"религия как одна из форм культуры". Конспект на тему "Религия, как одна из форм культуры"(8 класс) Религия одна из форм


Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек- тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика - убежденность в реальное- ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестественного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания - убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

Еще по теме РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ:

  1. Лекция З Биржа как одна из форм организованного рынка. Виды бирж

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.


Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Место и значение религии в обществе определяются ис­полняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре­гулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компен­саторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-


Лятивная функция религии основывается на аккумулиро­ванном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, мораль­ных канонах различных религий. Религия не только уста­навливает определенные рамки свободы человека, но и по­буждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благода­ря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что рели­гия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения рели­гиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реали­зуется в молитве и покаянии, при совершении которых че­ловек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причи­ны душевного и социального дискомфорта человека не уст­раняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разво­рачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующи­ми. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам изве­стно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например пре­подобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе­мель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя уси­лия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению но­вого - вспомним, например, роль протестантизма в станов­лении буржуазного общества. Однако религиозная инте­грация имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет, примером че­му являются многочисленные религиозные войны и кон­фликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохра­няет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.


МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии охватывают огромное количество веру­ющих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают предста­вители всех мировых религий.

Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее рас­пространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание - рож­дение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у чело­века желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы до­стичь этой цели, необходимо придерживаться восьмерично­го пути спасения, включающего усвоение четырех благород­ных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных дейст­вий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ве­дет человека к нирване - состоянию отсутствия, преодоле­нию страданий.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с по­мощью которой можно достичь нирваны, привели к выделе­нию двух путей спасения - хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесни­ца»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синто­измом в Японии.

Христианство является второй по времени возникнове­ния мировой религией. Из курса истории вы знаете, что вы­деляются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврей­ского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion - благо-вестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).


Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочелове-чился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спа­сителя - центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Политическое развитие Римской империи в III- IV вв. н. э., ее разделение на Западную и Восточную приве­ло к постепенному обособлению Западной и Восточной хри стианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Свято­го Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о воз­несении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в ка­толицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возмож­ность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «рас­поряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV-XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католи­ческой церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранст­во (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным ис­точником веры и полагают, что каждому человеку воздаст­ся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего вы­ражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число като­ликов проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единст­венной религией.


Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире на­бирает силу экуменическое движение, стремящееся к диало­гу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране - православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества, а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число по­следователей. Протестантизм среди граждан России пред­ставлен как официальными церквями, например лютеранст­вом, так и сектантскими организациями.

Ислам - самая поздняя по времени возникновения ми­ровая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Юж­ной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации про­живает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верхов­ного Бога-Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог - Ал­лах - передал людям устами пророка Мухаммеда при по­средничестве ангела Джебраила священную книгу - Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер­шение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран со­держит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских госу­дарств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе - шариате.

Становление ислама происходило под заметным влияни­ем более древних религий ближневосточного происхожде­ния - иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встре­чается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга - Тора, а также Евангелие.

Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, ту­рок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Тур-


Ции, Египте и ряде других государств были проведены ре­формы по ограничению сферы действия религиозных зако­нов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (напри­мер, Иране, Афганистане) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

В современной России ислам распространен среди жи­телей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии - Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман - представители многочис­ленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусуль­мане России возглавляются Центральным духовным уп­равлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и государствам.

Правовой основой разрешения всех возникающих про­тиворечий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осу­ществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой со­вести понимается право человека самостоятельно формиро­вать свое мировоззрение и открыто выражать его в социаль­ных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной Жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не все­гда - в обществах с преобладающим религиозным мировоз­зрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуще­ствление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от госу­дарства предусматривает, с одной стороны, невмешательст­во государства в лице его органов и отдельных должностных


Лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсут­ствие государственного финансирования и пропаганды от­дельных организаций, с другой - невмешательство религи­озных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправ­ными, отсутствует государственная, официальная рели­гия - государство нейтрально в вопросах религиозной ее ры.

Светский характер государственного образования пред­полагает, во-первых, равный доступ представителей всех ре­лигиозных конфессий и атеистов к получению гарантиро­ванного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающе­го поколения в духе толерантности к проявлениям инако­мыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возмож ность свободно отправлять свой культ (в случае, если де­ятельность религиозной организации не признана судом со­циально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

Si!Основные понятия: религия, религиозное сознание, ми­ровые религии, принцип свободы совести.

ill Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

Проверьте себя

1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выде­ляют ученые? 3) Какими признаками характеризуется рели­гиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни об­щества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, со­зданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспо­нирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о не­уклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны­ми примерами.


2. С древних времен ученые прослеживают такое направ­
ление социального протеста, как богоборчество. Выскажите
несколько предположений о причинах возникновения подоб­
ного движения.

3. Соберите информацию о деятельности религиозных ор­
ганизаций в вашем регионе.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Бел­ла «Социология религии».

Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что рели­гия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познава­тельный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

Человек - это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы ре­шения проблем, - вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей про­блематикой природы человека, а среди конкретных проб­лем - такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, за­гадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом кон­кретных пределов, сколько с предельностью вообще... Но даже для самого примитивного дикаря область религии - это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме то­го, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы кон­кретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -

М.. 1972. - С. 266 - 278.

ИВ Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор ха­рактеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюст­рирующих символическую природу религии. 4) Используя фраг­мент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.


§ 34. Место искусства в духовной культуре

Вспомните:

что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?

Несмотря на то что искусство существует уже многие ты­сячелетия и активно изучается исследователями - филосо­фами, культурологами, искусствоведами, историками искус­ства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости ис­пользовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в на­личии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, впле­тенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов стано­вятся объектом художественного отображения и эстетичес­кого наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действи­тельности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО

Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука позна­ет мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объ­екты в художественно-образной форме. Оно позволяет уви­деть мир сквозь призму образности, где реальность причуд­ливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму. Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в от­личие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-


Тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство пони­мается как специфический вид духовно-практического осво­ения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компо­нентов духовной культуры общества.

О чем твои стихи? - Не знаю, брат. |

Ты их прочти, коли придет охота. !

Стихи живые - сами говорят, \

И не о чем-то говорят, а что-то. I

С. Я. Маршак «)

СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА

Многие века теоретики культуры пытаются выработать понимание сущности искусства.

С Античности до наших дней прослеживается понимание искусства как подражания, отражения природы. Его сторон­ники рассматривают искусство в связи с познанием, зачас­тую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для фи­лософа Платона искусство - это подражание миру чувст­венных предметов, каждый из которых представляет со­бой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». Аристотель также основывал искус­ство на подражательной способности, по полагал, что под­ражание - познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса - очищения человеческой души от низ­менных страстей посредством созерцания. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удо­вольствия. Основная же его задача - воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты».

Отношение к искусству как подражанию природе свойст­венно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величай­шего ее творения - человека - основная задача искусства. Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечи­валось точными знаниями анатомии, математики. С другой стороны, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.

В эпоху классицизма на первый план выдвигается не на­туралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения Рассматривают искусство как своеобразную «школу нравст­венности». Художник обладает более тонким, нежели обыч-


Ный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Бес­пристрастное отражение жизни несет в себе огромный вос­питательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.

Таким образом, даже в рамках концепции отражения (подражания) действительности оценка социальной значимо­сти искусства существенно менялась с течением времени - от вторичного образования, слепо копирующего отдельные объекты окружающего мира, до своеобразной совести обще­ства.

По мысли сторонников теории самовыражения, искусст­во является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который вы­плескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зре­ния - своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Неудивительно, что чита­тель, зритель «заражается» эмоциями автора. При таком по­нимании сущности искусства на первый план выдвигаются неэстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представля­ют собой лишь средство их выражения.

Знаково-символическая концепция искусства рассматри­вает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобраз­ным шифром, несущим в себе «закодированную» творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система симво­лов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. «Прочтение» иконы требует освобождения от стереотипов восприятия - в ее простран­стве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глу­бина, изменены пропорции, нарушены временные отноше­ния событий.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Многообразие форм эстетического освоения действитель ности порождает разнообразие функций искусства, к кото­рым можно отнести познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспита тельную, компенсаторную, эстетическую и др. Проблема


Соотношения функций искусства друг с другом в полной ме­ре не решена до сих пор. Если говорить о моделировании творцом особой художественной реальности как основе ис­кусства, то основополагающей становится эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является неотъемлемым элементом познавательной деятель­ности, предлагая неожиданные повороты событий, сочетая несовместимое, стимулируя воображение.

Остановимся подробнее на содержании некоторых функ­ций искусства. Познавательная функция искусства тесней­шим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-истори­ческие, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого твор­ца. Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение все­гда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информа­цию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задумать­ся об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает Ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодей­ствия, общения в самом широком смысле.

Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культур­ными ценностями, т. е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существую­щей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к Ценностно-ориентирующей является воспитательная функ­ция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоз­зрение и деятельность людей. Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведе­ниями искусства также позволяет в некоторой мере, как Правило, иллюзорно компенсировать социальные и духов­ные проблемы, негативные переживания человека.

Эстетической функции искусства еще древние мыслители Придавали первостепенное значение. Искусство очищает на-Шу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответ­ствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.


СТРУКТУРА ИСКУССТВА

Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, дви­жение в танце. Каждая среда, материал требует специфиче­ских выразительных и технологических средств, своего «языка». Об этом свидетельствует, например, то, что содер­жание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида.

Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусст­ва, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил ис­кусства на реальные и идеальные. Реальные - музыка, жи­вопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные - литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся сло­вом как наиболее свободным и богатым средством выраже­ния художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой худо­жественного творчества, выражающей самую суть искусст­ва.

Существуют и иные классификации видов искусства, на­пример, выделяются пространственные, или пластические, виды, к которым относятся архитектура, все виды изобра­зительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художест­венного замысла является пространственное построение объ­ектов. Ко второй группе относятся временные или динами ческие виды - литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Тре­тью группу составляют пространственно-динамические ей ды, которые также называют синтетическими или зрелищ ными, - театр, киноискусство, хореография, цирк и др.

Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамич­но развивается - появляются все новые виды. Однако каж­дая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.

Искусство можно также классифицировать по социологи­ческому принципу, выделив элитарное, народное и массо­вое. Мы рассмотрим их в следующем параграфе.

В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значитель­ной группы произведений искусства какой-либо историчес-


Кой эпохи, народа или мира в целом. Основания для выде­ления жанров весьма многочисленны, поэтому мы вспомним лишь некоторые из них. Так, из курса литературы вы зна­ете, что по способу отражения действительности выделяют­ся, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном ис­кусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения: портрет, на­тюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. Иногда жанры определяются характером изображения: карикатура или шарж. В музыке жанры различаются, во-первых, по способу исполнения - вокальные и инструмен­тальные; во-вторых, по содержанию - лирические, эпичес­кие и драматические; в-третьих, по месту и условиям исполнения - театральные, концертные, камерные и др.

Система жанров искусства динамически развивается - появляются новые жанры, меняется удельный вес традици­онных. Несомненна современная тенденция к стиранию гра­ниц, синтезу различных видов и жанров искусства.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Как известно, современное искусство весьма разнообраз­но, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и прави­ла. Произведения современного искусства нередко создают­ся в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (1883 -1955), развитие искусства идет по пути «дегумани­зации», т. е. преодоления стремления творца к безгранич­ному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональ­ных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и мно­гообразии - ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлин­но свободным и всесильным - средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент - метафора (художест­венный прием, связанный

Казахстан - светское государство. Каким должен быть образ светского верующего? Должен ли он чтить и уважать традиции и обычаи своего народа, какова взаимосвязь между религией и историей казахского народа? Об этом и другом читайте в материале Центра исследования проблем религий акимата г. Астаны, сообщает Zakon.kz .

Какими должны быть верующие граждане светского государства?

Светскость и духовность не противоречит друг другу, понятие светскость - это форма управления государством, а духовность - составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве - чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним. Светскость не является идеологией, светскость является формой правления. Образ светского верующего гражданина это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.

В чем причина существования традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, каковы принципы определения правильного от неправильного?

Понятие традиционное и нетрадиционное религиозное течение - это условное обозначение. Говоря о традиционной религиозной принадлежности, мы исходим из исторической преемственности, а о нетрадиционной - исходя из того, насколько данное течение является для нас относительно новым. Нетрадиционное религиозное течение может быть абсолютно безопасным и вполне нормальным явлением, если является официально признанным на территории Казахстана, не имеющим деструктивного содержания и влияния в своей идеологии, последователи которого являются законопослушными гражданами нашей страны.

Каковы признаки деструктивных религиозных организаций?

Нужно понимать, здесь важны признаки не визуального характера, а признаки, имеющиеся в самой идеологии. Основные признаки деструктивной идеологии религиозных течений это частое употребление таких понятий как «такфир», «тагут», «кафир», «джахилия», «джихад» в диверсионной форме. Если в религиозной организации чувствуются признаки гипноза, потребления наркотических средств (что является одним из частых явлений), если организация выстроена в пирамидальной иерархической форме, имеющая элементы конспирации, то можно полагать, что данная религиозная организация является потенциально радикальной, экстремистской, деструктивной, псевдорелигиозной.

Как обезопасить себя от деструктивных религиозных течений?

Обезопасить себя можно религиозной грамотностью, знанием своей истории и культуры. Многие воспринимают религиозные учения как за буквальные призывы. В религии очень много принципов, это основные понятия, как быть, например, морально-нравственным человеком, порядочным, честным и т.д. Также необходимо отслеживать поправки в законодательство, поскольку юридические нюансы находятся в постоянном, динамичном совершенствовании и очень важно быть юридически осведомленным.

Какова взаимосвязь между религией и традициями казахского народа?

Религия для казахстанца - этническая идентичность, религия и традиции взаимодополняющие друг друга, не противоречащие друг другу составляющие. Верующие граждане, придерживающиеся народных традиций, чтут национальное, историческое достояние, а религия больше относится к духовным принципам, придерживаясь которых верующие граждане чтут духовное достояние. Религия и традиции очень плотно переплетены, в первую очередь, имея единый фундамент в морально-нравственных ценностях.

Является ли нарушением Конституции запрет на ношение хиджаба в школах?

Требования к школьной форме, запрещающие ношение хиджаба, связаны с тем, что любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевают под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся. Поэтому такие требования обеспечивают равенство всех религий перед законом, принципы светскости и не допускают преимущества какой-либо из религий. Поэтому запрет ношения хиджаба в школах не нарушает Конституцию РК.

Некоторые женщины-мусульманки полностью покрывают себя черным одеянием, тщательно скрывая части тела. Что по этому поводу говорится в исламе?

Хиджаб не является униформой, по исламу необходимо скрывать те части тела, которые называются «ауратом», но каким цветом, какой формы, каким национальным одеянием - не указывается. Это опять-таки принцип, а принципы важно понимать, а не воспринимать буквально. По исламу женщина должна быть одета скромно, опрятно, без вызывающих элементов, демонстрирующих интимные части тела. Это может быть любое национальное одеяние, если оно скрывает основные части тела, не привлекает к себе пристального мужского взора.

В чем особенность придерженности и непридерженности мазхаба?

Мазхаб это готовая форма правильного понимания ислама. Понять это можно на простом примере. Допустим, человек заболел и идет в поле за лечебной травой, но не знает, какое это именно растение, как его собирать, готовить, пить, в какой дозировке и так далее. Здесь есть опасность отравиться, поэтому мы обращаемся в больницы, ходим к врачам и в аптеки. Также и с мазхабом. Очень важно придерживаться мазхаба, т.к. это наиболее безопасная, правильная информации и ее трактовка удерживает нас от заблуждений и ошибок.

Что говорится в шариате о ношении укороченных брюк и бороды?

Во времена Пророка Мухаммада у арабов имелось одеяние (изаар), которое волочилось по земле, и чем оно было длиннее, тем больше подчеркивалось положение человека в обществе. Это было неким проявлением высокомерия. Важно понимать сам принцип: укороченные до щиколотки брюки были проявлением скромности, воспитанием кротости и смирения. Другой немаловажный фактор - подобные укороченные одеяния не пачкаются внизу и тем самым обеспечивают чистоту и личную гигиену. Также и борода, она должна быть аккуратной, опрятной, в том числе в связи с личной гигиеной.

Каково законодательство и юридическая ответственность использование и распространение запрещенной религиозной литературы?

Закон Республики Казахстан запрещает пользоваться и распространять религиозную литературу, запрещенную на территории страны, в т.ч. в социальных сетях. Со списком запрещенной религиозной литературы можно ознакомиться на официальном сайте правовой статистики РК. Согласно статьи 453 КоАП РК (изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение не территории Республики Казахстан продукции, средств массовой информации…») за распространение запрещенной литературы грозит штраф, а согласно статьи 174 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) - лишение свободы.

Религия, как одна из форм культуры

Религия – это общественное сознание, основанное на вере в одного или нескольких богов и имеющее свой социальный институт – церковь. Если церкви нет, то это не религия, а верование .

Сначала в первобытном обществе были такие верования: тотемизм – поклонение животному или растению, как своему предку-защитнику. Вместе с тотемизмом постепенно сформировался фетишизм – вера в магические свойства предметов(амулеты, фигурки..). Далее тотемизм сменился анимизмом – верой в духов, душу и одухотворённость природы.

Далее после этих верований начали формироваться религии. Есть два вида религий:
1. Политеистические – вера в нескольких богов(индуизм, любое язычество).
2.
Монотеистические – вера в одного бога(иудаизм, христианство, ислам).

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:
1.Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день(культ вуду, шаманизм и т.п.);
2.
Национально государственные религии , составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, синтоизм, иудаизм(?) и др.);
3.
Мировые религии . Их всего три(четыре): христианство, иудаизм(?), буддизм и ислам.

Основатели мировых религий:
1.Христианство – Иисус;
2.Иудаизм – Моисей;
3.Ислам – Мухаммед;
4.Буддизм – Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

К признакам мировых религий относят:
1) огромное число последователей во всем мире;
2) космополитизм(наднациональный и надгосударственный характер);
3) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
4) необычайная пропагандистская активность.

Христианство делится на католицизм , где главой церкви является Папа Римский, православие , в котором над церковью стоит Патриарх, а также протестантизм , делящийся в первую очередь на лютеранство и кальвинизм и большое количество сект, где нет главы церкви.

Церковь – это социальный институт, объединяющий последователей одного культа.
Выделение из церкви группы мирян, не признающих часть догматов называется
сектой .

В России церковь отделена от государства и господствует принцип свободы совести (свободного выбора вероисповедания). Все религии в стране являются равноправными, государство гарантирует свободное отправление культа. Религиозные организации освобождены от налогов.
В России порядка 80% населения называют себя православными. Также в России огромное количество мусульман, а самым большим мусульманским народом являются татары. Иудаизм исповедуют в первую очередь евреи. Буддизм исповедуется в Бурятии, Тыве, Алтае, Калмыкии, причём Калмыкия единственный буддистский регион в Европе.

Противостоит религии атеизм – научно-теоретическое учение об отсутствии Бога. Сомневающихся в существовании Бога называют агностиками.

Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

Искусство - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К И. относят группу разновидностей человеческой деятельности: живопись, скульптуру, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности, способом удовлетворения и воспитания человеческих чувств.

Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Сущность искусства наиболее отчетливо проявляется в его функциях . Есть разные подходы к типологии функций искусства. Наиболее интересными и обоснованными можно считать подходы известных исследователей философских проблем культуры и искусства Ю Б Борева и М С Кагана. эстетический самовыражение художественный мастерство

Исходя из роли искусства в жизни человека и общества, ЮБ Борев дает такую классификацию его функций:

  • - общественно-преобразующая (искусство как деятельность) - искусство на основе переработки жизненного материала создает образы, которые идейно-эмоционально воздействуют на людей, ориентируя их мировосприятие, мышление и поведение;
  • - познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение) - произведения искусства всегда воплощают и несут определенное знание, формируют новые горизонты видения жизни;
  • - прогностическая - в произведениях искусства часто имеет место интуитивно-целостное предчувствие будущего, образно-эмоциональное представление о нем, дополняя или даже опережая научное предвидение;
  • - информационно-коммуникативная (искусство как общение и сообщения) - искусство всегда является сообщением и общением, оно служит усвоению индивидом общественного опыта (исторического, национального) создавая идеи-символы общечеловеческих ценностей.
  • - воспитательная - искусство формирует целостную личность, структуру ощущений и мыслей людей, общий эмоциональный настрой на жизнь.
  • - суггестивная (искусство как внушение) - искусство нередко действует словно гипнотически, может формировать уверенность перед битвой, священный страх, призвать к определенному действию, мобилизуя силы и способности людей;
  • - эстетическая - (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций) - искусство формирует чувственность человека, способность видеть жизнь сквозь призму образности, представлений о прекрасном и безобразном, формирует эстетические вкусы, идеалы;
  • - гедонистическая (искусство как наслаждение) - как художественное творчество, так и восприятие художественного произведения несут человеку бескорыстную радость, удовольствие от открытия и сопереживание гармонии и совершенства
  • - компенсаторная (искусство как психотерапия) - поскольку человек не всегда имеет возможность реально изменить свою жизнь в желаемом плане, у него возникает потребность в искусстве как особом средстве позволяет превратить жизнь символично, утраченную или недосягаемую в реальности.

С более подробной характеристикой этих функций искусства можно ознакомиться в работе Борев Ю Эстетика М, 2005, с 218-238

Руководствуясь системным подходом, Каган МС характеризует функциональные отношения искусства как составной культурного измерения человеческого бытия по отношению к природы, общества, человека, культуры и к самого себя как специфического культурного явления. Особенности каждой из этих функциональных ориентаций искусства выглядят следующим образом

Функции искусства по отношению к человеку Проблема отношения искусства к человеку имеет два масштабы: исторический и биографический. Исторический масштаб проявляется в том, что искусство с самого начала выступало средством очеловечивания человека -отрывало ее от животного состояния, поднимало над чисто биологическими, утилитарными практическими потребностями. Искусство развивает духовность человека целостно, воздействуя как на чувства, так и на мышление и волю.

Функции искусства по отношению к обществу искусство выступает как средство укрепления общественных связей между людьми. Уже в первобытной культуре формируется сложная и разветвленная система обрядов, регулирующие морально-религиозные отношения людей. Это охотничьи и земледельческие танцы, ритуалы, обряды инициации, свадебные и похоронные церемонии представляли собой своеобразные драматизированные действа, вызывали к себе определенное эмоциональное отношение. С этого времени и на протяжении всей истории человечества эта художественная обрядность предоставляла различным социальным отношениям эстетическую привлекательность, величество, поэтичность

Функции искусства по отношению к природе Искусство способно влиять не только на человека и общество, но и на саму природу. Оно не только изображает природу, но и превращает ее - как в воображении, так и в реальном материальном бытии, примером чего, в частности, выступает садово-парковое искусство. Данная функция существенно изменяется на протяжении всей истории Например, в Средневековье христианство культивировало пренебрежение к природе, а в эпоху Возрождения уже преобладает восхищение ее гармонией и величием.

Функции искусства отношении культуры В отношении культуры искусство выполняет функцию ее самосознания, способно выступать зеркалом культуры, ее автопортретом. Через искусство определенной эпохи, другой культуры мы входим в самое сердце этой культуры и не просто ее узнаем, а эмоционально, постигаем ее, вступая с ней в диалог. И в ходе этого общения через искусство каждая культура глубже осознает себя, свою уникальность, а также сходство с другими культурами.

Функции искусства по отношению к собственным потребностям функция искусства относительно самого себя выступая эстетическим регулятором собственного развития. В этом смысле в истории искусства ключевым является понятие "классика" которое означает признание потомками непреходящей ценности определенного этапа художественного развития, из которого искусство последующих эпох черпает опыт большой эстетической силы. МСКагана "Философия кул льтуры ", СПб, 199t;, СПб., 1996.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: