставляя их верить, что Германия – последний оплот против красного потопа. Для нас это единственный способ пережить критический период и разделаться с Версалем»

Слайд 4

В 1935 году Германия объявила об отказе от условий Версальского договора и начала создание военно-морских сил и авиации

Слайд 5

В мире возникли два очага военной напряженности

Япония (с 1931 года ведет войну против Китая) Германия

Слайд 6

Система коллективной безопасности

Среди западных стран (Англии и Франции) и СССР появилась идея о создании системы коллективной безопасности В 1934 году СССР вступил в Лигу Наций 1935 год – заключен договор о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией

Слайд 7

Мюнхенский сговор 1938 г.

Слайд 8

В Судетской области Чехословакии проживали этнические немцы. Данный факт послужил поводом для Гитлера требовать присоединения Судет к Германии.

Слайд 9

29 сентября 1938 года в г. Мюнхене собрались лидеры Германии (Гитлер), Италии (Муссолини), Франции (Даладье), Англии (Чемберлен)

Слайд 10

Итоги Мюнхенских соглашений

Судетская область передана Германии Германия подписала с Англией и Францией договор о ненападении Разрушена система коллективной безопасности

Слайд 11

Начало агрессии

1939 год – немцами оккупирована Чехословакия 1939 год – Италия захватила Албанию 1939 год – Германия предъявила территориальные претензии Польше

Слайд 12

Попытка воссоздать систему коллективной безопасности

(Июль – август 1939 года) – англо-франко-советские переговоры зашли в тупик. Причина: взаимное недоверие

Слайд 13

Пакт Молотова-Риббентропа

  • Слайд 14

    23 августа 1939 года в Москве был подписан пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол к нему о «разделе сфер влияния» в Восточной Европе.

    Слайд 15

    Значение подписания пакта

    Пакт дал возможность СССР подготовиться к войне Пакт помог избежать СССР войны на два фронта (урегулированы отношения с Японией) Секретный протокол разграничил сферы влияния: Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия, Финляндия признавались сферами интереса СССР

    Слайд 16

    Осенью 1939 года на этих территориях под давлением Москвы были созданы «народные правительства». Бывшие страны объявлены социалистическими республиками в составе СССР Автор работы: Мусатова Елена Борисовна МОУ Сортавальского МР РК СОШ №1

    Посмотреть все слайды

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: